«Красный металлист»: территория памяти

.

С каждым годом Ставрополь становится все больше и красивее. Растёт численность его населения. Нет ничего удивительного, что люди хотят жить в одном из самых благоустроенных городов страны. Случается, что новые жилые многоэтажки «вырастают» на месте крупных промышленных предприятий, которые когда-то играли в жизни города значительную роль.

Так случилось и с заводом «Красный металлист». В настоящее время на его территории идет возведение жилого квартала. Будет несправедливо, если вместе с демонтированными корпусами славного предприятия исчезнет и память о нем. Люди, которые поселятся здесь в новых домах, непременно должны знать, что живут в достопримечательном месте.

О том, чем был знаменит «Красный металлист», свидетельствуют архивные документы. Их изучила главный археограф государственного архива новейшей истории Ставропольского края Татьяна Хачатурян.

– История предприятия началась в 1902 году, с момента основания чугуномеднолитейного механического завода А. Руднева и А. Шмидта, – рассказывает Татьяна Николаевна. – На заводе выпускали маслобойные прессы, ограды и кресты для могил, котлы, насосы, а также производился ремонт сельскохозяйственного инвентаря.

Ставропольский завод  Руднева и Шмидта  (Ставропольский завод «Красный металлист»). 1903 год.
Ставропольский завод Руднева и Шмидта (Ставропольский завод «Красный металлист»). 1903 год.

После революции предприятие было национализировано, а с 7 ноября 1922 года завод стали именовать «Красный металлист». До 1939 года на предприятии выпускали 19 различных типов металлорежущих, деревообрабатывающих станков и специальных станков для калибровки артиллерийских гильз калибров 37, 45, 75з и 75п и утряски пороха в гильзах по заказу Народного комиссариата обороны. В 1939 году было получено особое задание правительства по изготовлению корпусов осколочных мин 82 мм, их выпуск продолжался до августа 1942-го. Одновременно на «Красном металлисте» изготавливали деревообрабатывающие станки и спецстанки.

Период Великой Отечественной войны стал самым тяжелым в истории завода. С июня 1941-го по август 1942 года «Красный металлист» занимался изготовлением 82-мм батальонных минометов для Главного артиллерийского управления Красной Армии и пистолетов-пулеметов ППШ.

Завод располагался на двух площадках, находящихся одна от другой на расстоянии 500 метров. До оккупации на этих площадках было организовано спецпроизводство по изготовлению боеприпасов и станков. Всего – 31 здание. Парк всего технологического оборудования составлял 248 единиц. Коллектив завода насчитывал 1460 человек.

В августе 1942 года Ворошиловск (так в то время назывался Ставрополь) был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Разрушение зданий, оборудования и другого имущества завода началось с воздушной бомбардировки, произведенной фашистскими захватчиками 3 августа.

Заняв город, оккупанты удалили из цехов на территории спецпроизводства всё оборудование, а в цехах устроили свои гаражи. Часть оборудования было переброшено на территорию станко-строения, где оно частично находилось в эксплуатации или стояло в бездействии. По данным, полученным от работников завода, остававшихся на оккупированной территории, на предприятии изготавливали окопные печи, домкраты для автомашин, поршневые пальцы, производство которых не было налажено. На заводе работало около 120 человек.

Отступая под ударами Красной Армии, немецко-фашистские захватчики взрывами и пожарами полностью разрушили территорию станкостроения, где было сконцентрировано все оборудование, материальные ценности, инструмент и документация завода. Стоимость уничтоженного, разрушенного, разграбленного и поврежденного имущества в денежном выражении составила 8118445 рублей.

С января 1943 года «Красный металлист» находился в составе Народного комиссариата минометного вооружения СССР и непосредственно подчинялся второму Главному Управлению НКМВ, находящемуся в Москве. Заводу был присвоен №764. С учетом его оборонного и народно-хозяйственного значения восстановление предприятия считалось первоочередной задачей. Силами рабочих и инженерно-технического персонала была расчищена территория спецпроизводства, электростанции, удалось извлечь из-под обломков незначительную часть уцелевшего ценного оборудования и инструментов, частично пущены в эксплуатацию кузнечный и механический цеха, продолжался ремонт станков.

Цеха Ставропольского завода «Красный металлист», разрушенные  немецко-фашистскими захватчиками. Март 1943 года.
Цеха Ставропольского завода «Красный металлист», разрушенные немецко-фашистскими захватчиками. Март 1943 года.

В архиве хранятся докладные записки директора завода №764 А.П. Дроздкова Народному комиссару минометного вооружения СССР и Ставропольскому крайкому ВКП(б) за февраль, март 1943 года, в которых он писал: «…Транспортных средств завод не имеет. 3 лошади, которыми он располагает, получены во временное пользование от Ставропольской биофабрики. К настоящему дню на заводе работает всего 78 человек. Основные квалифицированные кадры и руководящие работники завода были эвакуированы в г. Тюмень на заводы №762 и №766. Часть рабочих ушла в Красную Армию, некоторые работают на других предприятиях края. Принимаю меры к возвращению их на завод…».

17 марта 1943 года Ставропольский горком ВКП(б) своим постановлением обязал горисполком: «…а) оказать дирекции завода практическую помощь через техсовет в упрощении конструкций восстанавливаемых цехов, с целью максимальной замены остродефицитных стройматериалов на местные и обеспечить объекты 1-й очереди завода необходимыми стройматериалами (стекло, гвозди, пиломатериалы и т.д.); б) организовать буфет на заводе, обеспечив бесперебойную его работу; в) выделить заводу транспортные средства; г) выделить дирекции завода, в порядке мобилизации, из числа городского населения к 25 марта с.г. 100 рабочих, сроком до 15 апреля с.г.; д) обеспечить немедленный возврат на завод рабочих, ныне работающих на других предприятиях и учреждениях г. Ставрополя, вплоть до привлечения к ответственности руководителей предприятий и организаций;
е) обязать директора завода электростанций передать заводу №764 во временное пользование для монтажа щита два вольтметра, шесть амперметров и провода от 2,5 до 6 квадр. в количестве 360 метров…».

К 1 июня 1943 года было отремонтировано 47 единиц оборудования, сдана в эксплуатацию электростанция завода №1, отремонтированы литейный цех и складские помещения, организован и введен в эксплуатацию модельный цех, восстановлена система водопровода и газопровода, отремонтированы и начали действовать столовая, буфет и общежитие завода.

Мастер А.А. Павлов и М. Душина, выполнявшая  нормы на 300 - 350%. 1944 год.
Мастер А.А. Павлов и М. Душина, выполнявшая нормы на 300 - 350%. 1944 год.

В ходе восстановительных работ на заводе №764 много рабочих и инженерно-технических работников показали образцы стахановской работы. Так, бригада слесарей и машинистов Любущенко, Младковского, Чернышова, Савенко, Пшегодского, Зотова, Понежа, Быкова и Зайкова под руководством главного механика завода Иванова и его заместителя Лизункова в исключительно трудных условиях за полтора месяца произвела ремонт дизеля, срок ремонта которого до войны был установлен в шесть месяцев. Начальник цеха №2 Демченко и мастер цеха Летягин, используя весь свой многолетний опыт работы, сумели путем комбинирования различных частей и деталей станков, производить сборку взорванных станков, которые, казалось, восстановить невозможно. На заводе было внесено предложение, реставрировать горелые гвозди, лимитировавшие производство плотничьих работ. За счет этого удалось восстановить тонну гвоздей и выполнить необходимые строительные работы.

Монтаж станков задерживался из-за отсутствия необходимого количества электропровода. Электромеханик завода ввел упрощенную проводку силовой линии в цеха, используя неизолированный провод, проведя его в эбонитовых трубках. Все эти работы на заводе проделаны при активном использовании инициативы как старых кадровых рабочих, так и вновь пришедших на завод молодежи и женщин. Люди работали, не считаясь со временем и без выходных дней, выполняя нормы на 150 – 250%.

Со второй половины 1943 года завод получил задание Государственного комитета обороны на производство корпусов фугасных авиабомб ФАБ-50. Их производство было прекращено на предприятии в сентябре 1944-го, а в декабре этого же года завод получил новое задание по производству корпусов 160 мм мин для Главного артиллерийского управления Красной Армии.

Слесарь завода, выполнявший  дневную норму на 518%. 1944 год.
Слесарь завода, выполнявший дневную норму на 518%. 1944 год.

На заводе было организовано 18 комсомольско-молодежных бригад, которые перевыполняли производственные задания. В документах архивного фонда Ставропольского крайкома ВЛКСМ за 1944 год есть сведения о работе комсомольско-молодежных бригад на предприятиях края, в том числе и на заводе №764: «…Слесарь Леденев нормы перевыполняет в 3 – 4 раза, а руководимая им комсомольско-молодежная бригада заслуженно называется фронтовой. Члены бригады сами изготавливают вручную сверла, внесли несколько рационализаторских предложений и в результате задание выполняют свыше 200%. Стараясь быть настоящими фронтовиками в труде, члены бригады уплотняли рабочее время, изыскивали новые приемы труда, применяли усовершенствования, высвободив пять человек на другие участки работы. Комсомолец Коля Якухин сделал специальное приспособление для разметки и сверловки деталей. Это несложное приспособление позволило намного ускорить изготовление деталей. Раньше, например, на изготовление нового вида детали требовалось 4 часа, сейчас на эту работу тратится 5 минут. Женя Ануров, комсомолец этой же бригады, усовершенствовал очень важный производственный процесс изготовления постоянных форм для отливки деталей. Бригада стержневиц за счет придуманной расстановки членов бригады и уплотнения рабочего дня, высвободила двух рабочих и выполняет нормы выработки на 400%...».

В 1944 – 1945 годах завод №764 шефствовал над тремя МТС Ипатовского района – Кевсалинской, Книгинской и Софиевской. Коллектив завода собрал и передал три токарных станка, две динамо-машины для оборудования мастерских подшефных МТС, изготовил 204 остродефицитные детали, передал 108 шарикоподшипников и много других материалов, инструментов для ремонта тракторов.

Токарь-стахановец И.И. Дод с учеником  С. Молчановым (снимок не позднее 1945 года).
Токарь-стахановец И.И. Дод с учеником С. Молчановым (снимок не позднее 1945 года).

Решением Наркомата минометного вооружения СССР и ВЦСПС за выполнение задания Государственного комитета обороны завод №764 вошел в число передовых предприятий страны. Работники завода были награждены правительственными наградами. Директор завода №764 Александр Павлович Дроздков за оказание помощи пострадавшим от вражеской бомбардировки 3 августа 1942 года, организацию эвакуации 104 высококвалифицированных рабочих завода, сдачу воинским частям на территории Дагестанской АССР 140 тысяч рублей, 33 винтовок, трёх пистолетов, 17 лошадей и 8 подвод был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За оборону Кавказа».

Начальник цеха №5 Борис Федорович Дод, во время вражеской бомбардировки заменил шофера и перевез в городскую больницу 33 пострадавших. Он разрешил целый ряд проблем в изготовлении инструмента и приспособлений, являлся активным рационализатором производства, его предложения были направлены на повышение производительности труда, заслужили всеобщее одобрение на заводе и дали большую экономию. Б.Ф. Дод был награжден медалью «За оборону Кавказа».

Слесарь Ф.Д. Клочков награжден орденом Ленина, начальник цеха №3 Н.П. Соколов – медалью «За оборону Москвы» и «За трудовую доблесть». Кроме того, 34 человека были награждены почетными грамотами крайкома ВКП(б) и крайисполкома.

Памятник работникам Ставропольского завода «Красный металлист»,  погибшим в годы Великой Отечественной войны. Май 1975 года.
Памятник работникам Ставропольского завода «Красный металлист», погибшим в годы Великой Отечественной войны. Май 1975 года.

С 5 апреля 1946 года Ставропольский завод №764 Народного комиссариата минометного вооружения СССР вновь был переименован в завод «Красный металлист» Министерства машиностроения и приборостроения СССР.

К концу XX века завод из полукустарных мастерских, где накануне Октябрьской революции работало 75 человек, вырос в современное предприятие. На заводе сложились свои рабочие династии. Наибольшее развитие завод получил в 70-е годы. Объем производства был увеличен на 64,5% и достиг 52,6 млн рублей. Трем рейсмусовым станкам был присвоен государственный Знак качества. Завод неоднократно был награжден почетными дипломами международных выставок, а три его станка удостоены золотых медалей на Лейпцигской ярмарке. Продукция завода экспортировалась в 38 стран.

Славная история «Красного металлиста» осталась в советском прошлом. В 2013 году начался снос его цехов. И теперь важно, чтобы на территории, где развернулось строительство нового микрорайона, нашлось место для мемориальной доски в память о заводе «Красный металлист», который по праву был гордостью Ставрополя.

Фото из фондов государственного архива новейшей истории Ставропольского края.

 

история города Ставрополя, завод, история завода, Красный металлист

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости