Режиссер Григорий Гольдман показал, почему не следует разговаривать с лифтом

Ольга Метёлкина

«Независимый театральный проект Григория Гольдмана» представил премьеру пьесы драматурга Бенгта Альфорса «Лифтоненавистник».

Сцена из спектакля «Лифтоненавистник»
Ольга МетёлкинаСцена из спектакля «Лифтоненавистник»

В течение двух вечеров камерный зал арт-галереи «Паршин» из выставочного преображался в театральный, и зрители, отключив звук своих телефонов и затаив дыхание, слушали невеселую историю немолодого человека.

Григорий Гольдман имеет режиссерскую интуицию при выборе драматургического материала, способного зацепить душевные струны зрителей, особенно взрослых, имеющих психологический жизненный опыт потерь и переживаний. Одновременно он обладает талантом актерского перевоплощения и сценического существования, заставляющего публику, в большей степени дамскую ее часть, доставать из сумочек носовые платки и прятать покрасневшие глаза.

Пьеса финского драматурга шведского происхождения Бенгта Альфорса «Лифтоненавистник» - это как раз такой материал. История жизни пожилого человека, одинокого настолько, что он начинает разговаривать с… лифтом. Пьеса трагикомическая, но в таком жанре, наверное, проще всего заглянуть человеку в душу, осмыслить его поступки и психологические комплексы. Недаром знающие люди утверждают, что литература и драматургия – это многотомная история болезни человечества, главный недуг которого невротические отношения и психопатия. Практически любая пьеса для психотерапевта представляет собой сборник клинических случаев.

Для окружающих герой моноспектакля «Лифтоненавистник» обычный среднестатистический гражданин с ничем не выдающимся прошлым, в котором были не очень веселое детство, скучная работа, любимая собака и даже тайная платоническая любовь. Со временем исчезло почти всё, остались лишь маленькая «двушка» на седьмом этаже и лифт, поднимающий его туда, с которым можно поговорить, когда никто не слышит.

Пьеса, написанная на шведском языке, благодаря переводчице Марии Людковской стала ближе и понятнее нашему зрителю. Трудно не испытывать эмпатию к герою «Лифтоненавистника». Григорий Гольдман показал человека, который настолько не любит себя, что в пьесе у него нет имени. Даже у собаки из его «прошлой жизни» оно есть - терьера звали Кафка. Имя абьюзера Матти Паюнена даже спустя много лет заставляет сжимать кулаки. У недосягаемой платонической любви самое красивое имя - Грейс Патриция Келли. Но именно потому, что вышедшей замуж за князя Монако кинодивы уже нет на свете, любить ее проще, чем реальную женщину, живущую где-то рядом… Имя есть даже у лифта - Энок.

Григорий Гольдман наделил своего персонажа трогательными чертами характера, не позволяющими жить так, как ему бы хотелось, делать то, что ему нравится, получать радость от простого человеческого общения. Мы привыкли рассуждать об образе «маленького человека» на примерах русской классики. Герой пьесы «Лифтоненавистник» по своим психологическим характеристикам недалеко ушел от гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина и чеховского экзекутора Червякова, история «маленького человека» из Хельсинки трогает ничуть не меньше.

Сцена из спектакля «Лифтоненавистник»
Ольга МетёлкинаСцена из спектакля «Лифтоненавистник»

Григорий Гольдман, как обычно, уделяет много внимания мелочам и деталям. Благодаря перчаточной кукле в его руках «оживает» собака Кафка из прошлой жизни. Минимум реквизита, смена головного убора, и сюжетная линия уводит зрителей в прошлое персонажа. Бейсболка – это подростковый атрибут, шляпа – часть имиджа взрослого человека. Но беда в том, что, дожив до преклонных лет, герой не смог избавиться от груза давних переживаний, обид и комплексов. Детские психотравмы намного опаснее, чем это может показаться. Они забиваются глубоко в подсознание и отравляют существование на долгие годы.

Спектакль в постановке и исполнении Григория Гольдмана дает зрителям пищу для размышления о быстротечности жизни и ценности человеческих отношений. Пьеса заканчивается. Закрывается невидимый занавес, и публика расходится, унося с собой размышления о судьбе безымянного героя и, вероятно, своей собственной. В финале режиссер находит для героя несложный рецепт обретения веры в себя и, следовательно, какого-никакого счастья. Что это? Те, кто уже видел спектакль, наверняка поняли. А остальным любителям театра еще предстоит посмотреть.

арт-галерея «Паршин», режиссер Григорий Гольдман, культура, премьера пьесы «Лифтоненавистник»

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление