Обезболивающий альбом: рок, патриотизм и жизнь

Геннадий Криштофоров

Культура – субъективная вещь. Особенно искусство. Здесь у каждого свой вкус, и его надо уважать. Я живу именно по этому принципу, поэтому и весь текст ниже максимально субъективен.

Музыка со мной всегда. Либо в наушниках, либо в голове. Когда я трудился в студенческом пресс-центре СКФУ, вел специальную рубрику про музыкантов и различные направления в музыке. Так как материалы выходили раз в неделю, я успел рассказать о многом. Поэтому сейчас пишу о музыке мало, не хочу повторяться. Но всегда бывают исключения.

Группа «25/17». Обложка альбома
Группа «25/17». Обложка альбома

Я ехал на гандбольный матч в Буденновск, в плеере звучал альбом коллектива «25/17» под названием «Радость встреч и расставаний». От музыки в наушниках я получил невероятный восторг. Все было так к месту и в точку…

 

Из библейской тематики – в патриотическую

В 2002 году образовался сольный проект Андрея Бледного «Иезекииль 25:17». Название отсылает к известному фрагменту легендарного фильма «Криминальное чтиво», где персонаж Сэмюэля Л. Джексона читает Библейский стих из книги ветхозаветного пророка Иезекииля. Произведения «Иезекииль 25:17» были заявлены как новая волна независимого русского рэпа.

В 2005 году в состав группы входит певица Тома Амот. В апреле следующего года в коллективе появляется третий вокалист Ант, который добавляет музыкальной команде мелодичные ноты. За пару лет группа создала несколько хороших песен, после чего ребят заметил экс-продюсер «Касты» Аркадий Слуцковский. Правда, до этого из состава коллектива уходит Тома Амот.

Группа послушалась совета своего нового наставника и переименовалась в «25/17». Первый полноформатный альбом назывался «Только для своих». Пластинка начинает приносить популярность коллективу, который экспериментирует в музыкальном плане. В 2014 году выходит знаковый для «25/17» альбом под названием «Русский подорожник». Он как раз и отражает всю тематику коллектива: патриотические песни с уклоном в религию под соусом рока и рэпа. Пластинка становится хитовой. На все 12 песен выпускаются клипы. Коллектив занимает особую нишу в отечественной музыке.

 

«Для мужика в блиндаже – музыка!»

Музыканты с 2014 года поддерживают Донбасс, организовывая гуманитарные коридоры и помогая детям. Никто бы об этом никогда не узнал, потому что артисты считают – подобные действия должны проходить в тишине, а не для «показухи». Однако писатель и общественник Захар Прилепин решил показать свету добрые дела ребят. Спасибо ему за это, ведь музыканты смогли расширить свои горизонты помощи.

У слушателей тяжелой музыки есть такая присказка: не слушал рэп, пока не включил «25/17». Отчасти эта фраза относится и ко мне. У меня были в плейлисте их песни, но до дыр их не заслушивал. Я знал, что у парней осенью 2023 года вышел новый альбом. Возможно, он прошел бы мимо меня. Но тут я наткнулся на пост фронтмена группы «Аффинаж» Михаила Калинина, который имеет дружеские связи с «25/17». Он рассказал о разговоре с Антом, который считал пластинку «Русский подорожник» вершиной своего творчества. Однако затем появился новый альбом. Михаила песни «зацепили» максимально, как по звуку, так и по содержанию. Он решил, что «Радость встреч и расставаний» – главная работа «25/17». Меня же «зацепили» во мнении лидера «Аффинажа» следующие слова: «Меня никто не пытался удивить. Я слушал коллектив, которому это было не нужно». Именно после этого я изучил песни из альбома, который теперь заслушан до дыр.

Начинается пластинка со своеобразной увертюры «Радость». Понимаем сразу – музыкально нас ждет ретроспектива советских классиков в новом прочтении. На гитарные струны удачно ложится речитатив Андрея Бледного, который рассказывает, для кого музыка их группы. Она подходит для многих и практически для каждого из тех, кто не ленится и не занимается ерундой. Тут и мужик на мандраже, или в блиндаже, или на кураже. Хорошие слова, особенно если учесть, что группу слушают на фронте. Также Бледный говорит, что «наша жизнь – череда бед, а счастья вовсе нет». И тут же Ант желает всем радости, потому что настал новый день, в котором «мы снова будем хохотать, как дети».

Сменяет «Радость» композиция «Хлопок». В музыкальном плане она продолжает мотив «открывашки» альбома, отдавая дань уважения Эдуарду Артемьеву. Бледный утверждает, что мы ничего не понимаем, и только с годами нам открываются небольшие тайны вселенной. Его лирический герой надеется, что все будет хорошо. Однако здесь сразу же идет отсылка к песне «Комната», которая опирается на одноименное стихотворение Бродского. Если в той композиции не выходить из комнаты просил Ант, то сейчас этого настоятельно требует Бледный. Он обещает вернуться домой. Слушатель понимает, что лирический герой находится где-то далеко. Однако кто-то хлопнул в ладоши, и сон закончился. Здесь включается Ант, который говорит, что из хлопка мы все превратились в волокна хлопка. «Но мы сто пудов выживем и больше никогда, никогда, никогда…». Именно на этих словах обрывается песня.

 

«Мы все повязаны глупыми фразами…»

Дальше на пластинке в дело вступает любовная лирика. Она, как известно, бывает разная. Композиция «Околокосмоса» музыкально действительно отправляет слушателя в пространство за нашей планетой, как «Песняры», которое и мягкое, но в то же время жесткое. В этой песне прекрасно раскрывается Бледный. От его лица ведется рассказ про лирического героя, обычного обывателя, слушающего доверчиво вечерние новости после работы. Он – Гагарин, потому что первый, а его дама – гагара, ибо верная. В этой песне можно заметить отсылку к раю в шалаше Высоцкого, потому что герой не возил свою женщину в Турцию, как многие, а лишь дарил букет настурции и щенка. Кроме того, Бледный вспоминает Цоя и его перемены, ведь «Космос – всего лишь литеры на заборе». Под литерами имеется в виду СССР, который и был космосом для многих, но его уничтожили. Поэтому лирический герой ждет всех в одноименном ресторане после восьми.

Затем в альбоме вступает в дело Ант и его сольная композиция «Позвони». Тут все просто. «Низкобюджетная драма», которую создали «на коленке», где есть он и она. Лирический герой был младше дамы, но однажды он решил, что ей не нужен. Поэтому парень не мешал ей «на выпускном танцевать с другим». Общение дошло до университета. Лирический герой чувствовал, что девушка тоже испытывает что-то к нему, ибо «ловил ее взгляд на парах». Да, в «курилку с ним ходила, хоть она не курила». Но никто из них не раскрывал карты, как в покере. Друг героя оказался азартнее, рассказав поутру, как «испортил игру» вином в институтской общаге. Лирический герой после этого переехал. Он доволен своей жизнью, в которой успел жениться и развестись, и нашел новый номер той самой девушки, однако ничего сказать так и решился. В припеве герой понимает, что вся наша жизнь повязана «глупыми фразами и лунными фазами», а любовь бежит везде, создавая не распутывающиеся нити. Он лишь только ждет одного звонка, продолжая игру…

 

«Дорога из желтого кирпича»

Дальше слушателя ждет небольшое сказочное путешествие к «Гудвину». Лирический герой объединил в себе всех трех персонажей сказки. В трактовке «25/17» человеку не хватает ума, чтобы понять, как ему жить и что делать, сердца, чтобы любить просто так, а смелости – в качестве осознания предательства. Однако он все равно просит вернуться домой со светлой печалью по дороге из желтого кирпича, то есть к мечте. Все это сопровождается ритмичным боем в куплете и мелодичным гитарным перегрузом в припеве.

В «Пограничнике» Ант говорит о важной тайне – никакой границы нет. Это значит, что все будет продано и уничтожено, даже горе. Лирический герой в исполнении Бледного пытается убежать от реальности, в которой только «лезут в душу и в петлю», а все будни уже давно отравлены. Важно всегда помнить об этих вещах, стараясь не раскрывать душу в обществе до конца. Барабаны в этой песне создают движение.

Продолжает сказочную и тяжелую реальность композиция «Кровь». Ант предлагает поиграть в людей и любовь, чтобы друг из друга больше пить. Он считает себя «карой, ибо мир лишился добра», однако не хочет жить в таком мрачном мире, бросает ему вызов, удаляя клыки, открывая глаза и совершая ритуал, прокричав свое имя три раза.

В этой композиции также важную роль исполняют барабаны, которые гипнотизируют слушателя, заставляя согласиться на предложение Анта. Гитара помогает создать определенную мистическую атмосферу.

Песня «Чемодан» завершает сказочную реальность, начатую «Гудвином». Композиция неслучайно сделана в духе «Бригады С», ведь здесь в припеве поет Гарик Сукачев. Бледный и Ант в куплетах рассказывают, что есть в чемодане, который содержит всю жизнь лирического героя. Он как шрамы – их уже не вернуть вспять, а иногда не знаешь, что в том чемодане находится. Прямоугольный объект оживает и голосом Сукачева говорит, что он позабыт всеми, но может дать возможность исправить многое. Нужно его просто открыть.

 

«Будет день и рай – засыпай»

«Одуванчик» начинает закрывать альбом. В нем тоже все про нашу жизнь. Это растение лирического героя Бледного сопровождает с самого рождения. Он увидел его еще в деревне у бабушки с дедушкой. И хоть памятный дом давно продан, «баба с дедом умерли», а пацан стал брутальным мужчиной, живущим в столице, герой все равно едет в родную деревню, где уже дочка плачущего героя плетет венок из одуванчиков. Скрипка и клавиши передают все настроение композиции. Ант же в припеве поет, что «истина в вине» – это метафора, там нет правды. Если все время пить, то Плотник, которым является Христос, наполнит амфору. «25/17» заявляет, что алкоголь может лишить вас ближних, поэтому не стоит им злоупотреблять.

Завершающей песней пластинки является «Колыбельная». Конечно, после такого альбома человек действительно будет «три часа бороться с мороком». Лирический герой вновь предстает перед нами обычным обывателем. Он все не может уснуть, в голову лезут мысли о произошедшем в жизни, а во сне наступают забытые кошмары. Персонаж смотрит в окно и спрашивает у Неба: «Когда дефолт, когда ковид, будет ли ядерный гриб?» Затем он находит причину своих бед – у него друг на войне погиб. Ант и Бледный в припеве обнадеживают слушателя. Господь все видит, просто его взгляд заслоняют. Однако «будет день, и будет хлеб, и будет рай».

Почему же этот альбом лучший для меня в 2023 году? Все просто. В нем нет ни капли про политику, как у многих других музыкантов. Нет мысли выстелить радужный мир. «25/17» изложили мысли обычного человека, которого все также интересуют извечные проблемы: любовь, будущее, вера, предательство и дружба. Сделано это от души и для того «мужика в блиндаже», чтобы облегчить тяжесть времени.

 

СКФУ, Донбасс, Криминальное чтиво, проект Андрея Бледного, независимый русский рэп, «Радость встреч и расставаний», группа «25/17», «Иезекииль 25:17»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление