О чём рассказали ёлочные игрушки

Ольга Метёлкина

В преддверии Нового года Ставропольский краевой Дом народного творчества пригласил ставропольцев и гостей нашего города погрузиться в неповторимую атмосферу предстоящего праздника

Новая экспозиция, разместившаяся в большом зале, знакомит посетителей с коллекцией жителя города Ессентуки Александра Михайловича Кременицы. Более 30 лет он коллекционирует ёлочные игрушки отечественного и зарубежного производства, новогодние и рождественские открытки. А помогают ему в этом мама и супруга. Как рассказал Александр Михайлович на открытии выставки, интерес к коллекционированию у него появился еще в детстве. Невозможно было оставаться равнодушным к игрушкам на ёлке, среди которых попадались и очень старые, и необычные. Заинтересовали Александра Михайловича также история их создания, новогодние и рождественские традиции в разных странах. Игрушки попадали к нему разными путями: коллекционер их покупал, обменивал, получал в подарок, находил на блошиных рынках в разных городах.

Александр Михайлович Кременица с мамой Валентиной Митрофановной и супругой Ириной Владимировной на открытии экспозиции.
Александр ПлотниковАлександр Михайлович Кременица с мамой Валентиной Митрофановной и супругой Ириной Владимировной на открытии экспозиции.

Уникальная коллекция А.М. Кременицы насчитывает сотни экземпляров старинных и современных игрушек, промышленного производства и расписанных художниками на заказ. Один из самых редких предметов, представленных на выставке, выпущен в 1905 году.

 Тематическая коллекция по мотивам сказки Алексея Толстого «Золотой ключик».
Александр Плотников Тематическая коллекция по мотивам сказки Алексея Толстого «Золотой ключик».

Переходя от витрины к витрине, можно узнать много интересного об истории празднования Рождества и Нового года в нашей стране. Коллекция наглядно демонстрирует, как менялась мода на ёлочные игрушки. И даже проследить, какие изменения происходили в политической, экономической, культурной жизни нашей страны на протяжении целого века.

Фигуры Дедов Морозов и Снегурочек из детства сегодняшних бабушек и дедушек.
Александр ПлотниковФигуры Дедов Морозов и Снегурочек из детства сегодняшних бабушек и дедушек.

В России традиция наряжать к Рождеству елку появилась с легкой руки императора Петра I в самом начале XVIII века. Самодержцу понравился обычай, с которым он познакомился в Германии. Там еще древнегерманские племена верили в духов, которые якобы жили на верхушках считавшихся священными вечнозеленых елей. Люди прямо в лесу украшали деревья фруктами и орехами. Гораздо позже танненбаум – рождественское дерево – стал частью европейской культуры и переместился на улицы, площади городов, а также в дома обеспеченных господ. Как поется в песенке: «Из лесу ёлочку взяли мы домой». Вечнозеленый символ праздника украшали яблоками, конфетами и золочеными орехами, а позже мастера-стеклодувы научились делать знакомые всем нам ёлочные шары.

 После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» часы на ёлке стали популярными.
Александр Плотников После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» часы на ёлке стали популярными.

После Петра I традиция устанавливать танненбаум в российских домах потеряла популярность. И только в семьях петербургских немцев Рождество было немыслимо без нарядной ёлки. В середине XIX века в России начался настоящий «ёлочный бум», против которого позже выступила Православная Церковь, посчитав традицию языческой.

До революции 1917 года в России практически не было своего производства ёлочных игрушек. Украшения для рождественского праздника привозили из Европы. Кроме того, в Санкт-Петербурге и Клину работали небольшие мастерские, которые выпускали ёлочные игрушки по немецким стандартам и из немецких же материалов.

На рубеже XIX – XX веков получили популярность игрушки бюджетного уровня, так называемые «дрезденки» – изготовленные из плотного картона плоские и объемные игрушки с изображением людей, животных, фруктов и овощей. Название своё они получили благодаря городу Дрездену, где было впервые налажено их производство. Кстати, в 1950 – 60-е годы в СССР получили распространение отечественные картонные игрушки аналогичные «дрезденкам».

После революции рождественские традиции в нашей стране никто официально не запрещал. Однако в 1929 году все церковные праздники были отменены, и началась активная борьба с «поповскими» обычаями, в результате чего вместе с Рождеством ликвидировали и его нарядные атрибуты. Во многих семьях с этим не могли смириться, поэтому рождественскую ёлку ставили тайком.

Знаменитая заметка в газете «Правда». 28 декабря 1935 года.
Александр ПлотниковЗнаменитая заметка в газете «Правда». 28 декабря 1935 года.

Неожиданно в последние дни 1935 года в газете «Правда» вышла заметка «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку» за подписью первого секретарем Киевского обкома ВКП(б) товарища П. Постышева. И с того времени рождественское дерево вернулось в жизнь советских людей, но уже со всеми атрибутами советского праздника: вифлеемскую звезду на верхушке заменила красная пятиконечная, да и большинство игрушек наглядно демонстрировали достижения Страны Советов.

В экспозиции выставки новогодние игрушки советского времени.
Александр ПлотниковВ экспозиции выставки новогодние игрушки советского времени.

До 1936 года новогодних украшений в СССР не производили. А те ёлочные игрушки, что стали выпускать, нередко несли на себе идеологическую символику: серп и молот, красные звезды и даже портреты вождей. Стеклодувное производство было дорогостоящим, поэтому популярность получили более дешевые в исполнении игрушки, сделанные из папье-маше и ваты. Технологически это выглядело так: скрученному прессованному хлопку придавали определенную форму, затем фигурку раскрашивали и покрывали специальным составом из клейстера с добавлением слюды. Такие игрушки производили вплоть до 1966 года. Чаще всего подобная технология использовалась и при изготовлении фигурок Деда Мороза и Снегурочки, которые традиционно ставили под ёлку.

Удивительно, но даже в трудные военные годы в стране выпускали ёлочные игрушки. Оригинальные украшения из отходов производства делали на заводе «Москабель».

«Женское» украшение для ёлки: бусы из стекляруса.
Александр Плотников«Женское» украшение для ёлки: бусы из стекляруса.

В послевоенное время в моду вошли украшения из стекляруса чехословацкого производства: бусы на ёлку, снежинки, звезды. Считается, что традиция вешать на новогоднее дерево «женские» украшения появилась еще в дореволюционной России.

В 1940 – 60-е годы в ёлочных игрушках отчетливо прослеживалось влияние событий мирового значения, таких как запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Юрия Гагарина. В дизайнерских идеях нашли отражение достижения сельхозотрасли и даже хрущевская «кукурузная лихорадка»: на ёлках можно было увидеть стеклянные огурцы, помидоры, грибы, ягоды и даже золоченые початки «царицы полей».

Есть в коллекции Александра Михайловича Кременицы и современные ёлочные игрушки. Среди них экземпляры, расписанные вручную. Дополняют экспозицию картины зимней и новогодней тематики Валентины Митрофановны Кременицы и Леонида Митрофановича Стороженко.

Напоминаем, что выставка будет работать до 31 января 2021 года.

Новый год, старинные елочные игрушки, елочные игрушки

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление