Соло для тенора, или Победа в забеге на длинную дистанцию

.

Однажды в приватной беседе директор Ставропольской государственной филармонии Лариса Леонидовна Конева сказала: «Если в зале есть свободные места, для меня это - катастрофа!»... В этот вечер в зале свободных мест не было.

Ольга Руднева, Юрий Беляев, Юрий Михайленко, Лариса Конева, Юрий Каспаров.
Ольга Руднева, Юрий Беляев, Юрий Михайленко, Лариса Конева, Юрий Каспаров.

Любители классической музыки пребывали в нетерпеливом ожидании концерта «Соло для тенора» лауреата международных конкурсов Юрия Беляева. К назначенному часу в филармонии собрались родные, друзья и коллеги виновника торжества. Мороз и порывистый ветер не испугали пожилых меломанов - ветеранов Великой Отечественной войны, членов городского Совета женщин и есенинского клуба. И, что особенно радует, - было много молодёжи. Первый сольный концерт молодого артиста. В зале - аншлаг!

Путь к нему был долгим и не очень простым

Уже четыре года Юрий Беляев - солист филармонии. Он хорошо помнит тот день, когда музыковед Ольга Руднева буквально за руку привела его сюда, и он пел перед строгим худсоветом, который принял решение о зачислении молодого артиста в штат. Заслуженный артист России Ю.Г.Каспаров, возглавлявший в ту пору симфонический оркестр, неоднократно предлагал Юрию сделать сольный концерт, на что тот, застенчиво улыбаясь, говорил: «Ещё не созрел». Следует отметить, что такая требовательность к себе вызывает уважение. За эти годы, участвуя в различных концертных программах, гастролируя по краю, он накапливал репертуар и профессионально рос. И наконец созрел! В зале самые дорогие и любимые - родители, братья, жена Анастасия и дети... Очень ответственный экзамен! А как всё начиналось?

Счастливое детство

Родители Юрия в своих профессиях далеки от музыки. Мама, Елена Артуровна, 30 лет заведовала инфекционным отделением в краевой детской больнице. Отец, Иван Владимирович, посвятил себя людям, имеющим ограниченные возможности здоровья по слуху. Он - старший тренер сборной России по спорту глухих, в краевом Центре адаптивного спорта занимается с парнями гандболом. Когда их старшему сыну Сергею было пять лет, на свет появились двойняшки - Юрий и Александр. Воспитанию и образованию детей родители придавали огромное значение. Особое место в их жизни, конечно, занимал спорт. Сыновья постоянно бывали на тренировках с отцом. Юра и Саша не расставались ни на минуту. В школе сидели за одной партой, вместе делали уроки и защищали друг друга в мальчишеских баталиях, давая сдачи обидчикам. Детство действительно было счастливым.

«У вашего сына хороший голос»

Как-то на родительском собрании в общеобразовательной школе учительница сказала, что у Юры хороший голос, и посоветовала родителям обратить на это внимание. Вскоре Юра стал солистом хоровой студии «Жаворонок» при Дворце профсоюзов. Уроки пения вела Ольга Лазарева, а по классу фортепиано он занимался у Жанны Аракеловой. Своих первых учителей музыки он вспоминает с великой благодарностью. Взросление парня пришлось на сложные 90-е годы. Юра успешно занимался спортом, но его сердце было отдано музыке. Он с упоением разучивал новые песни, с радостью бежал на уроки и выходил на сцену. Видя это, родители на семейном совете решили поддержать сына и подарили ему синтезатор. После окончания 9-го класса он поступил в Ставропольское краевое училище искусств на дирижёрско-хоровое отделение в класс заслуженного работника культуры России Л.Г. Обернихиной. В это время юноша переживал мутационный период, и замечательный педагог по вокалу Л.П.Степина посоветовала поберечь голос и занималась с ним в щадящем режиме.

В училище Юрий получил крепкую основу музыкальных знаний, там же встретил свою первую и единственную любовь - Анастасию, которая училась на отделении народного пения. После окончания училища Юрий получил направление на работу в камерный хор Ставропольской государственной филармонии. Но ему хотелось учиться дальше. Конечно, родители поддержали его, и дружная семья поехала покорять Москву.

Жизнь в столице

Москва... Магнит, который притягивает возможностью увидеть и услышать выдающихся музыкантов, побывать на спектаклях в прославленных театрах и, конечно, учиться у замечательных педагогов и попробовать свои силы. Юрию повезло, он был принят в Московский государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова на факультет вокально-хоровой и дирижёрской подготовки в класс заслуженной артистки России профессора Е.Г. Баклановой. Уроки академического пения он получал у заслуженного артиста России солиста Большого театра Н.Ф. Низиенко.

Жизнь в столице притягательна и заманчива, но не каждому провинциалу удаётся там выжить. Бытовые трудности велики. Анастасия в это время окончила только второй курс училища. Она перевелась в Московское училище имени М.М. Ипполитова-Иванова, чтобы не расставаться с любимым. Общежития не было, приходилось снимать жильё. Юрий все годы совмещал учёбу с работой, чтобы обеспечить семью. Его вокальные данные оценили в Московском государственном музыкальном театре фольклора «Русская песня» под руководством народной артистки России Н. Бабкиной, в русском мужском хоре «ARTE CORALE» и в Государственном академическом русском хоре имени А.В. Свешникова. Будучи студентом, работая в этих коллективах, он гастролировал по России и странам Европы, успешно участвовал в международных конкурсах и фестивалях. Годы учёбы пролетели быстро. Юрий и Настя почувствовали, что очень тянет домой, в родной Ставрополь. А тут ещё Настя сообщила радостную новость, что ждёт маленького!

Домой, в «родные пенаты»

Многочисленная семья Беляевых очень радовалась возвращению ребят в «родные пенаты». Вскоре родилась Мирослава, через год на свет появился продолжатель рода Беляевых - Ратимир. Юрий, работая в филармонии, продолжал учиться у вокалистов- гастролёров, накапливал репертуар, работал над техникой и звукоизвлечением. И вот настал тот ответственный момент, когда он понял, что может вынести на суд слушателей сольный концерт в двух отделениях, в подготовке которого ему очень помогли директор Л. Конева, дирижёр Ю. Михайленко, музыковеды О. Руднева и Т. Диева, концертмейстер О. Козырева, звукорежиссёры М. Пянзин, П. Красса и А. Стеньгин, художник по свету А Удовыдченко, коллеги - вокалисты А. Вечёркин и Е. Астанкова. Все они с любовью и симпатией относятся к талантливому певцу и с радостью помогают делом и советами.

После концерта Иван Владимирович, отец Юры, мне сказал: «Мы с женой бываем в филармонии на всех концертах с участием сына. Когда узнали, что готовится сольный концерт в двух отделениях, обрадовались. И конечно, волновались за него. Как выдержит серьёзное испытание? Ведь это - забег на длинную дистанцию! Рад и горжусь им, он победил!».

«Соло для тенора»

Итак, настал долгожданный день. В зале аншлаг. Прозвенел третий звонок... Публика горячо приветствует дирижёра Юрия Михайленко, взмах руки... и зал наполнили знакомые и любимые темы увертюры к опере «Кармен» Ж. Бизе в исполнении симфонического оркестра.

В кратких аннотациях музыковед Ольга Руднева знакомила слушателей с историей создания исполняемых солистом и оркестром произведений.

Программу концерта составил роскошный «букет» из оперных арий - шедевров мировой классики. Русская опера была представлена элегической арией Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни» из «Евгения Онегина» П.И. Чайковского. Ю.Беляев нашёл разные тембральные краски для светлых воспоминаний и тягостных предчувствий героя, покорил искренностью переживаний юного поэта.

Ария бродячего певца «Страстью и негою сердце трепещет» из оперы «Рафаэль» А.С. Аренского, ставшая неотъемлемой частью репертуара теноров, перенесла слушателей в Рим эпохи Возрождения. Солисту удалось передать пылкое чувство любви великого художника Рафаэля к своей возлюбленной Маргарите. В лучших традициях исполнения русской классики прозвучал романс М.И. Глинки «Не искушай меня без нужды» в дуэте с Еленой Тонких и народная песня «Ах ты, душечка, красна девица».

Кульминацией концерта стало обращение Ю.Беляева к оперному творчеству композиторов Италии - страны, подарившей миру великих теноров. Предсмертная ария художника Каварадосси «Горели звёзды... Благоухала ночь...» из оперы «Тоска» Дж. Пуччини в исполнении солиста была наполнена драматизмом и скорбью, его красивая кантилена - богата эмоциональными нюансами.

Персидская сказка о холодной, коварной и жестокой китайской принцессе вдохновила Дж. Пуччини к сочинению оперы «Турандот». Роль принца Калафа - претендента на руку красавицы, отгадавшего три загадки Турандот, написана для тенора. Это, пожалуй, одна из самых красивых и сложных теноровых партий, столь любимая исполнителями и слушателями. Арию Калафа «Этой ночью пусть никто не спит» Юрий трактует как гимн любви, в котором звучит уверенность в завоевании сердца неприступной Турандот.

Добродушный сюжет, тонкий юмор и красивые мелодии оперы Г. Доницетти «Любовный напиток» сделали её востребованной в известных мировых театрах. Один из самых ярких фрагментов оперы - ария Неморино «Потаённая слеза» была с успехом исполнена солистом в концерте.

Юрий обладает сильным, глубоким голосом широкого диапазона, ровно и красиво звучащим в нижнем регистре и легко взлетающим на высокие «королевские» ноты, особенно ценные для тенора, звучащий мягкий лиризм в piano (тихо) и появление благородного «металла» в forte (громко). Он в каждой арии проживает вместе с героем богатую гамму чувств, покоряя этим слушателей.

Так в арии Хозе «Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила» из оперы «Кармен» Ж. Бизе артист демонстрирует душевную мягкость героя, его верность и преданность непокорной Кармен. Следует заметить, что все арии Ю.Беляев исполнял на языке оригинала.

Программу концерта украсили ария принца Су-Хонга из оперетты Ф. Легара «Страна улыбок», неаполитанская песня Э. Капуа «Моё солнце» и «Рассвет» Р. Леонкавалло. В финале прозвучала знаменитая «Застольная» из оперы Дж. Верди «Травиата» в дуэте с Е. Тонких. После каждого номера публика возгласами «браво!» и аплодисментами неоднократно вызывала артиста на сцену и одаривала цветами. Концерт удался на славу!

Всё было красиво и продуманно. В этом большая заслуга Анастасии, которая выступила в роли стилиста-дизайнера по костюмам, создала в доме комфорт и уют, организовала накануне концерта «день молчания», столь необходимый для вокалистов.

Благодарность оркестру и дирижеру

Огромную роль в успехе Юрия Беляева сыграл симфонический оркестр филармонии и дирижёр Юрий Михайленко. Хорошее знание партитуры, чёткий и рациональный жест, понимание интерпретации произведений солистом, умение следовать за ним и сделать комфортным его пребывание на сцене - это дорогого стоит. Оркестр проявил себя в роли чуткого аккомпаниатора. «Мне приятно и легко общаться с Юрием Михайленко на сцене и в жизни. Чувствую с его стороны понимание и поддержку. С ним удобно петь. Я очень благодарен дирижёру и оркестру» - так оценил совместную работу Ю. Беляев. Слушатели тоже отметили мастерство талантливого дирижёра и оркестра.

В программу концерта Юрий Михайленко включил оркестровые произведения. Кроме увертюры прозвучал антракт к 4-му акту оперы Ж. Бизе «Кармен», написанный композитором в характере темпераментного испанского народного танца поло. Контрастом стало вступление к опере Дж. Верди «Травиата», в котором широкая струящаяся мелодия любви рисует печальный образ умирающей Виолетты. Ярко прозвучали балетные сцены «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст».

P. S. Концерт прошёл на одном дыхании, время пролетело очень быстро. Слушатели, стоя, аплодировали исполнителям. И тогда Юрий Беляев исполнил «на бис» песню, впервые прозвучавшую на фестивале в Сан-Ремо в 1995 году, написанную композитором Ф. Сартори для Андреа Бочелли и ставшую международным суперхитом. «Con Te Partiro» (в переводе - «Останусь с тобой»). Это прозвучало символично! Очень хочется, чтобы молодые талантливые музыканты оставались в нашем городе и радовали новыми интересными концертными программами, которые ещё обязательно будут!

Татьяна Даниелян, заслуженный работник культуры России.

Фото автора.

концерт, филармония

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»