Рождённый дважды. Оперный певец Алексей Стеблянко

Виталий Задорожный
Оперный певец Алексей Стеблянко
Оперный певец Алексей Стеблянко

– Ваше отношение к молодежной музыке?

–  Музыку, которую любит молодежь, не надо запрещать. Но маленьких детишек нужно учить и воспитывать на классике. И начинать это делать в семье. Затем в школе. А иначе, как говорят серьезные музыкальные критики, мы упустим не одно поколение. Это, говоря образно, может стать духовным Чернобылем.

Так начиналась одна из творческих встреч со зрителями, прошедшая в Ставропольском Дворце культуры и спорта и записанная краевым радио на пленку, народного артиста России, лауреата Государственной премии СССР нашего земляка Алексея Стеблянко.

Это было лето 1988 года. В Ставрополе гастролировал Куйбышевский академический театр оперы и балета. В спектакле «Трубадур» был занят Алексей Стеблянко. А основная сцена, где артист много лет был одним из ведущих солистов, – Ленинградский академический театр оперы и балета имени С.М.Кирова. Сейчас это Мариинский театр.

Родился Алексей Стеблянко в Ставрополе. Отец – строитель, мать – технический редактор в книжном издательстве. Но музыку в семье очень любили. Пристрастился к музыке и Алексей. С детства, лет с четырех-пяти, играл на гармошке, подражая своему дяде, который был хорошим баянистом. Продолжал Леша петь, учась в средней школе номер два, что в центре города, рядом с Центральным автовокзалом. Параллельно занимался в музыкальной школе номер один, что на улице Дзержинского, у прекрасного педагога Николая Федоровича Зинченко, известного ставропольского композитора. Окончил школу по классу баяна, хотя и продолжал занятия вокалом. Когда началась мутация – это когда у мальчиков ломается голос – петь перестал. Занялся спортом.

– Случилось так, что я посмотрел фильм «Великий Карузо» о выдающемся итальянском теноре, крупнейшем мастере бельканто, – вспоминал на творческих встречах Алексей Стеблянко. – Он выступал во многих театрах мира. Его артистическому темпераменту были особенно близки драматические партии. Он исполнял неаполитанские песни. В этом же фильме, «Великий Карузо», снимался и американский певец, по национальности итальянец, Марио Ланца. Он выступал в США как оперный и концертный тенор. Как и Энрико Карузо, он тоже был мастер бельканто. Фильм произвел на меня глубокое впечатление, – продолжал Стеблянко. – И у меня снова появилась надежда, что я могу петь. Пришел в эстрадный ансамбль Дома офицеров. Снова запел и понял, что это мое призвание. Поступил в Ставропольское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Потом перешел в класс замечательного педагога Валентины Петровны Валюшко.

А затем была Ленинградская консерватория и класс вокала у Нины Александровны Серваль. Окончив учебу в том же 1976 году, выдержал конкурс и был принят в Ленинградский театр оперы и балета, где пел все ведущие теноровые партии. Это князь Василий Голицын в «Хованщине», Дон Хозе в опере «Кармен», Пьер Безухов в «Войне и мире», Радамес в «Аиде», Калаф в опере «Турандот», заглавная партия в спектакле «Отелло». А на встрече со зрителями в Ставрополе в исполнении Алексея Стеблянко прозвучало ариозо Ленского из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин».

Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит.
В глубокой мгле таится он.

– Партия Ленского была самой первой оперной партией, которую я спел на профессиональной сцене, – рассказывал Алексей Стеблянко. – Это было 17 октября, в день моего рождения. Так что я родился дважды – и как человек, и как артист в один и тот же день. Я эту партию очень люблю, хотя дирижеры и режиссеры считают, что мой голос несколько громковат для этой партии. Ведь у нас есть в русской опере традиция, чтобы эту партию исполняли лирические тенора.

И все-таки ближе и дороже всего для Алексея Стеблянко партия Германна из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама». Он, во-первых, очень долго над ней работал. А во-вторых работал с таким мастером, как Юрий Темирканов. Не льстя ему и не в укор себе, певец признается, что этот человек дал ему в творческом плане очень много.

– Темирканов настолько талантлив, настолько проникает в суть музыкальной партии, причем с неожиданной стороны показывает какой-то момент в той или иной ситуации на сцене, совершенно по-новому прочитывая эту партию, обходя устоявшиеся ее каноны – так оценивает певец работу с нашим известным музыкантом.  – А если говорить о самой любимой и дорогой партии, – улыбается Алексей Стеблянко, – то это та партия, которая еще не спета.

В 1982 году Алексей Стеблянко был приглашен на постановку оперы-дилогии французского композитора Гектора Берлиоза «Троянцы» в театр «Ла Скала». Он имел честь петь на этой прославленной сцене весьма трудную музыку, причем на французском языке. Ведь Берлиоз был новатором в области музыкальных форм, гармонии, инструментовки. Стремился к грандиозным, масштабным сочинениям, к гротесковому заострению образов. Идет опера около шести часов. Под руководством французского режиссера Жоржа Претра оперный певец Алексей Стеблянко исполнил заглавную партию славного троянского героя Энея. Спел все четыре премьеры.

Приглашенный в 1991 году в Германию, Алексей Стеблянко сотрудничал с Баварской государственной оперой в Мюнхене, исполняя партии Григория в «Борисе Годунове», Канио в «Паяцах», Флорестана в опере «Фиделио». Артист выступал также на оперных сценах Бонна, Брюсселя, Амстердама, Кельна, Штутгарта, Барселоны, Мадрида, Висбадена, Лозанны. В знаменитой «Пиковой даме», которую поставил Юрий Любимов в Карлсруэ, дебютировал в роли Германна. Позже участвовал в концертных исполнениях этой оперы в Амстердаме, где дирижировал несравненный Валерий Гергиев.

В средней школе номер два много лет существует музей. И все, кто приходит сюда, с интересом знакомятся с экспозицией, посвященной выпускнику школы Алексею Стеблянко, известному оперному певцу, нашему знаменитому земляку.

интервью, ставропольцы, опера

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление