Мама, я буду священником

Анна Куликова

Семинаристы: люди, которые хотят стать священниками

У первокурсников - литургика. Худой человек в подряснике стоит у доски и рассказывает последование Великого Повечерия: «В первой части «С нами Бог», так же «День пришед», потом «Символ веры», «Пресвятая Богородица, моли нас грешных» с поклонами...». Сегодня практика, поэтому почти у всех пятёрки. Каждый семинарист объясняет, как священник должен совершать богослужение: куда повернуться, что надеть, какие молитвы прочитать. Старшекурсники говорят, это сложный предмет. Без практики, даже если вызубришь, все равно забудется.

Братство

Я никогда не буду учиться в семинарии, меня никогда не назовут брат Анна. Но на один день протоиерей Владимир Волков, проректор по воспитательной работе, всё-таки разрешил мне побывать в стенах этого учебного заведения. При условии, что ничего срамного я не напишу, ведь и у наших героических дедов были грехи.

Юбки у меня нет, а без неё меня в семинарию не пустят. Мы с второкурсником Юрием, которого назначили моим куратором и экскурсоводом, идём в Андреевский кафедральный собор, на входе берём длинный фартук. Так у меня появились юбка и пропуск в мир подрясников.

Семинаристы кличут друг друга братьями. А своих преподавателей - отцами. У них есть штатный духовник. Это тот человек, к которому можно обратиться за советом и просто поговорить о жизни.

История от брата Юрия:

«Я хотел знать, как подготовиться к будущему, может, план какой-нибудь составить. Наш духовник Михаил Моздор сказал: «Вот представь, ты ночью едешь на машине и видишь дорогу ровно настолько, насколько освещают фары - появляются знаки: где-то тупик, где-то поворот - и по ним ты как-то ориентируешься в этой темноте. Так и с жизнью. Насколько видно, настолько по воле Божьей и жить. Не заботься о завтрашнем дне. Для каждого дня своя забота».

Духовники есть и у православных мирян. Наверное, поэтому психологи не популярны в России. Мне подсказали, где можно найти хорошего духовника, но я обещала молчать.

Семинаристов-очников на пастырском отделении всего 50. Они не начинают день с растопки печи, на зиму не заготавливают дрова, не ходят за водой на холодные родники, не читают при свечах. У братьев есть Wi-Fi, ноутбуки, телефоны, планшеты, даже группа в ВК «Ставропольская духовная семинария». Живут они в кельях – и это обычные комнаты с кроватями и шкафами. Закон семинарии: чем ты старше – тем меньше у тебя соседей. Жаль, в светских университетских общежитиях такой закон не работает.

Порядки: за что выгоняют

В семинарии особый распорядок, который нельзя нарушать. На вахте, прямо у входной двери, висит расписание дня: праздничного, выходного и буднего. Таким образом, каждый знает, когда надо учиться, послушания нести, готовиться к следующему дню, заниматься личными делами.

Каждый день начинается с молитвы. На втором этаже есть небольшая комната, где молится братия - Свято-Игнатиевский храм. После молитвы семинаристы идут на завтрак. А затем начинаются учебные занятия: информатика, английский, физкультура, латынь, богословие, церковное пение и так далее.

На втором этаже учебные аудитории - у каждого курса своя. На стенах висят портреты патриархов - вместо портретов президента и губернатора; интерактивная доска, проектор. Курсов всего четыре - семинария перешла на болонскую систему обучения, теперь выпускают бакалавров. Хотя, если считать подготовительный год, выходят стандартные пять лет.

С 15:00 до 17:00 – время послушаний. Самые младшие работают больше всех. Только они моют посуду, три раза в неделю чистят картошку в самые неприятные дни: суббота, воскресенье и пятница. Раз в год приезжает КамАЗ, а это значит - избранный курс разгружает 20 тонн картошки. Говорят, это незабываемо. Много послушаний упразднили. Теперь есть рабочие, дворники, даже семинарист – вахтер получает зарплату. Закон семинарии: чем старше студент, тем меньше послушаний.

История от брата Максимилиана, 3-й курс:

«На нашем курсе учатся четыре человека, потому что на первом курсе, где было больше всего послушаний, серьезно следили за дисциплиной. Мы проходили проверку. Чтобы мы были готовы к трудностям, чтобы, если сейчас кто-то примет сан и его назначат в приход, который заброшен, или в храм, не подготовленный для богослужения, не было «я не могу», «я не хочу». На нас закончилась традиция жить вместе, в одной комнате. Один хочет поспать, другой - музыку послушать: к сожалению, это все проходит на нервах, потому что мы только учимся терпеть. Не все выдерживают, многие уходят».

Если ты чего-то не понимаешь, братья и отцы помогут. Но у семинаристов, особенно младших, есть проблемы с поведением.

История от брата Юрия:

«На подготовительном курсе были два товарища-нарушителя. Нам не всегда можно выходить в город. А товарищи в город ходить любили. У нас есть камеры на территории, так вот после очередной вылазки они попались. Их вызвали на разъяснительную беседу и показали видео. Товарищи сказали, что это не они – это фотомонтаж. Пытались их исправить - тогда можно было неделю  корпус убирать, неделю мыть посуду, можно было и одному мыть посуду: полтора часа утром, два часа днем, два часа вечером. Правда, за год набиваешь руки хорошо. Приезжаешь домой: почистить картошку? – да не вопрос, помыть кастрюльку? - с удовольствием. Кстати, товарищей в итоге отчислили».

Что дальше

Когда семинарист оканчивает семинарию, он может стать: а) если его рукоположили: священником; монахом; целибатом; б) если не рукоположили: работать не священником.

После таинства рукоположения нет таинства брака. То есть ты уже не можешь жениться. Если не успел сделать это и даже если не принял монашество, то попадаешь в категорию целибатного духовенства.

В семинарии бесплатное обучение, но оно условно бесплатное. Даже если человек не стал священникам, он должен два года отработать на пользу церкви. После ему дают диплом семинарии, и дальше он сам решает, что с этим делать: может работать в епархии, синоде, музее.

Семинаристы: люди, которые хотят стать священниками

После обеда Юрий попытался отловить мне парочку братьев, но почти все спешили "к стоматологам", сказали, что не умеют говорить, или молча проходили мимо. И всё же четверых поймал.

1. Юрий 2-й курс, 23 года. Семейное положение – не женат.

Место действия – библиотека, там больше 35 тысяч книг.

Я учился в православной школе и пел в хоре. По образованию я учитель музыки и автослесарь, учился в двух колледжах одновременно. Когда окончил один - сбежал в армию, потому что учиться надоело. Там стал читать книги и задумался о семинарии. После армии доучился в колледже и подготовился к поступлению. Я хотел все успеть выучить, поэтому жил по расписанию. Боялся, что мне зададут вопрос, на который я не смогу ответить.

Человек имеет внутреннее неудовлетворение, и он начинает искать решения проблемы. В богословском контексте духовная смерть - это разрыв первоначальной связи человека с Богом в результате ослушания человека. «Глаз не видел, ухо не слышало, и на сердце человека не приходило, что Господь уготовил любящим его» (1Кор 2:9). То есть в реальности человек не понимает еще того блаженного состояния Адама и Евы, которое они испытывали до грехопадения. Цель человека – вернуться к этому состоянию, высокому духовному состоянию общения с Богом.

Я познакомился в Костроме со священником, который руководит воскресной школой. Туда ходят мамы с детьми. Им сказали, что семинаристы сегодня что-то расскажут, там один парень вырывался: «Я не хочу учиться на этих семинаристов, я уйду!». Дети бывают такими, что с уроков Закона Божия просто вылезают через окна. А там в основном парни, а растут они без отцов. Когда мы все вместе начали молиться и петь, сначала они как-то стеснялись, а потом несколько человек вдруг стали подпевать.

Важно не отвратить человека от веры. На каждом священнике лежит такая ответственность. Был момент в жизни Антония Сурожского. Он выходит на проповедь и говорит: «Сегодня к нам приходила женщина, кто-то из вас её обругал, теперь вы будете все молиться, потому что она может больше не прийти».

2. Александр 28 лет, 2-й курс бакалавр. Семейное положение: женат.

Место действия: вахта, тот самый вахтер на зарплате.

Я пытался поступать во ВГИК, до этого пару лет ходил в кинематографические кружки Костромы, когда пришло время поступать, выяснилось что это дорого, а «на бюджет» не пробиться. Что я только ни делал: работал фитнес-тренером, занимался промышленным альпинизмом.

С детства ходил в церковь. Мама меня привела. Отец военнослужащий. Я думал пойти в армию, но как сказал мне один священник: «Служить Родине мужчине можно или в каске, или в рясе».

Я отслужил срочную - и в семинарию. Мы приехали с женой в Ставрополь, хотели узнать насчет регентского отделения, в итоге я поступил. До семинарии я занимался спортом, а тут Максим Сухобок начал нас тренировать. Он мой земляк - из Крыма. В декабре 2015-го на чемпионате мира в Москве в становой тяге я занял первое место.

Бывает так, что люди, поступая в семинарию, относятся к этому халатно, их отчисляют, а потом они об этом сожалеют, и жизнь их идет как-то ломанно. Есть евангельское выражение: «Много званых, мало избранных». Иными словами, человек с момента поступления в семинарию должен всю свою жизнь положить, чтобы стать священнослужителем. Священнослужитель – первая степень святости, вот и все. Я надеюсь, что когда-нибудь Господь сочтет меня достойным.

3. Максимилиан, 3-й курс. Семейное положение: свадьба в 2017 году.

Место действия: класс третьего курса.

Хотел военным стать, но в 2010-м начались сокращения военнослужащих. Я на строительном учился, но чувствовал, что это не мое, что я ещё не определился. Я  крещённый еще в детстве, но как такого правильного понимания веры не было. В университете начал больше в храм ходить, потом стал изучать православие. Мне мама предложила пойти в духовную семинарию. Это неожиданная мысль. Я, конечно, не сразу поступил, потому что понимал, что ещё слишком мало знаю, мало понимаю. На третьем курсе я запустил учебу - на службы ходил, учился читать богослужебные тексты, стал изучать труды святых отцов.

Православие – не то, чем нужно восхищаться, а то, чем жить нужно. Это те знания, которые надо применять в своей жизни. Если мы не будем применять знания всемирного тяготения и спрыгнем с пятого этажа, то будут плачевные последствия. Если не применять духовные знания в жизни, то можно навредить себе, от этого душа будет болеть. Наша жизнь – экзамен вечной жизни, к которой мы должны подготовиться.

4. Алексей – 26 лет, 3-й курс. Семейное положение – не женат.

Место действия: лазарет, куда отсылают больных, чтобы соседей не заражал. Есть фельдшер, доктор и две палаты.

Я - магистр истории. К концу обучения задумался, чему я хочу посвятить свою жизнь. И понял, что ничему, кроме как Богу и церкви.

Моя мечта быть священником в сельском приходе. Когда я начал воцерковляться, походил по ставропольским приходам - мне не понравилась эта быстрая энергичная служба, мне больше спокойствие нравится в церкви. Как-то на каникулах пришёл в свой сельский приход, меня поразило спокойствие. А там служит один священник без дьякона, даже пономарей иногда не бывает, которые в алтаре помогают. И для меня это образец. Для меня идеал – служить в пустом алтаре, в том смысле, что нет много людей, нет там дьякона, может быть один помощник, чтобы ни на что не отвлекаться.

У нас нет фиктивных браков или браков по расчету. Если человек не хочет жить в семье – он просто идет в монашество. Если же человек хочет полноценную семейную жизнь, он ищет себе спутницу на всю жизнь. Потому что разводиться нельзя.

Я верю в промысел божий, поэтому кого-то целенаправленно искать не имеет смысла. У нас есть один семинарист, который начал общаться с не церковной девушкой: она пела в металл-группе. Общаясь с ней, он и сам веру укрепил, и её привлек к вере. И они поженились. Вот я смотрю на них и нарадоваться не могу. Человек занимался подростковой бунтарщиной, а сейчас ты видишь, как он личностно растет.

Чтобы стать священником, нужна воля Божия: для спасения себя и других людей. Человек, который чувствует этот призыв, может откликнуться на него и пойти в семинарию или проигнорировать и жить дальше. Господь предлагает, а человек решает уже сам. Есть люди, которые думают, что священник – это же не плохо: прихожане есть, голодным не останусь, уважаемая профессия - на селе не последний человек. Но как бы человек там ни хитрил, как бы ни пытался по-быстрому сделаться священником – всё расстраивается, если воли Божьей нет.

Немного бесплатной рекламы

Каждый вторник и четверг в семинарии устраивают молодёжные встречи для всех желающих. На них смотрят фильмы, общаются со священниками, организуют музыкальные концерты, походы на выставки, литературные вечера и так далее. Приходят не только священники: не так давно президент федерации айкидо по Ставропольскому краю Ханин рассказывал о смысле жизни, о культуре Японии и точках соприкосновения Японии и православия. О встречах можно узнать в группе ВК «Молодежные встречи СтДС».

Анна КУЛИКОВА.

правила, семинария

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление