Мастера пейзажа, портрета и русской души

Ольга Метёлкина

Произведения художников-передвижников представлены в «Золотой коллекции» Ставропольского музея изобразительных искусств

В зале «Золотой коллекции»
Ольга МетёлкинаВ зале «Золотой коллекции»

Выстроившиеся в линию изящные здания, украшенные лепниной, на бывшей Александровской улице губернского Ставрополя по-прежнему привлекают внимание и горожан, и приезжих. В стенах купеческих особняков конца XIX – начала XX века располагается Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. Очень хорошо, если периодически вам удается посещать его. Время летит стремительно, экспозиции меняют одна другую, и очень жаль упустить что-то по-настоящему интересное и важное.

В экспозиционных залах постоянно действующей «Золотой коллекции» музея представлены произведения живописи, графики, прикладного искусства, скульптуры, предметы интерьера XVII – начала XX века. Следует напомнить, что часть архитектурного комплекса, в которой они демонстрируются, была открыта для посетителей после масштабных реставрационно-восстановительных работ без малого 20 лет назад – в 2004 году. Музей изобразительных искусств обладает большим собранием художественных произведений для показа, тематика экспозиций периодически обновляется.

В зале «Золотой коллекции»
Ольга МетёлкинаВ зале «Золотой коллекции»

Сегодня в «Золотой коллекции» представлена выставка, посвященная художникам-передвижникам. 160 лет назад, 9 ноября 1863 года, в Императорской Академии художеств произошел так называемый «бунт 14-ти»: группа живописцев-дипломников отказалась писать свои выпускные работы на заданную тему из скандинавской мифологии. Художники выступили против догм академизма, которые превалировали в то время в российском художественном образовании.

Для того чтобы узнать, чем был вызван «бунт 14-ти», посетители выставки «Передвижники» в музее изобразительных искусств могут воспользоваться аудиогидом или послушать рассказ экскурсовода.

- Требование молодых художников выражалось в желании обратить искусство к проблемам современной жизни, – поясняет хранитель музейных предметов Светлана Николаевна Гайденко. – Получив отказ, группа демонстративно вышла из Академии. Выступление дипломантов было по своему характеру невиданным в истории русской художественной культуры. После ухода из Академии художеств участники «бунта» оказались в тяжелом материальном положении. Учебные мастерские пришлось покинуть, и, чтобы содержать себя, они основали Санкт-Петербургскую артель художников. Живописцы выполняли много заказов, продавали картины и зарабатывали частными уроками.

Через семь лет на смену артели пришло Товарищество передвижных художественных выставок, которое основали московские и петербургские живописцы, вдохновленные идеей народничества. Среди них были Иван Крамской, Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов и другие выдающиеся мастера. Участники Товарищества хотели не только создавать работы, реалистично отражающие действительность, но также показывать свои картины жителям разных уголков империи, удаленных от Москвы и Петербурга.

Их творческое сообщество стремилось создать альтернативу академизму. Благодаря художникам-передвижникам в русской живописи значительное место заняли сюжеты из отечественной истории, народного быта, социальные портретные изображения простых людей, передающие глубокий психологизм персонажей.

Одним из ведущих жанров реалистического искусства становится также пейзаж с деревенскими околицами, проселками, заливными лугами и лесными дебрями.

В залах «Золотой коллекции» представлены работы из собрания Ставропольского музея изобразительных искусств, созданные не только художниками-передвижниками, но также живописцами и скульпторами, не входившими в Товарищество, которые были экспонентами отдельных передвижных выставок. Всего же эта музейная коллекция насчитывает 93 произведения 54 мастеров (из них авторство 67 работ принадлежит 33 передвижникам).

Матвей Чижов. «Крестьянин в беде»
Ольга МетёлкинаМатвей Чижов. «Крестьянин в беде»

Интересна история ее формирования. Многие работы поступили в период создания краевого музея изобразительных искусств в 1962 году из краеведческого музея. В свою очередь, туда они были переданы из Академии художеств в 1919 году, а также поступили из государственных музеев и частных коллекций в 1920-е годы. Например, в 1925-1928 годах через Государственный музейный фонд были переданы произведения из Румянцевского музея. Сохранилась информация о том, что одиннадцать художественных работ, представленных на выставке, в свое время принадлежали московскому предпринимателю, коммерции советнику, текстильному фабриканту и крупному книгоиздателю Козьме Солдатёнкову. Есть в коллекции картины, принадлежавшие роду ставропольских купцов Алафузовых, собиравших произведения известных мастеров изобразительного искусства.

Посетители выставки имеют возможность познакомиться с подлинными произведениями передвижников, в деталях изучить их работы, попытаться понять, чем руководствовались выдающиеся художники, бросившие вызов академическому искусству.

Творчество художников-передвижников пронизано любовью к Родине во всех ее проявлениях: к историческому прошлому, к природе, к простым людям. На выставке представлен этюд Исаака Левитана «Березы. Опушка леса», который экспонировался на посмертной выставке автора в Санкт-Петербурге в 1901 году. «Он видел все скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже – его душу, его очарование» – так писал о Левитане знаменитый художник Михаил Нестеров.

Многих художников-передвижников привлекало именно состояние природы. К ним относился и мастер пейзажа Ефим Волков. Он был участником 46 из 48 передвижных художественных выставок, организованных Товариществом. В собрании Ставропольского музея изобразительных искусств находится работа Ефима Волкова «Заход солнца над озером».

Пейзаж «Мостик в лесу» художника-передвижника Рафаила Левицкого был написан на подмосковной даче Абрамцево знаменитого мецената Саввы Мамонтова. Это живописное место писали многие художники, к примеру, хорошо известно полотно Ильи Репина «Горбатый мостик».

Пейзажную живопись Леонарда (Леонида) Туржанского, который был учеником выдающихся русских художников Константина Коровина и Валентина Серова, отличает насыщенность «земляными» тонами. В коллекции музея – четыре живописные и одна графическая работа этого автора.

Посетителей музея поражает масштабность полотен Арсения Мещерского «Зимний вечер в Финляндии», «Сумерки в горах» и «На реке». Художник не принадлежал к числу передвижников, но регулярно принимал участие в их выставках. Он славился как характерный мастер академического пейзажа, сам же называл себя «рисовальщиком природы». В большом зале «Золотой коллекции» посетители подолгу задерживаются возле его «Зимнего вечера в Финляндии», отходят подальше, подходят вплотную к полотну, поражаясь, как мастерски художник изобразил мельчайшие детали, в том числе иней на паутине.

Пейзаж Арсения Мещерского «Зимний вечер в Финляндии»  в экспозиции музея
Ольга МетёлкинаПейзаж Арсения Мещерского «Зимний вечер в Финляндии» в экспозиции музея

В творчестве художников-передвижников нашли яркое отражение отечественная история и этнография. В их работах нередко встречаются образы исторических деятелей, былинных героев, сюжеты, навеянные народным фольклором. Рассказывали, что художник Алексей Максимов, перед тем как приступить к работе над картиной «Сторожевой пост на границе Русского (Московского) государства в XV веке», многократно посещал музеи, досконально изучал детали исторического костюма.

Внимание к деталям характерно для творчества художника Николая Неврева. Однако главным в его работах считается глубина психологических образов персонажей и драматического момента в сюжетах. Его картина «Пётр I в иноземном наряде перед матерью царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем своим Зотовым», которая экспонировалась на 32-й выставке передвижников в 1904 году, яркое тому подтверждение.

Среди произведений жанрового живописца Клавдия Лебедева есть много работ, посвященных историческому прошлому и сценам боярского и крестьянского быта Руси. В собрании Ставропольского музея изобразительных искусств находится его акварель «Ночь на Ивана Купала», которую посетители могут увидеть в «Золотой коллекции».

Экспозиция графических произведений размещается в небольшом зале–кабинете. Здесь же представлен эскиз для росписи собора в Ельце «Бог Саваоф» Алексея Корзухина. Художник входил в число участников «бунта 14-ти» и был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Посетители подолгу останавливаются возле графической работы «Ивану Грозному являются тени убитых им». Автор Михаил Клодт фон Юргенсбург создал ее как иллюстрацию к роману Алексея Толстого «Князь Серебряный».

В этом же зале можно увидеть работы Константина Маковского – «Натурщица» и два наброска к картине «Перенесение священного ковра в Каире», «Пейзаж» Ильи Репина, «Деревенские типы» Филиппа Малявина, «Сумерки. Дом А.С. Пушкина в Михайловском» Аполлинария Васнецова, «Кремль» Алексея Кравченко. Экспозиционной доминантой небольшого зала служит скульптура из дерева Сергея Коненкова, автор создал образ русского поэта Николая Некрасова.

Сергей Коненков. «Поэт Николай Алексеевич Некрасов»
Ольга МетёлкинаСергей Коненков. «Поэт Николай Алексеевич Некрасов»

Но, пожалуй, наиболее характерной особенностью творчества художников-передвижников обычно считают жанровые сцены из русской жизни. Неслучайно в советской школе на уроках литературы источником тем для сочинений служили картины известных мастеров живописи. Возможно, кому-то довелось анализировать сюжет полотна Владимира Маковского «Две матери». На глазах зрителей развивается драматическая ситуация – решается судьба маленького мальчика, попавшего на воспитание в приемную семью. Это один из вариантов картины. Другой, под названием «Две матери. Мать родная и приёмная», находится в Самарском областном художественном музее. По признанию автора, ситуация, которая его впечатлила на создание этой работы, произошла в семье знакомого ему художника.

Владимир Маковский. «Две матери»
Ольга МетёлкинаВладимир Маковский. «Две матери»

Впрочем, на выставке «Передвижники» в Ставропольском музее изобразительных искусств фактически все работы заслуживают внимания и вызывают желание поделиться впечатлениями. И главное, есть возможность собственными глазами увидеть картины выдающихся мастеров, вошедших в историю благодаря своему творчеству.

художники-передвижники, русская живопись, выставка «Передвижники», искусство, Ставропольский музей изобразительных искусств

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление