Русская песня - это моя жизнь

Виталий Задорожный

Певица Анна Назаренко

В поисках очередного героя для рубрики о наших известных земляках перебираю в своем архиве и прослушиваю музыкальные записи, сделанные на диске, читаю тексты очерков, проходивших в эфире в те годы, когда я работал в литературно-музыкальной редакции краевого радио. И наплывают воспоминания, проявляются в памяти лица моих собеседников, слышатся их голоса. Из тех, сравнительно далеких 80-х годов звучит чистый и светлый женский голос. Это поет солистка Анна Назаренко. Вот она, моя новая героиня, наша землячка.

- Русская песня - это жизнь, моя жизнь. Да и не только моя, а многих и многих. Вряд ли найдется такой человек, который бы не любил песню русскую - то раздольную, широкую, душевную, то задорную и быструю.

А родилась Анна Назаренко на Украине. Окончила украинскую школу, на украинской мове разговаривала. И хотя Украина по культуре - это сплошная песня и жизнь без песни здесь немыслима, Аня уже с детских лет полюбила песню русскую. Из троих детей в семье она пошла в отца, большого любителя пения.

- Пела всегда, сколько себя помню, - начала разговор Анна. – Могла идти по улице, забыться, о чем-то думать и тут же обязательно петь. Обидит меня кто-то, все равно пою, закроюсь где-нибудь от обиды и начинаю петь. А уже с шестого-седьмого класса моей учебы в школе появилось в нашей семье прекрасное трио: отец, баритональный тенор, его родной брат, мой дядя, и я. Как могла, я помогала им. Мы выступали на школьных вечерах, на слетах.

Сразу после окончания школы поступила Аня работать в областную типографию города Сумы, что в восьми километрах от ее родной деревни. Днем изучала азы полиграфии, а вечерами бежала во Дворец культуры имени Фрунзе, пела. В тот год гастролировал в городе профессиональный исполнительский коллектив - хор Пятницкого. Дирекция Дворца культуры не упустила возможности организовать творческую встречу солистов прославленного хора, его руководителя Александры Прокошиной с участниками художественной самодеятельности. Была среди них и Анна Назаренко.

- Это перевернуло всю мою жизнь, - продолжает рассказ Анна. – В то время голос у меня был молодой, сильный голос, свежий. После концерта ко мне подошла Александра Прокошина и сделала такое предложение: с таким голосом, с такими данными тебе можно работать в хоре Пятницкого. Коллектив хора уезжал на месячные гастроли. Прокошина дала мне свои координаты и пригласила приехать через месяц в Москву на прослушивание.

Конечно, в семье Назаренко были рады такой оценке способностей дочери. Но отпускать девчонку одну в Москву, в свет, как говорят в деревне, боязно. Да и кто за отцом смотреть будет? Из-под Сталинграда, с войны, он слепой пришел. Не отпускали Анну, даже одежду попрятали.

- Но, наверное, любовь к песне переборола, - вспоминает Назаренко. - В ситцевом платьице, худенькая, рыженькая, с косичками, в простых деревенских тапочках - вы не поверите – приехала в Москву. Представляете? Открываю дверь в зал хора Пятницкого. Все такие красивые! Настолько недоступным казался мне этот мир в то время, что я боялась переступить порог. Меня встретили, провели в класс. Испытательный срок у меня был всего-навсего три дня. Проверили мой слух, память, мое восприятие песни. Через три дня комиссия в большом составе прослушала. А когда я со страха вышла из класса, даже выбежала в коридор, смотрю: под дверью стоят девчата из хора Пятницкого, все это время они слушали мое пение.

Пять лет работала Анна Назаренко в хоре Пятницкого. Сколько километров дорог изъезжено на гастролях! Сколько песен спето! Но надо было серьезно учиться, и молодая певица поступает на вокальное отделение народной песни в училище имени Ипполитова-Иванова. Затем учеба у Ирмы Петровны Яунзем, в ее классе. Хотя и не удалось Анне Назаренко вернуться в хор Пятницкого, но она долго помнила этот прекрасный коллектив, который научил ее по-настоящему понимать и ценить русскую народную песню. А с какой благодарностью отзывалась она об Александре Прокошиной, которая была в те годы для нее, девчонки в чужом городе, и педагогом, и воспитателем, и матерью. Сколько лет прошло, а до сих пор помнится Анне даже та песня, с которой она пришла в хор Пятницкого.

- Я поступала вот с этой песней, которую, кстати, пела в хоре солистка Клавдия Коток, тоже украинка.

Ох ты, белая береза,
Ветра нет, а ты шумишь.
Мое сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь.

Выбирая песни для своего дальнейшего репертуара, Анна Назаренко часто обращалась к произведениям, которые она исполняла в известном хоре. Так было с русскими народными песнями «По улице мостовой» и «Коробейники». Вторую песню в обработке дирижера оркестра Широкова разучивала с солисткой хормейстер Наталья Королева.

После окончания училища Анна Назаренко была приглашена во вновь созданный коллектив русского плана «Тамбовские зори». Первым выходом певицы в этом ансамбле была популярная в те годы песня «Снег седины». Она была решена хормейстером в форме театрализованного представления.

Для режиссуры концертов ансамбля «Тамбовские зори» был приглашен московский композитор Александр Аверкин. Творческое содружество композитора и исполнительского коллектива обогатило репертуар ансамбля, а самому Аверкину дало вскоре новую солистку его московской творческой бригады. Так Анна Назаренко стала работать в Москонцерте.

- В 1977 году творческая бригада Александра Аверкина была приглашена на фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья», - вспоминает Анна Назаренко. - Мы были очень тепло встречены. Ставрополь всегда хорошо принимает приглашенных гостей. Этот фестиваль мне запомнился тем, что я впервые услышала песню «Степи России». Григорий Пономаренко прямо в гостинице, считай, при нас, написал музыку на стихи известного ставропольского поэта Геннадия Фатеева. Песня мне очень понравилась, и я взяла ее в свой репертуар.

В 80-е годы Анна Назаренко пела в ансамбле «Ставрополь», которым руководил знаток народной песни Александр Дормастук. Это был молодой исполнительский коллектив, в котором очень любили русскую народную песню. Именно им, молодым участникам, передавала свой певческий опыт Анна Назаренко.

- Сколько будешь петь, столько нужно учиться, - завершает наш разговор Анна Назаренко. - Сколько буду жить, столько буду любить и петь русскую народную песню. Петь я люблю песни широкие, раздольные о нашей необъятной России, о нашем прекрасном Ставропольском крае.

певица, земляки

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление