Игорь Барташ: «Я артист, пока полон зал»

Ольга Метёлкина

На официальном сайте Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова о заслуженном артисте РФ Игоре Барташе сказано коротко: «Родился 16 ноября 1973 года. Окончил институт искусств, актерское отделение (г. Воронеж). В труппу театра пришел в 1994 году. Художественный руководитель муниципального музыкально-литературного театра-гостиной «Гармония» им. Г.Н. Пухальской». А далее – внушительный перечень наград и длинный список сыгранных ролей.

Заслуженный артист РФ Игорь Барташ
Заслуженный артист РФ Игорь Барташ

Творческая биография Игоря Барташа не складывалась из подарков судьбы, каждый его успех приходил, как результат вложенного труда. Об этом хорошо знают ставропольские театралы, на глазах которых год за годом происходило становление артиста.

Сцена из спектакля «Пропала жизнь» (Игорь Барташ в роли профессора Серебрякова)
Сцена из спектакля «Пропала жизнь» (Игорь Барташ в роли профессора Серебрякова)

В его репертуарном багаже – россыпь больших ролей: Печорин в «Герое нашего времени», Арбенин в «Маскараде», профессор Серебряков в спектакле «Пропала жизнь» по пьесе «Дядя Ваня», Левин в «Анне Карениной», Мышлаевский в «Белой гвардии», Вожеватов в «Бесприданнице», Треплев в «Чайке», Чацкий в «Горе от ума», Фигаро в «Женитьбе Фигаро», князь Веронский в «Ромео и Джульетте», Незнамов в постановке «Без вины виноватые»… А наряду с этими крупными ролями в памяти публики остались не столь значительные работы актера, которые позволили высветить его многогранный талант, проявившийся в ролях комедийного плана: «Халам-бунду, или Заложники любви» (Болек), «Проделки Ханумы» (Тимотэ), «Фуршет после премьеры» (Яго), «Два ангела, четыре человека» (Нотариус), «Примадонны» (Лео)… Сколько всего было сыграно на сцене, теперь и не скажешь точно. Сам Игорь Барташ своих ролей не считал, за тридцать лет их было более сотни.

«Проделки Ханумы» (Князь – Владимир Аллахвердов, Тимотэ – Игорь Барташ)
«Проделки Ханумы» (Князь – Владимир Аллахвердов, Тимотэ – Игорь Барташ)

К юбилею артиста режиссер Валентин Бирюков решил сделать ему необыкновенный подарок – главную роль в новом спектакле по пьесе Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Незадолго до премьеры мы встретились с Игорем Барташом. Разговор о творчестве начался издалека.

 

– Игорь Валентинович, говорят, что всё хорошее начинается с мечты. Для вас театр тоже был мечтой? Когда она появилась?

– Началось с театральной студии Анатолия Андреевича Дурова, которая сначала была в школе, а затем переместилась в открывшийся Дворец профсоюзов и называлась «Пятый этаж». Там играли спектакли взрослые артисты, а мы, дети, репетировали, и на большой сцене участвовали в новогодних сказках. Мы выступали вместе с профессиональными артистами, с которыми позже я имел честь выходить на одну сцену: Борисом Федоровичем Щербаковым, Владимиром Владимировичем Гурьевым. И когда я стал играть в одних спектаклях с мастерами сцены, то окончательно утвердился в своем желании быть актером.

– Ваша семья каким-то образом повлияла на этот выбор?

– До меня в нашей семье не было артистов. Мама в юности мечтала стать актрисой, но не рискнула поступать на актерский факультет. В детстве мне нравилось рассматривать альбом с фотографиями известных артистов, которые мама собирала, как и многие ее ровесники. Какое-то отношение к творчеству имел отец. Он был художник-оформитель, занимался чеканкой, хорошо пел и даже занимал призовые места в конкурсах.

Мама не просто поддержала мое желание учиться актерскому мастерству, но даже настояла, чтобы я поехал поступать. Отец же хотел, чтобы у меня в руках была «настоящая» профессия – автослесарь. Мама сказала: «Если не поступит, тогда пусть идет в автослесари, а если сейчас запретить, то потом он будет всю жизнь жалеть, что мы на взлете обрубили ему крылья».

– Многие актеры рассказывают, как они по несколько раз ездили поступать в престижные московские вузы. У вас тоже так было?

– Нет, про Москву даже не думал. Выбрал Воронеж. Дело в том, что я очень люблю свой дом, мне было важно, чтобы вуз был недалеко, и я мог бы ездить домой. Воронеж оказался самым близким городом, где был театральный институт. Мне повезло – я поступил с первого раза.

Готовил меня заслуженный артист РФ Борис Федорович Щербаков. Экзамены прошли как в тумане, не помню, что я делал. Борис Федорович учил меня отвечать на вопросы комиссии не просто смело, а «нагло». Спросят: «Умеешь играть на музыкальных инструментах?». Надо отвечать: «Умею», хоть это и не так. Потом научишься», – говорил он.

Помню, как увидел свою фамилию в списках поступивших. Когда приехал домой, мама во дворе нашего дома накрыла столы, позвала соседей. Они были рады за меня, поздравляли.

– Для выпускников театральных вузов найти «свой театр» – большое дело. Игорь, а как вы оказались в Ставрополе?

– К тому времени, как я получил диплом, главным режиссером и художественным руководителем Ставропольского театра был Алексей Александрович Малышев. Он в свое время работал вместе с деканом нашего факультета Евгением Федоровичем Слепых в новосибирском «Красном факеле». Евгений Федорович мне сказал: «Алексей Александрович сделает из тебя артиста – поезжай в Ставрополь».

Я пришел показываться в наш театр. Меня прослушали и взяли. Я очень благодарен артистам, которые мне тогда помогали. Светлана Колганова, Лолита Склярова, Володя Зоря готовили со мной отрывки из Шекспира. В коллективе очень доброжелательно отнеслись ко мне.

– Вы помните свои первые роли?

– Одна из первых ролей была в спектакле «Чудеса пренебрежения». Мы с Ильей Калининым в образе мимов делали какие-то перестановки на сцене. Тогда же в сказке «Щелкунчик» я играл Колбаску и Звездочку. Так продолжалось первые пять лет, пока в театр не приехал режиссер Христиан Ремер ставить «Коварство и любовь» Шиллера и дал мне роль Фердинанда. Впервые я ощутил вкус к профессии, к аплодисментам, к заплаканным лицам в зале. Артист проверяется на больших и маленьких ролях, но это была почти недосягаемая мечта.

– В вашей творческой биографии было много романтических героев и целый список принцев… Это же так интересно – играть в сказках?..

– И не только в сказках. Особенно по молодости, когда можно побаловаться. Как в сказке «Голый король», где играли в основном молодые артисты: Коля Чернышов, Илья Калинин, Саша Жуков, Лолита Склярова, Алексей Симанкин… Хорошее актерское баловство было в этой сказке. В «Русалочке» я сначала, что называется, «танцевал», а потом много лет был принцем. В прошлом сезоне с удовольствием напросился поиграть в новогодней сказке. С «Щелкунчика» я начинал, только теперь не Звездочку играю, а Дроссельмаера.

– А как же случилось, что после этого вы вдруг «увлеклись» персонажами с ярко выраженными демоническими чертами?

– Этот вопрос к режиссерам. В свое время директор Евгений Иванович Луганский говорил, что у меня «отрицательное обаяние». Я долго не мог понять, что это такое.

– Говорят, отрицательных героев играть интереснее. В их характерах больше психологии, эмоциональных оттенков...

– Интересно играть всё. Спасибо режиссерам. К примеру, Юрий Иванович Еремин подарил несколько ярких ролей: Печорин, Арбенин, Фирс… Всё это личности неоднозначные.

– Актерская профессия нередко сопровождается «звездной болезнью». Как ее избежать? Есть какой-то рецепт?

– Надеюсь, что «звездная болезнь» меня не коснулась. Прививку от нее нам сделали еще в институте, когда педагоги говорили:

«Сыграл главную роль – в следующем спектакле постой у фонтана».

В жизни мне приходилось наблюдать явный признак звездности – когда человек выходит из театра и продолжает играть. На режиссерах лежит большая ответственность за это: нельзя на молодые плечи, еще несформировавшуюся личность возлагать подряд главные роли, у многих от этого «крышу срывает».

– Многие актеры с годами уходят в режиссуру. У вас было такое стремление?

– Нет, я не режиссер. Пусть этим занимается тот, кто умеет. То же самое с преподаванием: я пытался, но потом решил отказаться от этой затеи, потому что не могу взять на себя такую ответственность.

– А что вы можете сказать о своих педагогах?

– Я очень благодарен Анатолию Андреевичу Дурову, а также своему педагогу, мастеру курса Виолетте Владимировне Тополага. И естественно, режиссерам, которые мне очень много дали: и Валентину Валентиновичу Бирюкову, и Алексею Александровичу Малышеву, хотя у него, к сожалению, я не так много играл. Естественно, Юрию Ивановичу Еремину. Они все – мои учителя. Благодарен своим коллегам-артистам. Михаил Павлович Михайлов незадолго до своего ухода давал советы, которые остались у меня в подсознании. Ценю профессиональную поддержку Светланы Георгиевны Колгановой. В институте учат азам, а основную профессию ты нарабатываешь на сцене.

– Что привнес в вашу жизнь театр «Гармония»?

– Еще больше ответственности. «Гармония» существует с 1993 года. Галина Николаевна Пухальская пригласила меня в 1994-м. После ее ухода из жизни в 2004 году театр возглавила Светлана Георгиевна Колганова, а в 2015–м она передала руководство мне. И теперь я несу ответственность, причем не только за себя, а за весь коллектив, в котором работают ведущие артисты театра драмы. И если на афише написано «худрук Барташ» – это должно быть равносильно знаку качества. В театре «Гармония» особая творческая атмосфера, мы делаем то, что сами хотим и чем стремимся поделиться со зрителем. Нравится, что в литературном театре растут свои режиссеры. А в 2024 году есть договоренность поработать с приглашенным режиссером, выбираем материал, скорее всего это будет Пушкин.

– Сколько спектаклей в репертуаре театра «Гармония»?

– На сегодняшний день их 28. Мы не успеваем показать все за один сезон. С каждым годом становится больше зрителей. Обратили внимание, что к нам стали ходить семьями. Причем это молодые люди, тридцатилетние.

Открыли для себя нового автора – Романа Нутрихина. По нашей просьбе он написал пьесу и подарил ее театру. Спектакль называется «Ставропольский клад».

– Мы начали разговор с темы детства. А о чем еще мечталось в то время?

– О том, чтобы сняться в кино. Получилось. Есть несколько ролей в фильмах: «Залезть на луну», в сериалах «Жена олигарха», «Шифр-4». У ставропольского режиссера Дмитрия Москвитина сыграл в фильме «Интервью». Сейчас приступаем с ним к еще одной интересной работе.

– Может быть, хотелось полностью посвятить себя кинематографу?

– Нет, без зрительного зала, без прямого общения с публикой ничего не получится. Называйте это, как хотите: болезнью или зависимостью. Артист испытывает неописуемое ощущение, когда из зрительного зала к нему идет поток положительной энергии. Вот почему и юбилейный вечер называется «Я артист, пока полон зал».

Записала Ольга МЕТЕЛКИНА.

Фото автора и из фондов Ставропольского театра драмы

Драмтеатр, Дворец профсоюзов, Анатолий Андреевич Дуров, Борис Федорович Щербаков, театральная студия Анатолия Андреевича Дурова, Игорь Барташ, театр «Гармония»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление