В Ставрополе зрители побывали ночью по ту сторону кулис

Ольга Метёлкина

Традиционная акция «Ночь в театре» в Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова прошла по обе стороны кулис.

Всё началось со спектакля «Лодочник». Эта постановка по пьесе А. Яблонской в жанре сказки для взрослых полюбилась ставропольской публике с первого же показа, который состоялся в сентябре прошлого года. Вместе с актерским ансамблем, в котором заняты заслуженный артист РФ Александр Жуков, актеры Олег Хомутов, Владимир Петренко, Константин Маковкин, Константин Юрченко, Михаил Подзолко, Александр Сухарев и Павел Луценко, на сцене играет музыкальный коллектив New Ton. Живая музыка и живые человеческие чувства привносят в мистику сюжета реальные смыслы, волнующие, наверное, каждого.

Финальная мизансцена спектакля «Лодочник».
Финальная мизансцена спектакля «Лодочник».

В этот вечер по завершении спектакля публика не спешила в гардероб. Поклон артистов в финале и зрительские аплодисменты вовсе не означали, что пора расходиться. «Ночь в театре» продолжилась, и организаторы предложили гостям весьма разнообразную программу. Часть публики собралась в театральном буфете (но это не то, что вы подумали), там открылся литературно-музыкальный салон. Звучали рассказы Н. Тэффи и А. Аверченко в исполнении заслуженного артиста РФ Игоря Барташа, почетных деятелей искусств Ставропольского края Елены Днепровской и Ильи Калинина, актера Евгения Задорожного. И всё это сопровождала музыка в исполнении заведующей музыкальной частью театра, композитора Евгении Сафроновой и солистки группы New Ton Галины Асановой.

На выставке в верхнем фойе театра драмы.
На выставке в верхнем фойе театра драмы.

Другие группы отправились на традиционные для театральной ночи площадки с мастер-классами по актерскому мастерству, сценическому движению и хореографии. В это же время заслуженный артист РФ Борис Щербаков вместе с заведующим труппой Юрием Иванкиным пригласили гостей подняться на сцену, заглянуть за кулисы и оказаться в скрытом от глаз публики пространстве театра, где создаются спектакли.

Однако на этот раз, помимо традиционных площадок, организаторы акции «Ночь в театре» решили показать самые таинственные уголки закулисья, в которых, можно даже встретить… привидение. Для того чтобы совершить мистическое путешествие по страницам мировой классической литературы «На 1/4 ниже атмосферы», следовало спуститься в подвал театра. У двери с табличкой «Посторонним вход воспрещен» суровый страж в костюме, слегка напоминающем облачение средневекового палача, мрачно предупредил о том, что фото– и видеосъемка в подземелье строго запрещены. Зрители сделали послушный вид, но свои гаджеты на всякий случай далеко убирать не стали. Вслед за суровым стражем группа проследовала туда, где не ступала нога обычного зрителя, пройдя по той части закулисного пространства, откуда актеры выходят на сцену. Затем по узким лестницам и темным переходам мы спустились в театральный подвал. Первым, кто встретился здесь, был Семён Семёнович Подсекальников из пьесы Н. Эрдмана «Самоубийца». В полумраке подвала многие отметили его потрясающее сходство с актером Олегом Хомутовым. Оглушительный звук выстрела никого не застал врасплох – в группе любителей мистических путешествий по театральным подземельям народ подобрался исключительно выдержанный.

Еще небольшой переход по запутанному лабиринту, и новая встреча. С воем, холодящим в жилах кровь, в сопровождении звона цепей перед зрителями предстало привидение. Если бы не знакомый голос почетного деятеля искусств СК Владимира Лепы, то, наверное, можно было бы испугаться. Сэр Симон из «Кентервильского привидения» О. Уайльда был тоже весьма безобидным и милейшим персонажем. Неслучайно юная Вирджиния (она же – актриса Бэлла Шахназарян) прониклась к привидению искренним состраданием.

Литературные путешествия тем и хороши, что в них расстояния преодолеваются почти мгновенно: несколько десятков шагов по лестницам и переходам, и вот мы уже перенеслись из Туманного Альбиона в пушкинский Петербург, где развернулись события с участием молодого игромана и некой дамы почтенного возраста, владеющей одним важным секретом. Перенестись в атмосферу XIX века помогли заслуженная артистка РФ Светлана Колганова и актер Александр Сухарев.

«Вий» – подходящее произведение для «Ночи в театре»:  Хома Брут (актер Михаил Подзолко), Панночка (актриса Ясения Фалина).
«Вий» – подходящее произведение для «Ночи в театре»: Хома Брут (актер Михаил Подзолко), Панночка (актриса Ясения Фалина).

Как на полке с русской классикой, так и в театральном подземелье от «Пиковой дамы» до гоголевского «Вия» тоже оказалось рукой подать. И вот зрители уже в комнате с низким деревянным потолком. Горят свечи, девушка вся в белом лежит в сакраментальной позе. С опаской вошел философ Хома Брут (актер Михаил Подзолко) и, подбадривая сам себя, начал известный монолог про люльку, которую никак нельзя выкурить в церкви, про заклинания против ведьм и нечистых духов. «Она встала... идет по церкви с закрытыми глазами, беспрестанно расправляя руки, как бы желая поймать кого-нибудь», – написано у Николая Васильевича. Ну раз у Гоголя так написано, ничего не поделаешь: Панночка (актриса Ясения Фалина) поднялась и направилась к Хоме. У классика, как вы знаете, хэппи-энд не случился, нам же повезло больше: Панночка чудесным образом вылетела в трубу (вернее, в люк на сцене, поскольку действо происходило в оркестровой яме). А публика отправилась дальше.

Финальным пунктом мистического путешествия по ночному театральному подземелью стала булгаковская «нехорошая квартира». Неяркий свет из-под абажура осветил фигуры живописной компании: господина Воланда (заслуженный артист РФ Александр Жуков) и его свиты, оживившейся при проявлении Маргариты (заслуженная актриса РФ Ирина Баранникова). Загадочный «иностранец» в кресле устало прикрыл рукой глаза, за его спиной расположилась рыжеволосая Гелла, обезоруживающая своей бесстыдной ведьминской красотой (актриса Дарья Симанкина). Каждый персонаж – удачное попадание в образ. Здесь и очаровательный Бегемот, для перевоплощения в которого почетному деятелю искусств СК Владимиру Петренко не потребовалось переодеваться в кота, достаточно было его природного обаяния. И слегка манерный Фагот (актер Филипп Харций), и типичный «демон-убийца» Азазелло (актер Константин Маковкин). Чудесный фрагмент из романа Михаила Булгакова с книжных страниц перенесся в мрачноватое пространство театрального подземелья, что добавило сюжету дополнительной таинственности.

А в это время в «нехорошей квартире»…
А в это время в «нехорошей квартире»…

Все гости благополучно вернулись в зрительный зал, где программу продолжил концерт из вокальных номеров, подготовленных артистами. Одним словом, вечер удался.

Международный день театра – необычный праздник, который во всем мире отмечают 27 марта. Почему необычный? Вроде бы он посвящен в первую очередь тем, кто создает спектакли для зрителей, кто выходит на сцену и перевоплощается в персонажей классических и современных пьес. Однако для того, чтобы этот день стал праздником, всем людям театра приходится работать в особом режиме, с особым творческим вдохновением. И всё потому, как отметила исполняющая обязанности директора театра Полина Лыкова, обращаясь к залу, что театр не мог бы существовать без зрителей. «Артисты выходят на эту сцену для вас, поэтому без вас не было бы этого праздника. Поздравляем вас, наши зрители, с Днем театра».

Фото автора.

Международный день театра, Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова, Ставрополь, акция «Ночь в театре», культура

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление