Бесплатная демонстрация с кредитными последствиями

Лариса Денежная

Роспотребнадзор подготовил предупреждение для легковерных потребителей

«Забудьте мой телефон и больше не звоните!» - резко прерываю разговор, едва слышу предложение с приглашением на бесплатную демонстрацию каких-то услуг или средств. Но на определенную часть людей «бесплатно» действует магически. И они не утруждают себя вопросом, а за чей счет этот «банкет» и какие он может иметь последствия. Сейчас многие уже знают — кредитные. Но, видимо, еще не все. Поэтому Роспотребнадзор подготовил очередное предупреждение для легковерных потребителей, чей слух услаждают сладкие речи работников всевозможных салонов и центров с предложением побаловать себя чем-то дармовым.

Как утверждают специалисты, недобросовестная практика заключения договоров купли-продажи дорогостоящей косметики или оказания косметологических услуг получила сейчас широкое распространение. Типовая схема «обработки мозгов» клиентов, как говорится, без особых узоров. Выглядит это так.

Потребителю предлагается бесплатная демонстрация косметологических услуг (массаж, пилинг, уход за волосами и т.д.), после чего - заключить договор на их предоставление в будущем. Например, на 40 посещений.

В случае продажи косметики работники салонов знакомят клиентов с так называемыми тестовыми образцами, брошюрами, описанием «исключительных» потребительских свойств косметики. До подписания договора для усиления мотивации к совершению такой сделки потребителю может предоставляться «профессиональная» информация медицинского характера (о состоянии здоровья волос и кожи, развитии возможных заболеваний, необходимости профессионального ухода, составления плана лечения и т.п.). При этом в обращениях потребителей часто содержатся жалобы на некомпетентность специалистов, осуществляющих косметологическую процедуру с использованием специальных средств, на отсутствие у салонов-центров лицензии на медицинскую деятельность и др.

Подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием факторов (шумные, душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, ароматизация воздуха), которые отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить качество и нужность предлагаемых товаров и услуг. В конце концов, соотнести заключение договора со своими финансовыми возможностями. Договорная документация по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер. Часть важной информации выносится в приложения или «растворяется» в середине многостраничного договора. При этом используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно посетителей торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенного мелким шрифтом.

Стоимость соответствующих товаров и услуг, как правило, во много раз превышает финансовые возможности клиентов (может доходить до 200 - 300 тыс. руб.). Поэтому «добренькие» работники салонов-центров услужливо предлагают для оплаты заключить кредитный договор. Не зря приглашение в косметический магазин или салон сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт (документ как раз и нужен для оформления кредита).

Традиционно под воздействие недобросовестных практик попадают доверчивые потребители, а также пожилые люди. После общения с родственниками и близкими, а также внимательного ознакомления с условиями заключенных договоров (кредитного, купли-продажи, об оказании услуг) и ценами на аналогичные товары и услуги многие пытаются расторгнуть эти соглашения, на что, как правило, получают категорический отказ со стороны продавца или исполнителя. При том, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг (с возвратом всех денежных средств за вычетом понесенных исполнителем расходов) или от договора купли-продажи, заключенного под влиянием заблуждения (неполучения всей необходимой информации о товаре). На практике оказывается, что это сделать непросто.

Работники таких салонов-центров используют целый ряд юридических уловок, которые весьма затрудняют достижение положительного исхода: отказываются получать письменные претензии и жалобы, в договорах не указывается действительный (реальный) адрес хозяйствующего субъекта, договорам присваиваются несвойственные названия, затрудняющие их идентификацию.

Вы получили приглашение на бесплатную процедуру или презентацию продукции? Воспользоваться этим предложением или нет — ваше право. Но советы специалистов Роспотребнадзора будут не лишними:

до получения косметологической процедуры предварительно постараться убедиться в том, что используемая для этого косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций (жжения, покраснений, шелушений и т.п.) и соответствует установленным обязательным требованиям;

не торопитесь с покупкой косметических средств, подумайте, нужна ли вам вообще эта продукция и в состоянии ли вы ее оплатить;

не подписывайте предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание;

имейте в виду: подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), вы связываете себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств;

помните: потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.

Роспотребнадзор напоминает:

в соответствии со статьей 32 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю лишь фактически понесенных им расходов.

Любые продовольственные и непродовольственные товары ненадлежащего качества можно вернуть или обменять в соответствии с правилами, закрепленными в статье 18 Закона «О защите прав потребителей».

В соответствии со статьей 12 Закона «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

потребитель, Роспотребнадзор

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов