Навязанных услуг больше не будет?

Олег Чесноков

Закон стоит на стороне потребителя, но в реальности ситуация гораздо сложнее

В нашей стране наконец-то начали предпринимать действия по борьбе с навязыванием товаров и услуг. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон об ответственности за навязывание гражданам дополнительных услуг и товаров. Теперь тем, кто грешит подобными действиями, грозят штрафы.

 

Максимальный штраф – 40 тысяч рублей

Штрафы за навязывание дополнительных товаров и услуг новый закон предусматривает достаточно серьезные, хотя и не гигантские. Так, для должностных лиц их сумма составит от двух до четырех тысяч рублей, а для юридических – от 20 до 40 тысяч рублей.

Таким образом, по замыслу разработчиков законодательного акта, отныне никаких страховок при получении кредита или условных ковриков по заоблачным ценам при приобретении автомобиля потребителям навязать не смогут. По мнению ряда юристов по защите прав потребителей, в первую очередь нормы закона будут распространяться на кредитные договоры на страхование и на покупку недвижимости в новых домах, а также на приобретение автомобилей с дополнительным оборудованием либо без оного. Кроме того, подписанный главой государства документ в какой-то степени затронет предпринимателей, которые оказывают услуги. К примеру, салоны красоты.

Тут стоит понимать вот что: на самом деле потребителям и ранее нельзя было ничего навязывать, но это правило как бы не работало. Новый закон определяет, на какую сумму могут оштрафовать за подобные действия. Как раз в этой связи многие эксперты и делают вывод, что на практике нормы документа работать не будут. Действительно, что такое для автосалона штраф в 40 тысяч рублей. Эти деньги дилер не глядя «отобьет» теми же самыми навязанными ковриками. При этом также возникнут сложности при доказательстве навязывания того или иного товара, а равно и услуги.

 

Спорный вопрос

Ряд экспертов подчеркивает, что сама формулировка «навязывание» является достаточно спорной. Что можно считать таким действием? Как отличить это от грамотной и качественной работы энергичного менеджера, который легко, ловко и весело предлагает какой-либо товар или услугу потребителям? Где тут проходит граница с навязыванием? Или, к примеру, при оформлении полиса ОСАГО с расширением гражданин получает скидку, а при оформлении КАСКО скидка выходит еще больше, при пользовании кредитом появляется дополнительный дисконт. Это все тоже навязывание?

Конечно, совсем принципиальные граждане могут даже записать все детали своей покупки на диктофон и обратиться, например, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор – или в другие подобные органы. Но если в автосалоне уже провели, к примеру, антикоррозийную обработку кузова автомобиля, клиент не заставит это смыть. Со своей стороны, автодилер имеет право сказать, что он вовсе не отказывал потребителю в продаже машины без дополнительных опций. Просто таких авто сейчас нет, но они обязательно появятся в продаже чуть позже, вот только неизвестно, по какой цене.

 

Разные рынки

Эксперты напоминают времена, когда в России был ориентированный на покупателя рынок. Тогда потребители легко выбивали скидку в несколько сотен тысяч рублей при покупке нового авто или комплекты зимней резины в подарок. В это относительно недавнее время количество автомобилей превышало число желающих их приобрести. Теперь же сложился рынок продавцов, которые сами контролируют ситуацию. Аналитики подчеркивают – хорошо, что такой закон наконец-то появился, но вот в случае с торговлей автомобилями он едва ли будет работать.

По мнению экспертов, граждане могут попробовать подкреплять свою жесткую позицию, ссылаясь на новый закон, в банках или в страховых компаниях. Но у последних всегда найдется ответ в виде игры с процентными ставками, внезапного отключения Интернета, поломки принтера или отсутствия кассира. Есть риск, что потребителю не откажут, но ничего не продадут и не оформят. И вероятность штрафа в 40 тысяч рублей финансово-кредитные или страховые организации остановит вряд ли.

 

Защита прав потребителей

Надо сказать, законодательство и до нового закона содержало нормы по борьбе с этим явлением. Дело в том, что все бытовые вопросы на рынке регулируются Федеральным законом о защите прав потребителей. В этом документе, а также в Гражданском кодексе и Кодексе об административных правонарушениях прописана недопустимость навязывания товаров и услуг и меры ответственности за это.

Кроме того, в некоторых совсем уж радикальных ситуациях можно привлечь к ответственности по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации. Но это рассматривается уже не как навязывание дополнительных услуг, а как принуждение лица к заключению договора, что прописано в статье 179 УК РФ. Речь в ней идет об угрозе насилием, повреждением имущества или распространением информации. Максимальное наказание по этой статье довольно суровое – до десяти лет лишения свободы.

Но в обычной жизни с таким принуждением к заключению договора граждане практически не сталкиваются, и чаще речь идет именно о навязывании. Эти действия подробно описывает статья 16 Закона о защите прав потребителей. Там указаны общие недопустимые условия в договоре, которые ущемляют права клиента. Статья 14.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает штраф до 20 тысяч рублей. Таким образом, запрещается обусловливать приобретение одних товаров, работ или услуг обязательным приобретением других.

Отказ от допуслуг может быть и устным. Человеку достаточно не подписывать договор и сказать, что он не нуждается ни в каких дополнительных опциях.

 

Признаки навязывания

Отказ продавца заключить договор без приобретения потребителем дополнительных вещей или сервиса, услуги, не предусмотренные основным договором, будет считаться навязыванием. Также к этому относятся случаи, когда продавец оформил кассовый чек, куда включил дополнительные товары и сервис.

Важно, что постановлением Пленума Верховного суда России № 25 определяются ничтожными условия сделок, при которых нарушен явный запрет на ограничение прав потребителей по части 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей.

 

Автосалоны и страхование

Если приобретать машину с помощью заемных средств, то условия их предоставления диктует финансово-кредитная организация. Как раз с автомобилями вопрос стоит особенно остро. ОСАГО является обязательным полисом страхования ответственности, а КАСКО – дополнительным и добровольным. Банк, конечно, стремится максимально защитить имущество, которое передается в залог. Поэтому в автомобильных салонах при приобретении машины в кредит гражданам предлагают заключить договор на покупку КАСКО.

Потребитель рискует получить отказ в случае, если не согласится на оформление КАСКО. Но Центральный банк Российской Федерации еще пять лет назад установил так называемый «период охлаждения». Речь идёт о том, что гражданин может отказаться от условий добровольного страхования в течение двух недель, а страховщик может и продлить этот срок. Данное условие распространяется также и на КАСКО.

Что же касается ОСАГО, то его, как правило, оформляют без всяких допуслуг. Дело в том, что Кодекс об административных нарушениях в статье 15.34.1 предусматривает штраф за навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования до 300 тысяч рублей. Сумма гораздо серьезнее, чем санкции нового закона.

 

Кредиты и банковские услуги

Потребительский кредит регламентируется отдельным Федеральным законом № 353. Седьмая статья документа, который называется «О потребительском кредите (займе)», устанавливает условия его предоставления. Заемщикам часто предлагают к кредиту заключить договор страхования. В него включают условия страховки жизни заемщика или варианты его неплатежеспособности. Но по закону финансово-кредитные организации не имеют права этого делать. В данную статью были приняты поправки, которые уточнили, что банк не имеет права включать в сам текст договора отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг. Кредитная организация при выдаче потребительского кредита должна обеспечить право заемщика отказаться от дополнительных услуг.

Но если говорить об ипотеке, то она не имеет отношения к вышеуказанным обстоятельствам. Страхование имущества в этом случае обязательно в силу требований закона.

 

Навязчивые звонки по телефону

А вот это, на личный взгляд подготовившего материал журналиста, является самым неприятным и раздражающим маркетинговым приемом. Звонят буквально каждый день, включая выходные, с предложениями взять кредит, пройти медицинское обследование, ответить на вопросы исследовательских групп, записаться на языковые курсы и так далее.

А между тем такие действия попадают под запрет согласно положениям статьи 18 Федерального закона «О рекламе». В нем о навязывании услуг по телефону говорится буквально следующее: «Допускается распространение рекламы по телефону только с предварительного согласия абонента».

Федеральная антимонопольная служба является контролирующим органом в области антимонопольной политики, а также принимает жалобы граждан о навязчивой рекламе в СМС и мессенджерах. Именно туда стоит направить жалобу на подобные звонки и сообщения. Только вот эффективность таких жалоб остается под большим вопросом.

навязчивая реклама, навязывание товаров и услуг, Федеральная антимонопольная служба, кредиты и банковские услуги, защита прав потребителей

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление