Мир выдуманный – или параллельная реальность?

Геннадий Криштофоров

В театре HumanHome не дадут ответов на ваши вопросы. Но заставят задуматься и начать действовать.

Актрисы спектакля. Слева – Валерия Торопилкина,  справа – Мария Панова
Актрисы спектакля. Слева – Валерия Торопилкина, справа – Мария Панова

В нашем городе очень любят театр. Что уж говорить, ставропольские постановки считаются визитной карточкой всего региона. Чтобы попасть в драмтеатр на премьеру, нужно покупать билеты за полтора месяца до события, иначе потом рискуешь остаться ни с чем. Однако не все знают, что в городе есть и другие театральные организации, делающие настоящие шедевры.

 

Уютная камерная атмосфера

Небольшой литературный театр HumanHome под руководством режиссера Кирилла Дорофеева – место, в котором очень любят искусство. Расположен он в исторической части города. Если идти по проспекту Карла Маркса вниз, по правой его стороне, то о каждом увиденном нами здании экскурсоводы смогли бы многое рассказать, потому что все они имеют удивительную биографию.

И вот мы добираемся до строения по адресу проспект Карла Маркса, 64. Здесь когда-то была гостиница Найтаки. Ее искал в свое время известный краевед Прозрителев. Но только недавно удалось установить, что именно в этом здании располагалось главное развлекательное заведение середины ХIХ века в Ставрополе-Кавказском. Здесь останавливались многие литераторы того времени. Переночевать и отдохнуть заезжали декабристы. Поговаривают, что в бильярд и вист играли Лермонтов с Одоевским во время их встречи, которую описали современники поэтов. Поэтому очень символично, что именно в этом здании находится театр HumanHome.

Театр не имеет огромного зала, здесь уютная камерная атмосфера. А большего и не хотели ни режиссер, ни актеры. Все остальное они сделают самостоятельно своей игрой и сюжетом. В основном здесь ставят драму. Она всегда берет за живое и заставляет задуматься.

Возникает вопрос: кто же является зрителем? Публика у театра постоянная. Кто попал хоть раз на представление труппы, всегда возвращается на другие спектакли. Мне посчастливилось увидеть драму «Жалко ль сожжённого заживо Джано?». Я вырос в театральной семье, посетил множество спектаклей. Этот теперь находится глубоко в моем сердце.

 

Режем по живому

Спектакль «Жалко ль сожжённого заживо Джано?» уникален с точки зрения актерского состава. Тут задействовано всего два действующих лица. Любой человек, хоть как-то знакомый со сценой, знает, что удержать внимание зрителя двум актерам очень сложно. Забегая вперед, скажу, что с этой задачей прекрасно справились Валерия Торопилкина и Мария Панова. Последняя выступила и режиссером сего представления.

Спектакль начинается с небольших видеовизиток. На них две женщины рассказывают истории из жизни своих детей. Повествование получается очень веселым, ведь мальчик и девочка создают максимально комичные ситуации. Как могло быть иначе! Дети всегда доставляют радость, в том числе своими непосредственными высказываниями.

А затем видеовизитка резко сменяется другим коротким роликом. Все те же девушки, только уже в других ролях, на конюшне, где одна – богатая арендатор, вторая – работница. Максимально неожиданный переход. Опять забегая вперед, скажу, что такая динамичная смена действия и ситуаций – один из ключевых пазлов фундамента спектакля.

Мария Панова и ее «ребенок Дима»
Мария Панова и ее «ребенок Дима»

С видео теперь покончено. На сцене – Валерия Торопилкина, которая заходит в конюшню. По ее внешнему виду понятно, что женщина стильная, любит хорошо одеваться и ни в чем не нуждается. Этакая капризная мадам. А затем неожиданно появляется персонаж Марии Пановой. Оказывается, актриса все время была на сцене! Фантастическое терпение и выдержка.

Между женщинами начинается словесный конфликт. Героиня Валерии недовольна тем, что в конюшне не убрано к ее приходу. Собеседница отвечает, что ей не хватило времени. Конфликт нарастает. Его самой напряженной точкой становится момент, когда наездница выплевывает жвачку прямо на пол. Дежурная не может терпеть такого отношения и в ходе потасовки отправляет жвачку сопернице в волосы.

И тут скандал постепенно перерастает в разговор, в ходе которого наездница начинает свой рассказ про несчастную любовь, говорит, что ее просто «купили». Зрителя постепенно начинают «заводить» в людские пороки и проблемы.

Настает время рассказа о любви от другого действующего лица спектакля. И тут не все гладко: скандалы, избиение, тюрьма, прощение.

 

Узнаем себя в персонажах

Я бы мог, конечно, и дальше рассказывать сюжет спектакля, но тогда читателю будет неинтересно увидеть его. Поэтому постараюсь раскрыть свои впечатления.

Постановка помогла узнать себя в некоторых аспектах каждому зрителю. Поговорка «То, что нас не убивает, делает сильнее» не подходит к этому случаю. В психологии есть понятие «токсичное чувство». Оно наступает тогда, когда человек убежал от своей проблемы, а не решил ее. Стало легче, ведь страха больше нет. Только есть одно «но». Ты теперь и есть страх. Начинает проявляться агрессия по отношению к другим, вокруг человека создается токсичная атмосфера. Все его чувства пропитаны ядом.

А ведь можно было просто поделиться с кем-то своими проблемами. Именно эту мысль пытается донести до зрителя спектакль. Не надо бояться показаться слабым. Иногда одному просто невозможно найти выход из сложившейся ситуации, необходима поддержка. Действующие лица спектакля раз за разом рассказывают о своих страхах друг другу. В этом диалоге они чувствуют опору и сближаются. Но, увы, нерешенная вовремя проблема способна разрушить весь твой мир...

К слову, спектакль отлично дополняет музыка. Она подобрана просто идеально. Особенно прекрасно фоном звучит песня группы «Кино» «Спокойная ночь». Сразу вспоминаются иные произведения, где играет эта композиция, к примеру фильм Юрия Быкова «Дурак». Он в чем-то схож со спектаклем «Жалко ль сожжённого заживо Джано?». Здесь зритель не получает ответа на поставленный вопрос. Так и у Быкова – никто не понимает, рухнул дом или нет. Ответы нужно искать самим...

Постановщику спектакля удалось создать атмосферу, которую в российской культуре принято называть «балабановской». Реальность – не выдумана, она знакома каждому. Зритель сразу понимает, что хотят ему сказать, при этом режиссер закладывает в некоторые фразы философский контекст. Но никто не пытается ничего доказать. Актеры не играют, а действительно проживают жизнь своих героев.

Если вы давно хотели посетить спектакль, который затронет все струны вашей души, то «Жалко ль сожжённого заживо Джано?» точно подойдет. Впрочем, можно посмотреть и другие постановки от HumanHome. Уверен, многим понравится. Кроме того, актеры и режиссеры открыты к диалогу и готовы выслушать советы от каждого.

Фото литературного театра HumanHome

 

культура, театр HumanHome, искусство

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление