Проверка на зрелость: трагикомедия с глубоким смыслом

.

Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова представил зрителю свою новую работу – спектакль «Свадьба Кречинского».

Сцена из спектакля «Свадьба Кречинского»  (Кречинский — Игорь Барташ, Расплюев — Владимир Лепа)
Сцена из спектакля «Свадьба Кречинского» (Кречинский — Игорь Барташ, Расплюев — Владимир Лепа)

Это очередная классическая премьера, на этот раз по пьесе драматурга Александра Сухово-Кобылина, которой уже более полутора сотен лет. Помимо художественных и идейных соображений, эту комедию включили в репертуар в виде юбилейного подарка ведущему актеру театра драмы заслуженному артисту РФ Игорю Барташу. Такое совпадение не часто бывает в жизни театра, которому приходится решать много разных повседневных задач.

Подарок артисту, по праву можно сказать, получился эффектным. В создании спектакля участвовал устоявшийся, сработанный на многих совместных проектах коллектив: режиссер-постановщик Валентин Бирюков, художник-постановщик Валерий Мелещенков, художник по костюмам Наталья Пальшкова, музыкальное оформление Евгении Сафроновой.

Спектакль определен как трагифарс, жанр загадочный, и так и сяк поддающийся толкованию. Надо отметить, что в итоге он прочитывается в сквозном действии развития сюжета, к которому в данном спектакле режиссер Валентин Бирюков отнесся довольно бережно, не перекроив его сильно на свой обычный лад, понимая, что сюжет сам по себе красив и интересен.

Творческий ансамбль спектакля
Творческий ансамбль спектакля

Постановщики в задумке спектакля особенно не заморачивались бытом, историческим временем, местом происходящих событий; он комедийно- бытовой, повествующий об истории вечной, уместный во всех сценических интерьерах и платьях.

Человеческие пороки, бытовавшие в XIX веке, не исчезли в последующей бурно меняющейся жизни, ко всяким мерзостям мы привыкли, они стали искаженной «неправильной нормой». Судя по светским виртуальным сплетням, в трех современных игорных российских зонах продолжают бушевать нешуточные страсти.

Картежники в спектаклях нашего театра в последние годы довольно частые и колоритные гости. Кречинский (Игорь Барташ) в их ряду – прообраз зарождающегося будущего прохиндея Остапа Бендера, азартный карточный игрок, который видит в игре смысл и цель существования, и ей в жертву он приносит судьбу Лидочки Муромской (Дарья Сафонова). Свадьба с ней нужна герою как новый источник средств для дальнейшего кутежа и игр, он давно потерял контроль над своей жизнью. В итоге, отважившись на «наполеоновский» поступок, Кречинский остается ни с чем, ибо бог шельму метит.

В спектакле много музыки, она не только акцентно вторит общему бодрому настроению в действии, но и усиливает фабулу сюжета в словах и жестах. Спектакль построен как многослойный детектив с описанием нравов, привкусом водевиля, с финальным драматическим завершением, то есть трагифарсовая основа в нем присутствует. Слаженным ансамблем актеров наработана единая стилевая манера современного динамичного прочтения большого драматического текста, близкая к киносериальной, в которой актеры в самоигральные тонкости особо не углубляются, но при этом не пропускают намеком выразительные игровые моменты.

Основные персонажи спектакля – аристократичный и волевой Кречинский, ярко «расхристанный» и пластичный Расплюев (Владимир Лепа), потерявшийся в современной жизни Муромский (Борис Щербаков), «дама на выданье» Атуева (Светлана Колганова и Полина Полковникова), нервный резонер Нелькин (Евгений Задорожный), колоритный слуга Федор (Илья Калинин), «графически» сыгранный купец-картежник Щебнев (Георгий Серебрянский) и другие. Каждый по-своему убедительно сыгран в этом спектакле.

Атуева (Светлана Колганова), Лидочка (Дарья Сафонова),  Кречинский (Игорь Барташ) и Муромский (Борис Щербаков)
Атуева (Светлана Колганова), Лидочка (Дарья Сафонова), Кречинский (Игорь Барташ) и Муромский (Борис Щербаков)

Комедия Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» всегда считалась традиционным экзаменом на сценическую зрелость режиссеров, актеров. Одни стремились поставить эту пьесу, другие же – получить в ней роль.

Ставропольские постановщики и актеры выдержали такой экзамен на современное прочтение замысловатого автора, что благодарный зритель подтвердил своими точными реакциями на происходящее в спектакле и бурными аплодисментами в финале.

Продолжением спектакля стало чествование актера-юбиляра. Коллеги подготовили для Игоря Барташа творческое поздравление в стиле театрального капустника. Не остался он без внимания Союза театральных деятелей РФ, от имени которого актера поздравил в прозе и стихах председатель регионального отделения СТД РФ Борис Щербаков. Один за другим из зала поднимались на сцену почетные гости, представители властных структур края и города. А за несколько часов до премьеры Игоря Барташа поздравил с юбилеем глава Ставрополя Иван Ульянченко, который вручил ему медаль «За заслуги перед городом Ставрополем». Одним словом, вечер удался.

Владимир ЛЫЧАГИН,

председатель Общественного совета

при министерстве культуры СК.

Фото

Ставропольского театра драмы

имени М.Ю. Лермонтова

культура, Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова, премьера спектакля, Игорь Барташ

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление