Торжественная кают-компания «Морского братства»

.

В преддверии Дня Военно-морского флота России Елена Руднева вместе с дружным коллективом библиотеки встречала гостей. Представители АТВмедиа пришли на встречу, чтобы снять для новостной программы интересные сюжеты, которых в этот день было немало. Кроме офицерского морского состава разных поколений, постоянных участников встреч, поздравили и послушали выступления моряков многочисленные школьники.

В этот праздничный день посетили кают-компанию представители Октябрьского района. Игорь Алексеевич Никитин, председатель Ставропольской городской общественной организации помощи и поддержки ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов «Защита», поздравил присутствующих с профессиональным праздником военных моряков, вручив памятные подарки активным представителям ветеранского движения, в том числе Юрию Викторовичу Виноградову – капитану 1 ранга запаса, Григорию Абрамовичу Башкатову – участнику ВОВ, капитану морской пехоты, Александру Дмитриевичу Меркулову – капитану 3 ранга запаса, Елене Александровне Рудневой – заведующей библиотекой.

Работники библиотеки подготовили интересную презентацию об истории празднования Дня Военно-морского флота. Рассказывая об истории развития морского флота, Елена Александровна выделила несколько основных направлений: подводный флот, надводный флот, поисково-спасательная служба Военно-морского флота.

19 марта 1906 года император Николай II подписал указ «О классификации военных судов российского императорского флота». В этом документе предусматривалось появление нового вида кораблей – подводных лодок. Боевое крещение императорский подводный флот получил в Русско-японскую войну. Периодом технологического триумфа подводного флота страны считаются 1970-1980-е годы. Новой вехой в развитии стали советские атомные подводные лодки. В период с 2009 по 2017 год на заводе «Севмаш» были заложены и спущены на воду субмарины «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск», ставшие прорывными достижениями российского подводного судостроения.

Присутствующие с интересом выслушали выступление Александра Дмитриевича Меркулова – ветерана подводного флота ВМФ России. С 1978 по 2001 год он проходил службу на различных командных должностях электромеханических боевых частей атомных подводных лодок Тихоокеанского и Северного флотов. Был участником семи автономных служб АПЛ в разных частях Мирового океана. Такие длительные переходы сопряжены с риском для жизни, поэтому матросы и офицеры на подводных лодках, работающие со сложной техникой, осознают опасность каждого похода в море.

Поисково-спасательная служба ВМФ России предназначена для поиска, оказания помощи повреждённым и терпящим бедствие кораблям, подъёма затонувших судов и спасения экипажей летательных аппаратов. Исторически спасение гибнущих людей и оказание помощи повреждённым в боях кораблям имели место с самого начала создания флота России в 1696 году. Например, в 1715 году на Балтике, у острова Котлин, во время шторма затонул 64-пушечный корабль российского флота «Нарва». Указом от 4 июля того же года Пётр I распорядился начать работы по подъёму корабля. Позднее, в марте 1921 года, Наркомат путей сообщения создал при Техническом водном управлении отдел судоподъёмных, водолазных и водно-спасательных работ. Но ключевую роль в становлении и развитии аварийно-спасательной службы ВМФ сыграла созданная 17 декабря 1923 года Экспедиция подводных работ особого назначения. Служба укреплялась, появились плавбазы для судоподъёмных работ. Со времени создания мощного океанского ракетно-ядерного флота, основой которого стали атомные подводные лодки, возросли требования к аварийно-спасательным службам боевых сил флота.

Юрий Виноградов – капитан 1 ранга, с 1980 по 1994 год проходил службу в 34-й бригаде спасательных судов Тихоокеанского флота на различных командных должностях, в том числе пять лет был помощником командира спасательного судна «Алагез». Это судно – скорая помощь на Тихоокеанском флоте. Оно было предназначено для длительного пребывания в море и обеспечения безопасности наших подводных сил во всех точках Мирового океана. В его задачи входило тушение горящего топлива на акватории, поиск приводнившихся космических аппаратов, спасение их экипажей, буксировка судов. Послужной список Юрия Викторовича включает участие в четырех дальних походах на Атлантическом, Индийском, Тихом океанах.

Морская авиация является родом войск ВМФ России. Она предназначена для поиска и уничтожения противника, прикрытия группировок кораблей и объектов от ударов с воздуха, а также для ведения воздушной разведки. Её «День рождения», 17 июля, связан с памятью о первой победе русских морских лётчиков в воздушном бою 1916 года. А начиналось всё с первого отечественного гидроплана, спущенного на воду 6 августа 1912 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Советское правительство в 1922 году выделило 35 миллионов рублей на восстановление и создание авиационных заводов и конструкторских бюро. В Великую Отечественную войну морская авиация первой проложила путь к победе, в ночь на 8 августа 1941 года нанеся удар по Берлину. После войны морская авиация переходит на реактивные самолёты, вооружается новыми управляемыми и неуправляемыми ракетами, бомбами, торпедами. С появлением авианесущих кораблей формируется палубная авиация.

Владимир Владимирович Ильиных – военный лётчик 1 класса, подполковник запаса. С 1975 по 1997 год проходил службу в рядах Вооружённых сил на разных командных должностях в различных частях нашей Родины. Летал, выполняя задание в небе Хабаровского края, Камчатки, в Оренбургской и Мурманской областях, в Забайкалье. Особенно ярко можно представить состояние лётчика, совершающего дальний перелёт, поделился Владимир Владимирович, когда в ночное время звёздное небо, отражённое на глади океана, «сбивает» понятие «верх-низ», а пилот начинает ориентироваться только по показаниям бортовых приборов.

Морская пехота – это единственный род российских войск, способный десантироваться и с моря, и с воздуха. В Русской армии специальная команда морской пехоты была сформирована в 1698 году. После этого Пётр 1 создал полк морской пехоты на основе команды Балтийского флота. История морских пехотинцев насчитывает огромное число побед. Во время войны с Францией в XVII веке они действовали в составе эскадры адмирала Фёдора Ушакова. Брали штурмом крепость Корфу в феврале 1799 года, а также освобождали Неаполь и Рим. Как род сил ВМФ морская пехота оформилась только в 1939 году. Сегодня войска морской пехоты входят в состав всех флотов России – Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского, а также Каспийской флотилии.

Григорий Абрамович Башкатов – ветеран войны с Японией. В октябре 1944 года был призван в действующую армию. С началом боевых действий против Квантунской армии, в составе дивизии, пересёк границу, прошёл с боями Внутреннюю Монголию, совершив по пустыне 360-километровый марш. Шесть лет прослужил в морской пехоте, укрепляя свою физическую форму, отрабатывал командную высадку десанта на вражеский берег. Участвовал в морских манёврах на кораблях, подлодках, тральщиках, американских фрегатах.

Григорий Башкатов - капитан морской пехоты
Григорий Башкатов - капитан морской пехоты

Торжественно прошло награждение Веры Алексеевны Свириденко «За заслуги в ветеранском движении». Юрий Виноградов вручил ей медаль от Российского Союза ветеранов, как руководителю созданного на базе техникума имени казачьего генерала Степана Николаева поискового студенческого отряда «Долг». Ребята отряда собирают и передают гуманитарную помощь казачьему полку, участвующему в СВО.

В праздничный день всегда звучит музыка. Для моряков есть свои песни, которые поддерживают и настраивают на преодоление трудностей морской службы. А зажигательный морской танец «Яблочко» поднял с мест моряков разных поколений. Встреча проходила в тёплой, товарищеской обстановке. Участники праздничного мероприятия делились воспоминаниями о годах службы, ветераны молодели душой, а ребята, посетившие встречу, узнали о Дне ВМФ не только из перечня исторических фактов, но и из рассказов офицеров, переживших все тяготы и испытавших радостные моменты, связанные с прошедшими годами своей службы на флоте

Елена Демидова,

член Союза журналистов России

история морского флота, День военно-морского флота, кают-компания «Морское братство»

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление