ВПР и НИКО — контрольные процедуры на смену ЕГЭ?

Лариса Ракитянская

Интервью с министром образования и молодежной политики Ставропольского края Евгением Козюрой.

В Ставрополе и Ставропольском крае есть школы, которые свою историю начинают еще в позапрошлом веке. Тут тебе и традиции, и собственные праздники, и достижения, и собственные инструменты их измерений. Когда рассказываешь о таких школах, кажется: вот в них-то и скрылось нечто незыблемое, стабильное, вечное, разумное и доброе, что есть, было и будет в российском, советском, потом опять  российском  образовании.

Но на разных «планетах» - разные года, разные секунды. И если у природы есть мера времени — цикл, то и школа, как общественный механизм, вращается в бесконечном спиральном движении.

Заметные обществу перемены принес ушедший год — не школьный, а календарный. В августе произошла смена руководства в Минобрнауки РФ. Новый министр Ольга Васильева борется с бессодержательностью и начетничеством, вводя новые контрольные процедуры.

А как эти глобальные перемены отзываются здесь, «на земле»? Об этом спрашивает сегодня «Вечерка» министра образования

и молодежной политики Ставропольского края Евгения Козюру.

 

«Пилотная инициатива»: и про ремонт, и про крыши...

- Евгений Николаевич, давайте бросим беглый взгляд на итоги минувшего года в сфере образования. Какие ключевые моменты вы бы выделили?

- Приоритетный национальный проект «Образование», которому уже 10 лет, сыграл позитивную роль в переходе школы в русло современного образования. Но и высветил ряд проблем, требующих концентрации сил и грамотного управления. Вот почему появились четыре пилотных инициативы, утвержденные на заседании президиума Совета при Президенте РФ. Это формирование современной образовательной среды для школьников; повышение качества и доступности онлайн-образования; увеличение численности квалифицированных рабочих кадров; развитие высших учебных заведений. В конце октября 2016 года они были запущены.

- На них нужны огромные средства...

- Да, требуется весомая финансовая поддержка. Но тут главный фактор прост: расходы на отрасль «Образование» в Ставропольском крае по-прежнему занимают одно из первых мест и в 2016 году составили более 17,6 млрд руб., в том числе - средств федерального бюджета более 175 млн руб.

- А что понимается под первой инициативой - формированием современной образовательной среды?

- Это и замена оконных блоков, и ремонт спортивных залов в сельской местности, и обновление школьного автопарка. С 2017 года в бюджете края предусмотрено финансирование капремонта кровель общеобразовательных организаций. Понимаем и то, что лишь с привлечением средств всех уровней бюджета можно решить проблемы материально-технического состояния и оснащения школ и детсадов. Это четко показал 2016 год: в крае создано 2322 новых места в общеобразовательных организациях края за счет строительства и ввода в эксплуатацию двух школ в Ставрополе, корпуса начальной школы в пос. Санамер Предгорного района и завершения капремонта блока начальной школы в пос. Анджиевском Минераловодского городского округа. В 2017 - 2019 годах продолжим строительство общеобразовательных организаций с привлечением средств федерального бюджета.

 

Оценка качества образования: есть инструменты

- Конечная цель таких вот зримых преобразований - повышение качества образования. Но как его измерить, пощупать?

- Качество образования – это не только соответствие знаний государственному стандарту, но и успешное функционирование самой образовательной организации. Сейчас на федеральном и региональном уровнях большое внимание уделяется созданию системы оценки качества образования. Уже 10 лет Ставропольский край принимает участие в международных мониторинговых исследованиях. Важнейшей частью общероссийской системы оценки качества образования являются оценочные процедуры федерального уровня: именно они дают необходимую информацию на уровне региона, муниципалитета, школы.

Наиболее массовой национальной оценочной процедурой в системе оценки качества общего образования являются Всероссийские проверочные работы (ВПР. — Л. Р.). В 2017 году они проводятся в рабочем режиме для 4-х классов, и в них участвуют все школы. А вот для 5, 10 и 11-х классов ВПР пока проводятся в режиме апробации.

Еще одной важной оценочной процедурой являются Национальные исследования качества образования. В текущем году будут проведены НИКО по основам безопасности жизнедеятельности в 6-х и 8-х классах (апрель), по химии и биологии в 10-х классах (октябрь).

В крае формируется внутрирегиональная система оценки качества общего образования. В рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» в 2016 году были созданы и дополнительные оценочные инструменты для внутрирегионального анализа оценки качества общего образования по отдельным предметам. Региональные проверочные работы проводятся в крае с 2012 года в различных формах (комплексные контрольные работы, проверочные работы, работы в форме ЕГЭ). В 2016 году в них приняло участие более 67 тысяч обучающихся.

Проведенные мониторинговые исследования и анализ результатов позволяют как краевому институту развития образования, так и муниципальным органам управления образованием оказывать адресную поддержку школам с низкими результатами, в том числе и по отдельным предметам, а также отдельным учителям. Краевым институтом развития образования в 2016 году сформирован список из 50 школ края и 20 сельских школ, обеспечивающих высокий уровень качества образования. При этом рассматривались школы, имеющие хотя бы одного победителя или призера регионального или заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Учитывались и результаты ВПР и государственной итоговой аттестации. В ТОП-50 лучших школ края вошли школы из 18 муниципалитетов. В ТОП-20 сельских школ - из 11.

 

Убежать от рейтингов

- Евгений Николаевич, что нужно школе для хорошей репутации? Неужели рейтинги и сарафанное радио определяют ее?

- Нет, конечно! Нужна независимая оценка качества. На краевом уровне эту работу координирует Общественный совет при министерстве. За два года проведена независимая оценка качества работы 75 процентов государственных образовательных организаций; она будет завершена до конца 2017 года. Результаты независимой оценки качества позволяют определить проблемные точки и своевременно их устранить. В муниципальных районах и городских округах также проводится аналогичная работа. В 2015 - 2016 годах на муниципальном уровне независимая оценка качества образовательной деятельности прошла в 55 процентах школ. По итогам 2017 года ждем 100-процентного охвата.

 

Оценим риски?

- Любые нововведения не должны приводить к «забюрокрачиванию». В министерстве образования и молодежной политики СК это понимают?

- Конечно! Снижение административной нагрузки, ограничение количества проверок для тех школ, которые хорошо себя зарекомендовали, — это норма и своего рода «бонус». А потому контрольно-надзорная деятельность министерства велась и ведется в «такт» с решением заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому планированию и приоритетным проектам: начинаем работу по переходу к новой модели контрольно-надзорной деятельности, направленной на снижение административной нагрузки.

- С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в законодательстве, которыми предусмотрена возможность проведения проверок без взаимодействия со школой...

- Да, и это значит, что увеличивается ответственность руководителей за своевременное размещение достоверной информации в открытом доступе. Начался переход на межведомственное информационное взаимодействие. Реализация новых подходов в контрольно-надзорной деятельности позволит сделать ее более понятной для всех сторон и повысить уровень правовой культуры в сфере образования.

министр образования, школа, ЕГЭ, экзамены

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление