Санкции дали отрасли импульс для движения вперед

Лариса Денежная
Руководитель комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Алексей Ломанов
Руководитель комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Алексей Ломанов

Сегодня — профессиональный праздник работников торговли. Каждый пятый житель краевого центра работает в сфере потребительского рынка. Многие встретят профессиональный праздник по традиции за прилавком. Как живет сфера, какие задачи решает и какие планы строит на перспективу? Об этом и другом мы беседуем с руководителем комитета муниципального заказа и торговли городской администрации Алексеем Ломановым.

– Алексей Алексеевич, с августа прошлого года сфера работала в непростых условиях взаимных санкций России и Запада. В постсоветской России отрасль столкнулась с этим впервые. Как вы оцениваете работу сферы на сегодняшний день?

– Я считаю, что со своей задачей — обеспечить жителей города необходимым количеством товаров и услуг — она справилась, несмотря ни на какие санкции.

Магазинам понадобился переходный период, чтобы пересмотреть поставщиков, заключить новые договоры. Но именно в период санкций внутренняя торговля начали активно сотрудничать с местными производителями. А предприятия, в свою очередь, стали заполнять ниши — разрабатывать и запускать производство новых видов продукции. В городе, кстати, работает более 260 точек по реализации продуктов питания ставропольских предприятий.

Сфера не только не стоит на месте, но и развивается. В прошлом году открылось 110 торговых предприятий — а это 55 тысяч квадратных метров новых площадей. Из крупных - два гипермаркета «Магнит» на улицах Краснофлотской и Доваторцев, торговый центр «Маршал» на Тухачевского и «Проспект» на Кулакова, супермаркет «Закрома» в военном городке.

Витрины магазина
Витрины магазина

Наш рынок осваивают и компании из других регионов. «Агрокомплекс» из Краснодарского края открыл более десяти магазинов, «Дубки» из Саратова — пять. Расширилась и сеть магазинов «Верас» из Белоруссии.

– Но ассортимент фруктов-овощей, особенно в межсезонье, все-таки поредел, да и цены в этом году подскочили...

– Продуктовое эмбарго, конечно, отразилось на наполнении полок и цене. Но за четыре месяца после введения ответных санкций ситуация стабилизировалась. И к Новому году полки наполнили фруктами-овощами за счет внутренних ресурсов страны. Появился большой ассортимент яблок из Краснодарского края, Крыма. Единственную группу, которую не закрыли в полном объеме, так это экзотику. Но зато заработал конвейер с востока — пошла продукция из Турции, Китая.

Конечно, еще не полностью восстановили продажи плодоовощной группы. Речь идет о круглогодичных поставках. Но с учетом планов по наращиванию объемов овощеводства и расширения ассортимента прогноз — хороший. Уже на следующий год, например, в крае будут расширены посевные площади картофеля, огурца.

Выручают ярмарки выходного дня. В этом году не стали ждать весны. Уже зимой начали переговоры с крестьянско-фермерскими хозяйствами, у кого есть излишки.

В рамках городского плана антикризисных мер с февраля каждую субботу в городе проходит по две ярмарки. Сейчас — благоприятная пора, пошли свежие овощи и фрукты. На ярмарке можно купить широкий спектр овощей и фруктов, а также крыжовник и черную смородину, малину - их привозят из Петровского, Кочубеевского районов. С полей Левокумского привозят арбузы. Урожай бахчевых в этом году хороший. Уже сейчас подготовлены для их реализации площадки. Ставрополь может принять до 180 машин в день. Город заключил уже 130 договоров на поставку сельхозпродукции. По традиции последних двух лет реализация бахчевых будет идти только с машин, никаких развалов! Чтобы торговля велась цивилизованно. Машина приехала, товар распродали, и она уехала. Никакого шума-гама под окнами внутри кварталов, скопления грязи и мух, на что раньше жаловались жильцы. Формат торговли «Овощи - к подъезду» по традиции работает с 15 июня и до конца года (в зависимости от погодных условий).

– Сейчас сфере торговли уделяется внимание на самом высоком уровне. Вот и Президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании затронул эту тему, в частности, о необходимости развития многоформатной торговли. Ставрополь идет в русле этой тенденции?

– В стране поменялась концепция развития отрасли. Взят курс на развитие многоформатной торговли. И я хочу сказать, что в Ставрополе есть для этого хорошая основа. В городе достаточно высокий уровень обеспеченности современными форматами торговли — это торговые комплексы и магазины, располагающие инфраструктурой развлечений и общепита, парковками, сеть специализированных фирменных магазинов. В Ставрополе высокий уровень обеспеченности торговыми площадями - 1200 квадратных метров на тысячу населения при норме 560. Однако есть районы, нуждающиеся в магазинах шаговой доступности. Но не с универсальным ассортиментом — такие есть везде, а специализированным, причем от производителя. Приятно, что и предприятия думают в этом направлении. В этом году будем активно развивать мобильную торговлю — со специализированного транспорта.

– Кажется, мы это уже проходили. Потом избавлялись от фургонов «Купав», которые стояли на улицах брошенные...

– Это будет принципиально другой транспорт. Если «Купавы» нужно было привезти-увезти, они были привязаны, что называется, к конкретному электростолбу, в них невозможно было элементарно помыть руки. Современный торговый транспорт - не передвижная будка с товарами, а магазин на колесах — с витринами и хорошей выкладкой товаров, с холодильным оборудованием, автономным водо- и электроснабжением. А значит, такой мобильный прилавок может развернуть торговлю где угодно, хоть в чистом поле, он не будет привязан к источнику питания — электричества и воды. Такой передвижной магазин в буквальном и переносном смыслах — мобильный. Не привязан к какому-то месту: два часа поторговал в одном микрорайоне, потом переехал в другой.

Такой автомобиль, например, активно используется молочным комбинатом «Ставропольский» - современный, красивый. Его можно увидеть на ул. Фроленко и других районах города. Покупатели оценили удобство такой торговли. И, знаете, когда буквально на один день мы привлекли этот мобильный магазин для участия в выездной торговле на Крепостной горе, жители забеспокоились: где же он? Сейчас комбинат намерен развивать этот вид торговли. Есть такие мобильные прилавки у таких цехов, как «Орион» (Шпаковский район), «Ульяна» (Грачевский район), Новоалександровского мясокомбината и других. Торговля идет в направлении «назад... в будущее».

– Поясните.

– Мы реанимируем те формы торговли, которые хорошо себя зарекомендовали в прошлом, но на более современном уровне. Это касается и выездных прилавков, и автоматов по продаже газированной воды и кваса.

– А как вписываются в концепцию многоформатности киоски и павильоны? В последние годы их количество сокращали...

– В городе сформирована рабочая группа совместно с депутатами по работе над новой схемой размещения нестационарных объектов. Глава администрации объявил мораторий на 2015-2016 годы для демонтажа этих точек с тем, чтобы позволить предпринимателям на переходный период адаптировать свою деятельность к новым условиям или найти альтернативные пути ее организации. Это, правда, не касается объектов, по которым приняты судебные решения об их сносе как не соответствующих требованиям законодательства, а также представляющих угрозу для жизни людей. В Ставрополе проведена инвентаризация нестационарных объектов торговли. Демонтажу подлежат около 200 таких торговых точек. Приоритет в дислокации будет отдан киоскам и павильонам товаропроизводителей, а также с социально значимым ассортиментом — хлебобулочными изделиями и молочной продукцией, печатной периодикой.

– Сейчас лето. Горожане замечают, как похорошела прилегающая территория магазинов и кафе, летних площадок общепита. Велосипедные парковки, клумбы и вазоны с цветами возле них стали уже обыденностью. Но появилось и нечто новое. Проезжая мимо ресторана «Казанова», заметила новое покрытие из цветной плитки, а еще интересную фигурку из металла на крышке люка...

– Не одни вы заметили. Этот артобъект - памятник водопроводчику. Для Ставрополя подобные элементы дизайна — еще в новинку. По соседству с «Казановой» еще раньше появился интересный артобъект — огромная черная ворона, символизирующая страсть к ювелирным украшениям. Предприятия думают не только о прибыли, но и об эстетической привлекательности территорий. А это значит, что сфера живет не только настоящим, но и будущим.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех работников сферы — кто стоит за прилавком, сидит за кассовым аппаратом и считает выручку, занимается организацией торговли и продвижением товаров, подвозит продукты и готовит для горожан вкусные блюда — с профессиональным праздником. Поблагодарить за труд, терпение, творческий подход к делу. Счастья всем и здоровья!

санкции, праздник, торговля, интервью

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Экономика»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов