Наша память – как точка опоры, на которой и держится свет

Елена Павлова

Строки из песни Михаила Ножкина, которая так и называется – «Точка опоры», просятся не только в заголовок к этому материалу.

В противостоянии со «спящим разумом»

Эти строки можно выносить в качестве резюме из каждого выпуска новостей любого телеканала. Полное ощущение, что так называемое «мировое сообщество», страдающее прогрессирующей маниакальной русофобией, эту точку опоры начисто утратило. Память там многим отшибло до полной амнезии. Перед 9 Мая всегда наступает обострение. Нынешний год исключением не стал. По улицам и площадям городов-героев Киева и Одессы уже прошагали маршем толпы фашиствующих молодчиков. Может, они и еще чего-нибудь продемонстрируют в связи с годовщиной ненавистной нашим врагам Победы. Да и не только эти «свидомые и незалежные» (на самом деле – ведомые и управляемые), и не только на многострадальной Украине. «Мир спасенный, мир вечный, мир живой» не хочет помнить тех, благодаря кому он в живых остался – советских солдат, которые легли «в полях за Вислой сонной», на улицах Праги, Будапешта и других городов Европы.

Встреча поисковиков ВПК «Русские витязи» со школьниками.
Встреча поисковиков ВПК «Русские витязи» со школьниками.

Посему я все-таки более развернуто процитирую песню Михаила Ивановича Ножкина – замечательного советского и российского артиста, поэта, талантливого и честного человека:

Все мне кажется, кажется, кажется,

Будто вечность зовет нас с тобой,

Будто катится, катится, катится

К черной пропасти шар голубой.

Снова слышу я пули свистящие,

Снова лязгнул затвор боевой.

Дремлет разум царевною спящею,

Только память разбудит его.

Мы штурмуем грядущего горы,

Но забвенья для прошлого нет,

Наша память – как точка опоры,

На которой и держится свет.

Наша вечная память –

Как вечная точка опоры,

На которой и держится свет...

Так вот, этот материал – о тех, кто эту точку опоры никогда не терял, кто помогал и помогает обрести ее молодым и совсем юным, которым только предстоит жить и Родине служить в условиях тотального противостояния со «спящим разумом» неблагодарных потомков европейцев, которых наши деды и прадеды спасли от «коричневой чумы».

 

Боевые потери за пять дней контрнаступления составили порядка 50 тысяч человек

7 мая на площадке близ Музея российской истории все желающие смогут познакомиться с военно-патриотическим клубом «Русские витязи», с его 25-летней историей, его музеем, экспонаты которого собраны на местах боев Великой Отечественной, чеченской войны, а также – привезенные с Донбасса. Инструкторы и воспитанники проведут мастер-классы по школе выживания, по технике русского рукопашного боя, основанной на системе Кадочникова.

Но даже к этому, безусловно, важному для них событию витязи готовятся с меньшим волнением, чем к следующему, очень масштабному, трудоемкому и ответственному делу.

После Дня Победы, уже 11 мая, они выезжают на Вахту памяти, которая будет проходить сразу в трех восточных районах (городских муниципальных округах) Ставрополья: Курском, Нефтекумском, Степновском, где летом 1942-го удалось остановить фашистскую армаду, рвавшуюся к бакинской и грозненской нефти, и до января 1943-го удерживать там огромные силы немцев – вплоть до начала контрнаступления советских войск. А потом вышибать, вычищать и выжигать противника из хорошо оборудованных укрепрайонов. Значение этого стоического противостояния и последующего советского наступления, давшихся очень высокой ценой, можно назвать даже судьбоносным. Неслучайно контрнаступление, с которого началось освобождение Ставропольского (тогда Орджоникидзевского) края, было начато 1 января 1943 года – одновременно со Сталинградским. Боевые потери частей Красной Армии за пять дней боев на востоке Ставрополья составили порядка 50 тысяч человек (только в Курском районе – 30 тысяч). Точных цифр, к сожалению, нет. Даже о погибших бойцах и офицерах, захороненных в братских могилах... Например, под плитами памятника в Дыдымкине покоятся 8500 воинов, в Полтавском – 2500. И лишь имена 600 из них известны... Потому что поначалу никаких братских могил не было. Были санитарные захоронения – после освобождения в ином разоренном хозяйстве и подводу с лошаденкой было не найти. Убитых хоронили прямо на поле боя: в воронках, в окопах. Делали это те же селяне: бабы-солдатки да подростки... Страшная это была работа, особенно когда снег сошел. А сколько лошадей было побито! Например, пятый кавалерийский корпус практически весь в первые дни контрнаступления в этих местах полег – и кони, и люди...

Останки первых четырех красноармейцев…
Останки первых четырех красноармейцев…

Много в этих местах еще неизвестных могил, неизвестных солдат – «без вести пропавших» героев, которые так и остались лежать в воронках и окопах на поле боя, которые давно уж травой заросли или уж столько раз перепаханы. В предыдущие Вахты памяти (их у «Русских витязей» на востоке Ставрополья уже несколько было) местные жители рассказывали поисковикам, что вплоть до 1960-х в этих местах году не проходило, чтобы трактор на пахоте не подорвался или ребятенок какой не пострадал... Это при том, что разминированием занимались военные тщательно. Есть, например, документ за 1944 год (то есть отчетный период начался через год после освобождения). И все равно «урожай» боеприпасов приличный: собрано и уничтожено мин 3000, других боеприпасов 52000. Военкомату передано мин 8400, других боеприпасов – 73390, Кроме того – сотнями и тысячами исчислялось количество собранных снарядов, винтовок, пулеметов, патронов. Одних только подбитых немецких танков осталось 40. И все это – только в Курском районе...

 

Сводный отряд благодарит за помощь

Поисковые экспедиции на востоке Ставрополья проводились в начале 90-х учеными музея имени Прозрителева и Праве и курсантами Ставропольского высшего военного училища связи. Тогда еще были живы да и достаточно молоды свидетели периода оккупации и освобождения, много интересного рассказывали. И сейчас есть те, кто помнит или знает от родных. «Русские витязи», которые выезжают на Вахту памяти в восточные районы Ставрополья с 2018 года, несколько таких интересных рассказчиков встречали. Главное, им удавалось обнаружить в полях и степях не отмеченные нигде захоронения и «поднять» (это термин, применяемый поисковиками, работающими «в поле») останки одиннадцати неизвестных солдат, которые были впоследствии перезахоронены с воинскими почестями около памятников и мемориалов.

Постановка задач на проведение полевых работ.  Хутор Дыдымкин, Ставропольский край, 2018 год.
Постановка задач на проведение полевых работ. Хутор Дыдымкин, Ставропольский край, 2018 год.

В прошлом году Вахта памяти тоже стояла в планах. Но помешала пандемия. Зато в нынешнем ее проводят с разрешения Минобороны намного масштабнее, чем обычно. Под руководством военно-патриотического клуба «Русские витязи» (на него как на юрлицо и оформлено официальное разрешение) формируется сводный отряд общей численностью 75 – 80 человек), в который кроме витязей входят военнослужащие 25-го полка специального назначения, 247-го гвардейского десантно-штурмового полка, представители регионального отделения военно-исторического общества, Совета ветеранов Ставропольского высшего военного авиационного училища, краевого отделения ДОСААФ, казаки ТВКО, специалисты ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», волонтеры... ДОСААФ и «Газпром трансгаз Ставрополь» обеспечивает поисковиков транспортом, который ежедневно будет вывозить поисковые группы к месту проведения раскопок.

Один из организаторов Вахты памяти председатель Совета ветеранов авиаучилища Виктор Москаленко через газету просит поблагодарить за содействие депутатов Государственной Думы РФ Михаила Кузьмина и Владимира Шаманова, которые помогли витязям избежать проволочек при оформлении разрешения и утверждении плана работ на Вахте памяти. Кстати, помогали они с радостью – оба о военно-патриотическом клубе «Русские витязи» очень высокого мнения, на базе в Сенгилеевском бывали. Герой России генерал-полковник Шаманов познакомился с «Русскими витязями» еще в бытность командующего ВДВ. Сразу вспомнил: мол, я ж в гостях на их базе был. Почему не помочь хорошему делу и хорошим людям.

 

Впереди – ответственная Вахта

А планы на эту Вахту очень большие. Как рассказывает Виктор Москаленко, сводный отряд, разделившись на несколько групп, будет вести работы там, где в 1942 году проходила линия обороны Ачикулак – Каясула – Агабол – Дыдымкин – Малгобек. Немцы тут обустроили мощный укрепрайон. Между Дыдымкиным и Ага-Батыром целую крепость в степи выстроили с орудиями и танками, по башню вкопанными в землю, с ходами сообщения. Они в буквальном смысле намертво вкопались в ставропольскую землю. Несколько поселков – Нортон и другие – в ходе боев были стерты с лица земли. А с кургана над бывшим поселком хорошо видна вся панорама укрепрайона. Виктор Москаленко и руководитель «Русских витязей» Николай Жмайло на днях еще раз сюда приезжали – на разведку. По картам и местности план работ очередной раз сверяли. Однако опытные поисковики и наставники Жмайло и Москаленко в этой Вахте памяти будут только инструкторами-консультантами. Бразды правления они на период работы в поле передают молодежи. Руководителем Вахты выступит Андрей Ханеев, начальником штаба – Максим Губский.

Свои должностные полномочия этим парням Николай Федорович и Виктор Владимирович делегировали с уверенностью, что те не подведут. В них главное есть, что для работы в поле нужно: ответственность, опыт и главное – душа. Без души лучше за поисковую работу и не браться. Это морально и физически очень тяжелый труд – тонны земли в жару и дождь перелопачивать, и далеко не всегда с результатом. Да и когда есть результат, все равно тяжко, потому что невольно задумываешься о многом... У Максима Губского так было на прошлой Вахте памяти, когда «подняли» останки бойца, молодого совсем, как сразу определили специалисты по ряду признаков. Он погиб, скорее всего, при наступлении в январе 1943-го, ни жетона, ни документов не обнаружили – только оберег, поясок с молитвой, абсолютно целый, не тронутый тлением, хоть в земле больше 75 лет пролежал. Кто-то же дал его мальчишке – скорее всего, комсомольцу – перед отправкой на фронт... Мама? Бабушка?.. Откуда он был, этот паренек, принявший последний бой на ставропольской земле?.. Не узнать уж. А оберег его теперь хранится в музее «Русских витязей».

Максим вспоминает поле, где немцы в период оккупации расстреляли гражданских. Решили: чернявые – значит евреи. Так местные жители рассказывали. А это эвакуированные были – откуда-то из-под Москвы, что ли, их сюда привезли еще до оккупации. От войны они здесь спасались – не спаслись. Всех эвакуированных за селом из автоматов положили.

Как начальник штаба Максим на этой Вахте памяти будет отвечать за всю документацию. Ведь на любой предмет, найденный «в поле», отдельный акт составляется. А если уж снаряд находится, то тут все по инструкции – людей немедленно отправляют на расстояние не менее 100 метров, бывает необходимость и на полкилометра отвести. А дальше полиция, МЧС занимаются... «Русские витязи» несколько раз неразорвавшиеся снаряды находили... Сколько их еще таится в израненных осколками бурунах Курского, Нефтекумского, Степновского районов, наверное, и Богу неизвестно.

5 мая 2018 года останки двенадцати красноармейцев   преданы земле в х. Дыдымкин в братской могиле.
5 мая 2018 года останки двенадцати красноармейцев преданы земле в х. Дыдымкин в братской могиле.

Сводный отряд развернет базовый лагерь в лесу в районе Дыдымкина. Отсюда в январе 1943-го начиналось контрнаступление советских войск, отсюда и в период противостояния казачья конница частенько атаковала те или иные немецкие позиции, проводила разведку боем. Не давали казаки фрицам расслабиться. Из базового лагеря группы будут выезжать в разные точки – в степь, в буруны...

Кстати, о бурунах. Летом в восточных районах Ставрополья «комфортно» почти как в пустыне бывает. Жара, пыль и песок забивают глаза и легкие. Так вот, немцы, продвигаясь на Кавказ через наши степи, климатические и ландшафтные особенности вышеназванных районов учли, оказывается. Из Африки целый корпус «F» сюда перебросили – его солдатам к жаре, песчаным и пыльным бурям адаптироваться было не нужно. Это только лишний раз свидетельствует о том, насколько важен был для гитлеровской военной махины этот участок фронта. Потому и держались немцы за него когтями и клыками.

Много чего еще можно рассказать – и горького, и славного – из военной истории восточных районов нашего края, которую мы, ставропольцы, не очень-то хорошо на самом деле и знаем. Мы вернемся к этой теме в начале июня, после Вахты памяти. Уверена, ее участникам будет о чем рассказать.

память, история, русские витязи, поисковики ВПК, Великая Отечесмтвенная война, Вахата памяти, ветераны Веилкой Отечественной войны, День Победы, 9 мая

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление