Приключения ставропольчанки в Стамбуле

Наталья Ардалина

Розовой мечтой Татьяны был Стамбул. Она путешествовала по многим европейским странам, гуляла по Лазурному берегу, каталась на гондолах в Венеции, а вот Турцию видела только пляжную: Анталья, Кемер, Сиде. Не подумайте сейчас, что девушка из категории богатеньких бездельниц. Вовсе нет, Таня – работающая женщина, которая живет в скромной «однушке», не покупает драгоценных украшений, а весь свой доход тратит на единственную страсть – путешествия.

 Музей Миниатюрк – парк миниатюр с моделями достопримечательностей Турции
Музей Миниатюрк – парк миниатюр с моделями достопримечательностей Турции

О Стамбуле она много слышала и читала, город с более чем тысячелетней историей захватил ее воображение. Татьяна хотела прогуляться по улице Истикляль, своими глазами увидеть знаменитую Айя-Софию, заглянуть в Цветочный пассаж и побывать на Гранд-базаре, пахнущем невообразимой смесью пряностей, восточных масел и южного жаркого солнца.

С солнцем не сложилось сразу, потому что зуд путешественницы заставил Татьяну купить билеты в Стамбул в январе. Но когда она уже паковала чемодан, внезапно авиарейс – удобный, а главное – невероятно дешевый, отменили. Пришлось экстренно отказываться от бронирования отеля – весьма скромного, зато расположенного в историческом центре Константинополя. Отменила путешествие и предполагаемая Танина попутчица Света – подруга детства из ставшей за последние годы страшно далекой прибалтийской республики.

Здесь непременно нужно сделать отступление. Наша героиня росла в советской Прибалтике, и, может быть, благодаря открытому и доброжелательному характеру, а может, и другим факторам, в городе детства у нее остались одноклассницы, с которыми Татьяна продолжает дружить по сей день. Никакие политические дуновения не смогли повлиять на искренние отношения девушек. Скажете мне после этого, что женской дружбы не существует.

Так вот, Татьяна со Светланой собирались лететь в Стамбул в один день, понятное дело, каждая своим рейсом, а встретиться планировали уже в аэропорту. Но отмена перелета не изменила планы отважных путешественниц: еще не успев получить возврат средств за купленные билеты, они снова кинулись в пучину Интернета, чтобы найти другой рейс, столь же удобный и недорогой.

Судьба удивилась такому стремлению и подарила девушкам второй шанс: вот вам нужные билеты, покупайте.

 Дворец Топкапы – главный дворец Османской империи  до середины XIX века
Дворец Топкапы – главный дворец Османской империи до середины XIX века

И вот, наконец, Стамбул, он же Византий, он же Константинополь: шумный, несмотря на зимний месяц, горячий, говорящий на сотне разных языков, несущийся наперегонки во все стороны разом. Самолет приземлился в самом большом аэропорту культурной столицы Турции – его называют новым, третьим или просто аэропортом Стамбул. Из огромного аэровокзала путешественницы вышли уже немного оглушенные, но адрес своего отеля Татьяна запомнила хорошо, поэтому в такси назвала его без запинки, и через несколько минут машина мчала их по вечернему, сверкающему множеством огней городу.

Кстати, это путешествие стало для Татьяны еще одним маленьким подтверждением того, что дружба народов никогда не прекращалась, и зависит она лишь от конкретных представителей разных национальностей. Наутро в отеле русская Таня и литовка Света познакомились с путешественницами из Казахстана, которые уже покидали гостеприимную Турцию. Девушки-казашки отдали нашим туристкам оставшиеся у них карточки на проезд в местном транспорте, с удовольствием рассказали, куда лучше сходить и что посмотреть в первую очередь, и, тепло попрощавшись, уехали. Напоследок поделились мыслью, что не стоит переплачивать за экскурсии, все можно увидеть самим, обойдется во много раз дешевле, а впечатления те же.

Так и сделали Татьяна и Светлана. Богатый на исторические и архитектурные памятники центр Стамбула они обходили целый день, а затем решили отправиться в мини-круиз по Мраморному морю, на Кизил-Адалар. Билеты на теплоход оказались на самом деле недорогими, пейзажи с палубы теплохода открывались восхитительные, ветерок нежно дул в лицо, а изумительный цвет морской глади манил окунуться в воду. Все бы хорошо, жаль только, не очень понятно, где плывем, что видим...

Когда кораблик пристал к берегу, Таня с подругой решили, что круиз окончен, они вернулись в Стамбул и можно погулять по этой части города. Нужно сказать, местность кардинально отличалась от центра: небольшие уютные домики, юркие электромобильчики и совсем не было туристов с телефонами наперевес. Когда уставшие путешественницы собрались возвращаться в отель, вдруг поняли, что давно не видели трамвайных путей. Зато знали номер трамвая, на котором можно добраться до нужного адреса.

В путешествиях важнейшая вещь – умение найти общий язык с местными жителями. Татьяне с подругой повезло: местный, к которому они обратились, прекрасно говорил по-русски.

– Подскажите, пожалуйста, где найти трамвайную остановку? Нам нужно в центр.

– Какую остановку? Нет здесь трамваев.

– Как нет? Мы вчера на трамвае ехали!

– Не знаю, где вы трамвай нашли, нет их здесь.

– Ну это же Стамбул?!

– Нет, конечно. Это остров.

Примерно такой диалог выбил из равновесия отважных путешественниц, потому что солнце неуклонно садилось за горизонт, а выбираться с острова по понятным причинам несколько сложнее, чем просто добраться из одной части города в другую.

Уже позже Таня с подругой поняли, что купили билеты не на круизный теплоход, а на обычный рейсовый паром, курсирующий между Стамбулом и Кизил-Адалар – Принцевыми островами. То есть обратно к исходной точке паром пассажиров не вернул. К счастью, попасть на обратный рейс на тот же самый кораблик девушки успели.

Сделав соответствующие выводы, отважные путешественницы решили, что экскурсия с русскоговорящим гидом все же будет более познавательной и менее экстремальной.

Малакский пролив
Малакский пролив

Следующие дни прошли в череде ярких впечатлений: мечети, дворцы, рынки, безумное слияние европейской и азиатской культур. Конечно, этот город восхищает, удивляет, завораживает. Увидеть внутреннее убранство собора Святой Софии, крупнейшего православного храма, ныне действующего как мечеть, сегодня могут все желающие. Правда, если попадаете на службу, непросто будет протолкнуться среди правоверных, чтобы насладиться красотой фресок и мозаики.

Голубая мечеть, дворец Топкапы, церковь Святой Ирины, мечеть Сулеймание, пролив Босфор, бухта Золотой Рог, Галатская башня, Гранд-базар, на котором можно купить все – от шпилек для волос до мебели, уютные кофейни и роскошные рестораны (в которые наши путешественницы не пошли) – о каждом из этих мест можно написать отдельный материал.

Мечеть Сулеймание
Мечеть Сулеймание

Особенное впечатление на Татьяну произвела история про дочь турецкого султана Сабиху Гекчен. Сабиха – одна из восьми приемных дочерей Ататюрка, стала первой в истории Турции женщиной-пилотом, более того, она летала на военном истребителе. Ей было 12 лет, когда Ататюрк во время посещения Бурсы, увидев бедность, в которой живет девочка, попросил разрешения у ее брата забрать Сабиху во дворец в Анкаре и сделать своей дочерью. Президент Турецкой Республики дал девочке фамилию Гекчен – от турецкого – небо. Но на тот момент она еще не думала связать с небом свою судьбу, то была идея приемного отца, который и отправил девочку учиться в Академию воздушных сил. Сабиха принимала участие в боевых действиях, а в 1938 году за 5 дней облетела вокруг Балканских стран. Отважная летчица умерла в Анкаре в возрасте 88 лет. Ее именем назвали один из трех стамбульских аэропортов.

Вот этот последний факт и стал причиной очередных приключений Татьяны с подругой. Накануне дня отлета домой Тане пришло уведомление, что рейс перенесен на два часа раньше. Наутро подруги собрали вещи, передали свои транспортные карты новым туристкам, только прибывшим из Казахстана, вызвали такси и Таня уверенным голосом сказала:

– Аэропорт Сабиха Гекчен!

Ей так нравилось это сочетание звуков, казалось, что произносит название аэропорта с неповторимым восточным акцентом. Поэтому повторила Таня его несколько раз. Ну что ж, Гекчен так Гекчен, таксисту все равно, куда ехать.

По дороге Светлана засомневалась: дорога другая какая-то, вроде бы, из аэропорта ехали по иным местам. Но Татьяна успокоила подругу: и ехали в тот раз вечером, и путь каждый таксист выбирает свой.

Но в самом аэропорту тоже было ощущение недоумения: небольшой, относительно тихий. И самое главное – на табло нет рейса ни в Минеральные Воды, ни в Вильнюс.

Еще не понявшие всего ужаса ситуации подруги подошли к окошку информационной службы, протянули свои билеты...

– Wrong airport, – невозмутимо сообщила миловидная девушка.

– Как же не тот, вот же билеты, рейс!

– Wrong airport. You need airport Istanbul, – все так же улыбаясь, просветила подруг сотрудница справочного бюро.

Итак, за два часа до вылета Таня оказалась на другом конце Стамбула. Но она не позволила панике возобладать над разумом и рванула к стоянке такси, таща за руку Светлану. Благо у той вылет намечался на три часа позже.

В первой же попавшейся машине подруги, показывая водителю билеты, наперебой кричали:

– Быстрее, пожалуйста, опаздываем, быстрее!

Водитель попался понятливый, машина рванула с места и сразу развила высокую скорость. Таня закрыла глаза и начала считать оставшиеся деньги: нет, на новый билет точно не хватит. Впрочем, удариться в меланхолию ей не дал водитель: мужчина попался эмоциональный, всю дорогу он практически в одностороннем порядке общался с пассажирками, которые из его речи понимали только слова «аэропорт», «Стамбул» и «Сабиха Гекчен».

Приоткрыв один глаз, Таня увидела впереди дорожного турецкого полицейского, который яростно махал своей палочкой таксисту. Но водитель, изобразив одной рукой взлетающий самолет и показав на часы, промчался мимо стража дороги, не остановившись.

С тяжелым вздохом Таня вновь прикрыла глаза и подумала: «Нет, никак не успею».

Такси остановилось у того же огромного, сияющего на солнце здания аэропорта, в который они прилетели семь дней назад. «Господи, ну почему я решила, что улетаем мы из другого аэропорта?» – простонала про себя Татьяна и побежала к табло, уверенная в том, что регистрация на ее рейс уже завершена.

Но, видимо, кто-то сверху, наблюдавший за приключениями подруг в Стамбуле, решил, что хватит с них на сегодня: вылет значился в то же время, что было указано на билете, а не двумя часами раньше, о чем приходило уведомление накануне. А значит, на свои рейсы успевали обе путешественницы. Распрощавшись, они разошлись каждая в свою сторону. Пройдя регистрацию и досмотр, Таня устало опустилась на скамейку и решила, что никуда не пойдет до самой посадки. Она вытащила из сумки вещи, чтобы проверить, все ли на месте, убедилась, что теперь-то точно все в порядке, и наконец расслабилась.

Когда на табло напротив нужного рейса появилось заветное слово «Boarding», Татьяна, не торопясь, пошла на посадку. И вот оно, напоследок: в сумке не оказалось посадочного талона. «Что ж, ходить медленно – не для меня», – решила Таня и рванула обратно.

Рядом с ее местом на скамье уже сидел мужчина. Почти упав перед ним на колени, Таня начала шарить под лавочкой. Испуганный мужчина поджал ноги и спросил по-русски:

– Что случилось?

– Билет! Талон! Потеряла! Нашла! – воскликнула Таня и, потрясая найденной бумажкой, кинулась к выходу на посадку.

Уже сидя в самолете, она вдруг вздрогнула и спросила у соседа:

– В Мин. Воды?

– В Мин. Воды, – успокоительно сообщил мужчина.

Перелет прошел гладко, до дома путешественница тоже добралась без приключений и первым делом позвонила в Литву, чтобы узнать, как долетела Светлана.

– Света, ты, наверное, со мной больше никуда не поедешь? – грустно спросила Таня подругу.

– Тань, да я теперь только с тобой! У нас тут все размеренно и скучно, а с тобой – вот это настоящая жизнь!

достопримечательности, туризм, турция, путешествия

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Путешествия»



Последние новости

Все новости

Объявление