Маркировка молока – к чему готовиться производителям и покупателям?

Олег Чесноков

Первый этап маркировки молочной продукции стартовал

В 2021 году в России начнет действовать обязательная маркировка молочной продукции. Старт произошёл 20 января, а переходный период продлён до 1 июня. Что нужно знать о работе по новым правилам, как они затронут предприятия, производящие молочную продукцию, и тех, кто её покупает? На эти вопросы и предлагает ответить материал нашей газеты.

Этапы маркировки

С 20 января 2021 года маркировка молочной продукции осуществляется в добровольном режиме. А уже с 1 июня текущего года вступят в силу требования по обязательной маркировке в отношении сыров и мороженого, с 1 сентября – молочной продукции со сроком годности более 40 суток и с 1 декабря – продукции со сроком годности 40 суток и менее.

Начиная с 1 декабря 2022 года, фермеры должны будут наносить коды на свою продукцию, производимую для продажи. При этом не важно, как именно они реализуют товары – требование затронет и тех, у кого есть свои торговые точки, и тех, кто обходится без них.

Завершающий этап наступит почти через три года – 1 декабря 2023 года. С этой даты начнется обязательный поштучный учёт каждой единицы продукции.

Он будет распространяться только на товары со сроком годности более 40 суток. Для скоропортящейся продукции оставили в системе маркировки лишь партионный учёт – метод, по которому каждая партия товаров учитывается обособленно. То есть бизнес имеет все возможности постепенно включаться в проект маркировки.

 

Разные варианты кодов

В рамках добровольного эксперимента по маркировке молочной продукции Министерство промышленности и торговли России предложило производителям несколько вариантов нанесения кодов на товары, в том числе принципиально новый. Предлагается три способа наносить код маркировки. Помимо наклеивания этикеток и печати в момент производства молочной продукции на линии, производитель может заказать в типографии упаковку на свои товары с уже нанесенными кодами маркировки. Типографский способ освобождает предприятия от необходимости покупать полный комплект оборудования для маркировки и таким образом позволяет значительно сократить затраты на оснащение.

Сейчас в системе более восьми тысяч участников оборота, в том числе 632 производителя и 173 импортера. Производители могут использовать три варианта нанесения Data Matrix – прямое, с помощью этикеток и типографским способом. Их особенности и технические решения доступны на сайте «Честный Знак». Самый оптимальный для многих путь – получение из типографий упаковки с уже нанесенными кодами.

 

Комментарий краевого минэка

– Правительство Ставропольского края на протяжении нескольких лет активно поддерживает производство молока в сельскохозяйственных организациях, – подчеркнул министр экономического развития Ставропольского края Сергей Крынин. – В перерабатывающей молочной отрасли Ставрополья сегодня занято более 20 предприятий, и производство основных видов продукции растёт. Благодаря увеличению ассортимента, отраслевые предприятия наращивают объёмы экспорта. Для повышения конкурентоспособности и улучшения качества молочной продукции внедряется современное оборудование, обновляются технологии, и уже в этом году региональные производители перейдут на маркировку молочной продукции.

 

Правила маркировки молочной продукции

Обязательная маркировка молока позволяет отслеживать товары с момента производства до продажи их потребителю. На все упаковки наносится цифровой код Data Matrix. Это маленький код, который можно напечатать сразу на упаковке или на этикетке. Чтобы его получить, производитель должен зарегистрироваться в «Честном Знаке» – национальной системе маркировки и отслеживания продукции.

Код маркировки содержит 14 знаков кода товара, 13-значный индивидуальный серийный номер, криптохвост для защиты от копирования – необходимую часть штрихкода, благодаря которой можно по симметричному ключу проверить серийный номер единицы товара, а также срок годности. У товаров с долгим периодом хранения срок годности состоит из шести знаков, а у скоропортящихся продуктов – из десяти.

Информацию о товаре в систему маркировки вносит производитель. Он же при отгрузке оптовику составляет универсальный передаточный документ, где перечисляет коды товаров. Оптовик сверяет коды и подписывает документ своей электронной подписью. Продажа партии розничному магазину происходит таким же образом.

 

Сколько стоит код для маркировки молока?

До того как старт обязательной маркировки молока перенесли на середину 2021 года, предполагалось, что уже с 20 января с производителей начнут брать плату за коды. Стоимость одного должна была составить 50 копеек без учета НДС. Когда сроки изменились, Центр развития перспективных технологий, внедряющий на основе государственно-частного партнерства Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров, уточнил, что не будет брать плату за коды маркировки, пока новые требования не станут обязательными.

Цены на молочную продукцию из-за введения маркировки поднимутся незначительно. Об этом сказал на совещании у Президента России Владимира Путина с членами правительства министр промышленности и торговли страны Денис Мантуров: «Мы пристально отслеживаем влияние маркировки на стоимость и доступность продукции. Оно существенно ниже инфляции. По молоку не ожидается роста более 1,8 процента на единицу продукции».

 

Мнение «против»

Очевидно, что введение маркировки на молочную продукцию обрадовало далеко не всех предпринимателей. Вот как прокомментировал этот процесс в сети Интернет российский директор молочного завода: «Мне интересно, почему не обсуждается этот вопрос про кофе и шоколад? Почему не обсуждают колбасу, где процент подлога совершенно зашкаливает? Почему перешли сразу к цельномолочной продукции? Хотят качество повысить или налогов с отрасли больше собрать?»

Есть мнение, что введение маркировки нанесёт значительный удар по небольшим предприятиям. Речь, в частности, идёт о фермерах, которые сейчас хотят выйти на рынок и занимаются мелкотоварным производством – открывают мини-сыроварни и мини-молочные цеха. На внедрение маркировки у них недостаточно денег. Таким образом, с рынка предположительно уйдёт большое количество субъектов среднего и малого бизнеса. Останется только крупный, который сможет решить все финансовые вопросы.

Повысится ли качество от этого? Здесь мнения расходятся, и некоторые специалисты отрасли уверены, что нет. Ведь для соблюдения качества нужно, чтобы в нашей стране всё молоко было высшего и первого сорта. Только тогда можно будет не сомневаться в его вкусовых и полезных свойствах. А ведь уровень качества молока во многих регионах находится на среднем уровне или даже ниже. Чтобы получить хороший товар, надо увеличить объёмы производства и улучшить качество сырья. Однако здесь прямой связи с процессом маркировки не прослеживается.

 

Возможная компенсация

Министерство сельского хозяйства России вроде бы нашло способ минимизировать затраты молочной отрасли на маркировку и предотвратить рост цен на продукцию. Речь идёт о частичном возмещении прямых затрат производителям, а также предоставлении им льготных кредитов. Свои предложения Минсельхоз направил в правительство, но объём возможной денежной помощи пока не уточняется.

Национальный союз производителей молока ранее оценивал, что в первый год на запуск и обеспечение работы системы маркировки понадобится свыше 61 миллиарда рублей, далее ежегодные затраты отрасли составят более 35 миллиардов. Если у компаний не будет государственной поддержки, то они, скорее всего, будут закладывать затраты на внедрение цифровой маркировки в цену. Это приведет к значительному росту себестоимости молока и производимых из него продуктов.

В то же время Центр развития перспективных технологий, являющийся оператором маркировки, не ожидает роста цен и перебоев с поставками молочной продукции. Оператор системы уверен, что маркировка повысит доходы компаний за счёт ухода с рынка нелегальных игроков. Дополнительная выручка производителей может составить 60 миллиардов рублей в год, что снизит стоимость продукции для потребителей в пределах 4 процента.

Конечно, последнему прогнозу очень хочется верить. Что же случится на самом деле – покажет будущее.

обязательная маркировка молочной продукции, правительство Ставропольского края, маркировка продуктов

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Игнат Бирюков
Игнат Бирюков | Пожаловаться  1
Позабавила реакция производителя молочки в стиле "а нас-то за шо?" Прикольно коннечно, что производители молока стрелки перекидывают на производителей колбасы и жалуются, что там мяса нет, а их еще не маркируют. Хочется сказать: дорогие молочники начните за качеством своих товаров следить, тогда и маркировки боятся не придется))
1

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Экономика»