Компьютерный сбой

Лариса Денежная

Компьютер — интеллектуальная машина. Но само по себе «железо» - считай, безжизненное «тело». Главное в компьютере - «мозги». Именно от программного обеспечения зависит полноценная работа техники. Но если с «мозгами» не все в порядке, то...
Забегая вперед, скажем, что в Ставрополе впервые рассматривалось в суде дело, предметом спора которого стал программный продукт — Windows Vista, производитель которого - Microsoft - продвигал его как «систему новых горизонтов».


Для девятилетнего Жорика, лишенного слуха с детства, компьютер заменил мир — общение со сверстниками, улицу и пр. Поэтому к юбилею внука Любовь Петровна Б. (она же — и опекун, воспитывающая ребенка с первого месяца жизни) решила купить новую технику взамен старой. В магазин бабушка отправилась выбирать подарок вместе с мальчиком.
Продавцу объяснили: компьютер нужен для игр, просмотра фильмов. И поскольку в технике (характеристиках, свойствах и пр.) женщина не разбиралась, в выборе всецело доверилась работнику прилавка. Увидев интерес Жорика к системному блоку «Acer» (ребенку очень понравился его дизайн), продавец расхвалил модель: чешская сборка, стоит новая программа Vista. Это уже потом выяснились все «прелести» последней. 
Но сначала Любовь Петровна была приятно удивлена, когда при расчетах ей назвали сумму к оплате за компьютер на 4 тысячи рублей меньше, чем в витринном ценнике. Объяснили: сделали скидку. Да еще выдали в качестве подарка регулятор тока (источник бесперебойного питания), необходимый для сохранности компьютера. Такой щедрости от магазина женщина не ожидала. Как позднее выяснилось, за «подарок» с Любовь Петровны взяли 2499 рублей. 
Компьютер вынесли в коробке и, не проверив, передали Б. Объяснили, что предпринять в случае обнаружения дефекта. Но при этом даже не заполнили и не выдали гарантийный талон на технику. Зато навязали платную программу дополнительного сервиса (ПДС) на 3 года за 3399 рублей, оформив сертификат. Тому, что он начинал действовать после окончания заводского гарантийного срока, женщина, осчастливленная «щедростями» магазина, тогда не придала значения. А предупреждение работников прилавка о необходимости купить модем для защиты компьютера от вируса восприняла как заботу о покупателях.
Когда компьютер привезли домой, мальчику не терпелось быстрее опробовать новую машину, да еще с современной программой. Но насладиться игрой Жорику не удалось. Компьютер «завис». Перезагрузка ничего не дала. Б. обратилась в магазин, попросила заменить компьютер на другой или вернуть деньги. Лишь после неоднократных обращений к продавцам в течение недели наконец-то приехал его представитель. Причину дефекта установить не удалось. 28 апреля 2008 года Б. обращается в сервисный центр — ООО «Омега». Выясняется: сбой программного обеспечения. Кстати, Любовь Петровне пришлось оплатить ремонт, так как она не предоставила мастерам гарантийный талон (этот документ в магазине выдали уже по требованию Б., спустя три недели после покупки техники). Здесь же она покупает модем. Работники фирмы устанавливают и запускают программу.
Однако модем не спас. Любови Петровне пришлось еще не раз обращаться в сервисные центры. Мастера констатировали одну и ту же причину: сбой програм-много обеспечения.
Б. объясняют: программа Windows Vista, которая идет в сопровождении компьютера и которую так расхваливали продавцы, – несовершенная и «сырая» (эта версия — из серии графических операционных систем, потому она графически навороченная. — Л.Д.). Посоветовали переустановить другую программу, купив лицензионный диск, иначе компьютер будет по-прежнему «зависать». 
14 мая фирма «Компьютер Гранд» установила систему MS Windows ХР. Но вскоре вновь случился сбой. 4 июня мастера ООО «Омега» восстановили программу «Виста» из резервной копии в скрытом резерве системного блока. Но через некоторое время пришлось снова обращаться в сервисный центр. «Сделайте так, чтобы компьютер больше не ломался», - сказала Б., переступив порог ООО. Но именно этого мастера гарантировать не могли. Как пояснил позже на суде представитель сервисного центра, система не работала из-за большого количества нелицензионных игр. Мол, если их устанавливать и удалять, может возникнуть сбой программы. Но почему сразу не предупредили в магазине о том, что компьютер с предустановленной программой Vista не подходит для игр? Тогда бы женщина купила другую модель.
Намучившись с проблемным процессором, Любовь Петровна решила вернуть технику в магазин, написала претензию.
26 июня Б. сдала компьютер продавцам. По просьбе магазина его диагностику провели в ООО «Симпеко». И снова констатировали сбой программы. Сделали переустановку операционной системы...
Б. обращается с иском в мировой суд. Но в требованиях ей отказывают. Суд принял доводы ответчика о том, что сам ПК «Acer» был продан качественным, находился в рабочем состоянии. Кроме того, сбои программного обеспечения не являются существенным недостатком (он дает право на возврат денег за технически сложный товар. - Л. Д.), т. к. программы ЭВМ – результат интеллектуальной собственности и не являются составной частью основного товара (на самом деле программа входит в стоимость компьютера. — Л. Д.). 
Любовь Петровна подает апелляционную жалобу в районный суд. В своих возражениях магазин повторяет вышеупомянутые доводы. Обращает внимание суда, что при проверке жесткого диска якобы обнаружены вирусы. И вообще, предмет спора – программное обеспечение – интеллектуальная собственность разработчика, и не является гарантийным случаем.  
Позже представитель сервисного центра «Симпеко» пояснил суду: сам процессор был в исправном состоянии, а вот операционная система оказалась испорченной. Причиной этого могли быть или вирусы, или нелицензионные программы. Первых при диагностике не обнаружили. По просьбе магазина центр переустановил программу. По какой причине вышла из строя операционная система – установить сложно.
Специалист по защите прав потребителей городской администрации Вера Иванова также обратила внимание суда на то, что причина сбоя программы не установлена, а значит, не доказана и вина потребителя. Однако продавец еще во время продажи техники допустил массу нарушений – навязав ПДС, не проверил качество техники, не выдал гарантийный талон и пр. 
Суд учел то обстоятельство, что сведения о причинах сбоя в работе компьютера носят предположительный характер, а также наличие существенного недостатка товара, из-за чего компьютер нельзя использовать по назначению.
Во время судебных слушаний также выяснилось, что производитель программной версии Windows Vista из-за ее несовершенства специально предусмотрел опцию «отката» (обратной миграции) на Windows ХР. 
Помимо стоимости компьютера суд взыскал с ответчика затраты на приобретение модема, лицензионной программы Windows ХР, неустойку за каждый день просрочки возврата стоимости товара. Только пеня потянула почти на 26 тысяч рублей.
Б. купила другой компьютер, который еще ни разу не ломался. Жорик осваивает новые игры...
Между тем в России уже имелся прецедент, связанный с отказом от предустановленной на новый компьютер BenQ операционной системы Windows Vista. В июле 2008 года жителю Санкт-Петербурга Владимиру Садовникову компания BenQ выплатила стоимость программы - 74 доллара. Если в мировой практике подобные случаи — нормальное явление, для нашей страны - это пока исключение.

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление