Летний формат торговли сдерживает только погода
Лариса ДенежнаяНа календаре — лето. Но погода мешает по-настоящему развернуться сезонной торговле, которая в это время обычно набирает обороты.
Первые ласточки летнего формата торговли — ларьки с квасом, мороженым — появились на улицах Ставрополя с наступлением тепла. Но многие пока «на приколе». Погода притормозила и «витаминный» конвейер с полей и садов. Каким быть новому сезону уличной торговли? На этот и другие вопросы отвечает руководитель комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Игорь Кащаев.
- В этом году погода внесла коррективы в работу сезонной уличной торговли. Официально дата ее начала — 1 мая. Но в полную силу этот формат пока не заработал. Процесс созревания фруктов и овощей, по всей видимости, сдвинется по времени. Соответственно, и реализация программ сезонной торговли, возможно, откорректируется. Но это никак не отразится на деятельности комитета муниципального заказа и торговли в этой сфере. Организация сезонной торговли традиционно идет по нескольким направлениям: работа летних площадок при стационарных точках общепита, акция «Овощи к подъезду», продажа прохладительных напитков и мороженого, бахчевых. Подготовка к открытию сезона началась заблаговременно и по утвержденному плану.
- Были ли какие-то трудности по формированию сезонной торговли или система уже, как говорится, «обкатана» годами?
- В прошлом году начала работать новая схема дислокации сезонных объектов, рассчитанная на пятилетний период, то есть до 2020 года. Это дало предпринимателям возможность долгосрочного планирования. Они стали смелее вкладывать инвестиции в модернизацию объектов и создание новых. По сравнению с прошлым годом количество торговых точек увеличилось за счет добавления новых адресов в схеме размещения временных сезонных объектов.
Но схема — это не догма. Она ежегодно корректируется. Сегодня комитетом прорабатывается вопрос по ее изменению. В первую очередь это касается сезонных объектов, которые перекрывают зону видимости для транспорта, торговых точек с дублирующим ассортиментом магазинов, размещенных по соседству. При формировании схемы учитываются пожелания горожан, советов микрорайонов. Вносят коррективы и сами участники сезонной торговли. К примеру, раньше точка стояла в месте большой проходимости, а потом транспортные и пешеходные потоки изменились.
- Как заработала система импортозамещения и появились ли новые игроки на сезонном «поле»? Те, которые получили гранты на открытие новых производств сельхозпродукции.
- Система сезонной торговли обновляется. Меняется количество ее участников. Некоторые фермеры, например, переориентируются на стационарный формат. Они расширяют производство, увеличивают объем реализации и выходят из сезонной торговли, поставляя свою продукцию уже круглогодично в торговые сети. Появляются в сфере сезонной торговли и новые игроки, ставропольские производители.
С февраля мы активно готовились к акции «Овощи к подъезду». Совместно с руководством министерства сельского хозяйства провели встречу, где обговорили и утвердили график сотрудничества, закрепили сельскохозяйственные районы за районами города с определением площадок по конкретным адресам. Обсудили и участие в акции фермеров, открывших производства на гранты. При этом обговорили, что предоставление ими пакета документов, подтверждающих получение гранта и то, что они являются сельхозпроизводителями, а не перекупщиками, будет своего рода дополнительным бонусом при получении разрешения на участие в наших сезонных кампаниях .
Сезонные акции, которые мы проводим, ориентированы на то, чтобы обеспечить максимально приближенной к месту проживания горожан сельхозпродукцией, производимой в крае. Это огурцы, помидоры, свекла, картофель, лук. В перспективе — бахчевые. Уже поступают заявки на их будущую поставку. В этом году засеяли большие площади под бахчевые в Нефтекумском, Левокумском, Ипатовском и Изобильненском районах.
- Акция «Овощи к подъезду» хорошо себя зарекомендовала. Но город растет, появляются новые микрорайоны. Планируются ли там такие площадки?
- В этом году мы заключили 150 договоров на поставку овощей. Подготовлено 68 площадок. Администрации районов Ставрополя предварительно заключили 36 новых соглашений с крестьянско-фермерскими хозяйствами из Грачевского, Кочубеевского, Изобильненского, Труновского и Петровского районов. Причем напрямую, раньше такая работа шла через администрации сельских районов края.
Конечно, акция «Овощи к подъезду» придет и в новые микрорайоны. Например, в «Белый город». Помимо традиционных площадок по продаже овощей и фруктов предусмотрена также организация разовых поставок. К нам обращались жители с улиц Мичурина, Пестеля и других с просьбой организовать здесь сезонную торговлю овощами и фруктами. Мы идем навстречу и в сезон массового созревания урожая организовываем работу автолавок в малонаселенных микрорайонах.
- Сейчас появилась в продаже витаминная продукция - абрикосы, клубника. Откуда они?
- В этом сезоне в крае расширились клубничные плантации. В Ставрополь привозят ягоды, выращенные в КФХ Педашенко из Труновского района и КФХ Суховой из Красногвардейского. Привозят клубнику и из Кубани. В торговых точках есть местная черешня - из ОПХ «Шпаковское», КФХ Манакова из Изобильненского района.
Что касается абрикосов, то когда-нибудь появятся и ставропольские. Местным сельхозпроизводителям в этом плане есть куда развиваться. Сегодня абрикосы завозятся из других регионов. Но уже в ближайшем будущем ассортимент фруктов, выращиваемых в крае, разнообразится. Уже сегодня закладывают питомники саженцев плодовых деревьев.
- Нынешний год — юбилейный для города. Это как-то найдет отражение в обустройстве сезонных объектов и их торговой деятельности? Они должны вписаться в архитектуру города, не портить впечатление о Ставрополе у гостей, которые приедут на именины краевого центра. А здесь играет роль даже внешний вид тех, кто стоит за прилавком.
- Подготовку к Дню рождения города мы ведем давно. Видите, в этом уголке образцы продукции с символикой предстоящего юбилея. Их предоставили нам производители и торговые предприятия. Юбилейная символика появится на упаковках тортов, молочной продукции. Торговая сеть «Флагман» заказала пакеты для продуктов с тематикой Дня рождения города. Стикеры с праздничной тематикой можно будет увидеть на столах летней площадки «Веранда». Такой же стиль будут выдержан на салфетках, подставках под кофе. И конечно, тема юбилея города будет отражена в фирменной одежде официантов и продавцов - галстуках и косынках. Предприятия подходят к этому творчески. На некоторых летних площадках, например, продавцы будут работать в браслетах с праздничной символикой.
- Лето — это время отдыха, летних отпусков и каникул. Люди выйдут в город, парки. Увеличится нагрузка на работу летних кафе и открытых площадок. Как будет организована их работа? На чем делается акцент в их деятельности?
- В этом сезоне откроется более 120 летних площадок, из них сорок - в парках культуры и отдыха. А это дополнительно к стационарным — 11,5 тысячи посадочных мест. В этом сезоне начнут работу и новые площадки, а также после реконструкции. Например, в обновленном виде предстала летняя веранда в ресторанном комплексе «Каштан».
По уже сложившейся традиции в Ставрополе пройдет конкурс летних кафе. А это хорошая мотивация для их владельцев. Основная задача конкурса - чтобы сезонные объекты были максимально адаптированы в городскую среду, отвечали всем требованиям, предъявляемым к объектам общественного питания, и при этом имели красивый эстетичный вид. Главный упор, конечно, будет делаться на объекты в исторической части города. К ним - особые требования. И здесь хайтэка точно не будет. Летнюю площадку возле ресторана «Нива», например, ждет ребрендинг. Сейчас разрабатывается проект ее модернизации. Время пластиковых стульев и столов на летних площадках прошло. Сейчас это — красивая мебель, посуда и скатерти, цветочные композиции.
С каждым годом увеличивается количество летних площадок, ориентированных на семейный досуг. Это — новый тренд. Предприниматели организовывают детские игровые зоны, приглашают аниматоров. В новом ресторане «Барбарис», например, что на пересечении ул. Ломоносова - Мира, такой специалист сферы развлечений даже есть в штате. На улице 50 лет ВЛКСМ, возле ателье «Сапожок», построили на летней площадке прекрасную детскую игровую зону. На территории кафе «Бабушкины грабли», что в парке Победы, такая зона с домиками, надувным батутом и «сухим» бассейном. Обустроен детский уголок с мягкими игрушками в кафе «Веранда на волне» у Комсомольского озера. Игровая зона для детей есть и у кафе «Орегано». При организации летних площадок делается упор на активный отдых. Здесь проводятся всевозможные конкурсы.
- Мы недавно сообщали о том, что изобильненский квас торговой марки «Опохмелофф» про итогам исследования «Роскачества» получил высокую оценку и отнесен к категории товаров повышенного качества. Киоски по продаже этого кваса — в виде стилизованных стаканов с воздушной пенкой темно-коричневого напитка появились в Ставрополе в прошлом году. Выдержали они конкуренцию с кубанским квасом торговой марки «Староминский», торговые точки которого уже не первый год работают в летний сезон в Ставрополе?
- Квас «Опохмелофф» не только выдержал конкуренцию, но и уверенно занимает свои позиции в городе. Мало того, он даже вытеснил из центральной части Ставрополя «Староминский». И в этом году торговых точек по продаже кваса «Опохмелофф» станет намного больше. Заработает 126 торговых точек этого бренда, из них 45 — вейдинговых аппаратов, работающих без продавца.
- Хочу задать вопрос о личных пристрастиях руководителя комитета. Какое мороженое вы любите и чем утоляете жажду?
- Люблю щербет, фруктовый лед, причем местных производителей. В летнюю жару предпочитаю выпить стакан хорошего кваса. Особенно люблю квас одного из ставропольских производителей, выпускающих несколько видов этого напитка по «живому» рецепту. На вкус — ну прямо бабушкин квас, к которому мы привыкли с детства. Так что наши местные производители достойно представляют свою продукцию в сегменте прохладительных напитков.