Оживить куклу, не прибегая к заклинаниям

Ольга Метёлкина

В минувший вторник в Ставрополе встретились участники II регионального театрально-образовательного проекта «Живые куклы»

Впервые форум, организованный краевым Домом народного творчества и краевым театром кукол при поддержке регионального Союза театральных деятелей РФ и его учредителя – министерства культуры Ставропольского края, проходил в прошлом году. Тогда он собрал более 80 участников, представлявших творческие коллективы – самодеятельные театры кукол из разных территорий края. Проект оказался настолько востребованным, что получил своё продолжение в этом году, к тому же расширилась география – к ставропольцам присоединились участники из Карачаево-Черкесии и Воронежской области.

Заслуженный артист РФ Владимир Беркун: «Вы занимаетесь,  пожалуй, одним из самых сложных искусств, которые существуют»
Ольга МетёлкинаЗаслуженный артист РФ Владимир Беркун: «Вы занимаетесь, пожалуй, одним из самых сложных искусств, которые существуют»

Предварительно прошел конкурсный просмотр видеозаписей театральных постановок. На него было представлено 37 разнообразных спектаклей в исполнении детских, взрослых, молодежных и смешанных возрастных составов. Всего же участниками театрально-образовательного проекта стали 150 человек. В качестве председателя жюри конкурса организаторы пригласили актера и режиссера Государственного академического Центрального театра кукол имени С.В. Образцова заслуженного артиста РФ Владимира Беркуна.

В программу театрально-образовательного проекта вошел сценический показ фрагментов постановок и законченных спектаклей самодеятельных театров кукол. Во второй части насыщенного событиями дня состоялся мастер-класс «Актер в современном театре кукол» Владимира Беркуна. Специалисты различных служб и актеры Ставропольского краевого театра кукол провели экскурсию по своему отреставрированному зданию, продемонстрировали технические возможности современного оборудования, а в завершение дня был показан спектакль «Басни Крылова».

 

У персонажей народных сказок по-прежнему высокий рейтинг

В первой половине дня 28 марта участники показали короткие спектакли и фрагменты больших постановок. Помимо тематического разнообразия сценарного и драматургического материала, а также выразительных средств, которыми обладают самодеятельные коллективы, обращало на себя внимание и то, что в спектаклях были использованы куклы различных систем: тростевые, планшетные, перчаточные и даже ростовые. Открыл показ коллектив «Гармония» из села Степного, который средствами театра теней рассказал легенду о суровом Байкале, красавице Ангаре и могучем воине Енисее.

Актеры и персонажи  Ставропольского краевого театра кукол  поприветствовали  участников проекта
Ольга МетёлкинаАктеры и персонажи Ставропольского краевого театра кукол поприветствовали участников проекта

Народный театр ростовых кукол «Гулливер» из поселка Советское Руно Ипатовского городского округа познакомил зрителей с популярными персонажами детских мультиков: Фиксиком, Карлсоном, Фрекен Бок, Машей и другими.

Как показывает практика, режиссеры самодеятельных театров кукол любят ставить известные сказки, пересказывая их на новый лад. Один из наиболее популярных сюжетов – «Колобок». Первое упоминание о сдобном персонаже, который ушел от бабушки с дедушкой и докатился до беды, появилось еще в сборнике известного русского фольклориста Александра Афанасьева. Народный театральный коллектив «Веселый балаганчик» из Новоалександровского районного Дворца культуры пересказал историю на новый лад с использованием реалий нашего времени. В современной версии Колобок сам напрашивался на то, чтобы его кто-нибудь съел, а звери находили аргументы, чтобы этого не делать. Так Лиса отказалась от сдобы, потому что сидела на диете, а у Волка были сомнения в съедобности продукта, который катается по земле.

Другой вариант истории предложил народный кукольный театр «Живая сказка» Усть-Джегутинского районного Дома культуры Карачаево-Черкесской Республики. В финале их спектакля веселый Колобок перехитрил Лису, и все остались живы-здоровы.

Еще один брендовый персонаж народного фольклора вдохновил коллектив кукольного театра «Емеля» из села Крымгиреевского Андроповского муниципального округа. «Недетскими» силами актерской труппы был поставлен чудесный спектакль про Курочку Рябу.

С большим интересом и симпатией зрители и жюри проекта смотрели выступление театра кукол «Жардолиночка» Центра традиционной русской культуры казаков-некрасовцев и духовных молокан. Его актеры показали премьеру некрасовской сказки «Рыбак и змея». Эта работа была неслучайно отмечена дипломом I степени проекта «Живые куклы». Говоря об этом спектакле, председатель жюри Владимир Беркун особо отметил мелодику некрасовской речи. Как рассказала руководитель театрального коллектива «Жардолиночка» Валентина Лясковская, традиционные сказки казаков-некрасовцев требуют переложения для театра, важно показать диалектную речь, ее особенности и интонационную палитру. В этой связи примечательно название коллектива – «Жардолиночка», которое, к примеру, ни о чем не скажет жителям Центральной России, но вполне понятно на Ставрополье, Кубани и в Ростовской области (жерделой в нашем регионе называют абрикосовое дерево).

Фрагмент из спектакля  «Русалочка» образцового  театра кукол «Солнышко»
Ольга МетёлкинаФрагмент из спектакля «Русалочка» образцового театра кукол «Солнышко»

В финале зрелищной части программы образцовый театр кукол «Солнышко» Ставропольского Дома детского творчества показал фрагмент спектакля «Русалочка», в котором соединились возможности кукольного и драматического театров. Зрительный зал принял овациями сцену праздника во дворце морского царя с участием многочисленных персонажей подводного царства, а жюри отметило работу «Солнышка» дипломом лауреата I степени. Полный список лауреатов и дипломантов проекта можно найти на официальном сайте Ставропольского краевого Дома народного творчества.

 

«Театр кукол приравнивается к балету»

Следует отметить, что конкурсную часть театрально-образовательного проекта «Живые куклы» нельзя считать основной. Пожалуй, наиболее важная его сторона – это обучение и получение новых знаний, творческих идей, профессионального опыта. Неслучайно для работы в проекте приглашают специалистов высокого уровня. В качестве экспертов и практиков в составе жюри работали: режиссер, театральный педагог, преподаватель Ставропольского колледжа искусств, член межрегиональной общественной организации «Содружество работников праздничной индустрии» Раиса Калмыкова и актер-кукловод Ставропольского краевого театра кукол Игорь Каспаров.

Без сомнения, руководителям театральных коллективов было очень интересно и важно услышать советы и критику от мастера с большим творческим багажом и опытом театрального служения Владимира Беркуна. Выпускник Щукинского театрального училища (сегодня это – Театральный институт имени Бориса Щукина), он с 1991 года служит ведущим артистом в легендарном Театре кукол имени С.В. Образцова. Он сыграл десятки ролей, в том числе в таких звездных спектаклях, как «Необыкновенный концерт», «Дон Жуан», «Волшебная лампа Аладдина», «Щелкунчик», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и многих других. В качестве режиссера Владимир Григорьевич поставил спектакль «Конёк-Горбунок» по сказке Петра Ершова, который полтора десятка лет идет на родной сцене. В Ставрополе он рассказал еще об одной своей постановке – первой русской «трагедии для театра марионеток» Владимира Одоевского «Царь-Девица», в этом спектакле Владимир Беркун сыграл к тому же половину мужских ролей. Помимо работ в театре кукол, у актера немало киноролей, телезрители знают его по сериалам: «Метод», «Доктор Тырса», «Нулевой пациент», «Самозванцы» и другим.

Свою встречу с участниками театрально-образовательного проекта в Ставрополе Владимир Беркун начал так: «Если говорить о театре кукол, то надо говорить о нем серьезно. Вы занимаетесь, пожалуй, одним из самых сложных искусств, которые существуют. Театр кукол приравнивается к балету. Это говорит о том, насколько трудна и сложна работа с куклами».

Церемония награждения лауреатов проекта «Живые куклы»
Ольга МетёлкинаЦеремония награждения лауреатов проекта «Живые куклы»

Владимир Григорьевич напомнил руководителям театральных коллективов о том, что выход на сцену – это большая ответственность. Каждый актер и режиссер должен иметь право на то, чтобы обратиться к зрительному залу и заставить себя слушать. А когда речь идет о работе с детьми, эта ответственность становится еще больше. «Ваша задача воспитать из них культурных, просвещенных людей, – заметил Владимир Беркун.

В этой связи он обратил внимание руководителей театров на отношение к выбору драматургического материала, на определение жанра будущего спектакля, на музыкальный компонент постановок. На теме кукловождения Владимир Григорьевич остановился отдельно. В качестве примера рассказал, как работают с куклой в его родном театре.

- Не надо гнаться за количеством текста, – отметил мастер. И напомнил слова Сергея Владимировича Образцова: «Глаз сильнее уха». Действительно, зрители приходят в театр кукол не для того, чтобы выслушивать десятиминутные монологи статичного персонажа. Им интересно наблюдать за тем, как происходит чудо, и неодушевленное создание на глазах становится живым. Театр Образцова прославился и получил мировую известность благодаря именно этому. Как рассказал Владимир Беркун, для того чтобы кукла была максимально пластичная и живая, Сергей Образцов ввел так называемый институт помощников. В спектаклях занято много кукол, с которыми работают по два, три, четыре человека. На репетициях отрабатывается каждый жест, поворот головы, взмах ресниц. Наблюдая за этим, зритель не может не испытывать восхищения.

Возможно, кто-то скажет: «Это же большая разница – знаменитый на весь мир театр и небольшой коллектив в Доме культуры». Но ведь никто не мешает стремиться к совершенству, учиться на лучших образцах искусства. Главное, не забывать, что театр кукол и примитивное развлечение – это совершенно разные вещи.

В качестве послесловия хотелось бы сказать, что к театральному процессу вообще нельзя относиться поверхностно и легковесно. Неслучайно тема возможностей театра в процессе воспитания детей и молодежи на этой неделе была поднята в Образовательном центре «Сириус». Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, принявший участие в панельной дискуссии «Театр как вид искусства и его возможности в воспитании», в частности рассказал о своем отношении к инициативе открытия самодеятельных театров в каждой образовательной организации: «Школьные театры – уникальный ресурс. Он помогает молодым людям самореализовываться, пробовать себя в роли актеров, режиссеров, изучать литературные произведения уже не просто в классе на уроке, а погружаясь в его содержание во время постановки на сцене. Очень важно, что появление театров в школах – это не административное решение, а инициатива самих ребят. Этот проект активно развивается. И уже к 2024 году такие театры будут открыты в каждой образовательной организации» (цитата из информационного источника Министерства просвещения РФ).

театр кукол, школьные театры, народные сказки, театр, культура, проект «Живые куклы»

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление