Светопись Святой горы Афон

Ольга Метёлкина
В 2005 году на Афоне в качестве паломника побывал Владимир Путин. Монах Рафаил рассказывает о работе швейной мастерской
Александр ПлотниковВ 2005 году на Афоне в качестве паломника побывал Владимир Путин. Монах Рафаил рассказывает о работе швейной мастерской

«Неисповедимы пути Господни» - наверное, именно эти слова применимы к обстоятельствам, благодаря которым выставка работ фотохудожника Костаса Асимиса вновь оказалась на Ставрополье. Впервые духовно-просветительский фотопроект «Мой Афон» демонстрировался в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств в июне прошлого года, в рамках V Славянского форума искусств «Золотой витязь».

Фотохудожник Костас Асимис в Ставрополе (июнь 2014 года, V Славянский форум искусств «Золотой витязь»)
Александр ПлотниковФотохудожник Костас Асимис в Ставрополе (июнь 2014 года, V Славянский форум искусств «Золотой витязь»)

Напомним, что автор - наш соотечественник, поскольку родился в СССР. Родиной для сына греческих эмигрантов стал Ташкент. Позже семья переехала в Югославию, и Костас Асимис получил филологическое образование в Белградском университете. Однако его профессией стала фотография. В 1984 году Костас впервые попал на Святую гору Афон, и с той поры его жизнь связана с этим удивительным местом на Земле, которое в православном мире почитается как земной удел Богородицы. Много лет назад Костас Асимис получил благословение настоятеля русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на фотосъёмку в святой обители. Были на Афоне фотографы и до него. Еще в начале 70-х годов XIX столетия русские монахи фиксировали события монастырской жизни, делали портреты братии. К сожалению, из уникального фотоархива сохранилась лишь часть. Костасу Асимису удалось собрать уцелевшие стеклянные негативы, восстановить их. Сделано чуть больше 150 фотографий из двух с половиной тысяч. Черно-белые снимки удивительным образом передают атмосферу лишенного суеты монашеского бытия, пейзажи Святой горы Афон.

Одинокий корабль
Александр ПлотниковОдинокий корабль

Когда в прошлом году К. Асимис открывал свою экспозицию в Ставрополе, зрители не знали, что это лишь часть его выставки. Автор не смог вывезти более 300 своих работ из Донецка, где они до этого экспонировались. Чтобы выставка в Ставрополе не сорвалась, Костасу пришлось срочно печатать фотографии в Греции на специальных холстах. Кстати, созданные специально для ставропольских зрителей работы были с благодарностью приняты музеем изобразительных искусств от автора в подарок. «Мой Афон» уже увидели жители и гости Пятигорска и Будённовска, в перспективе выставка будет работать и в других городах и районных центрах края.

Что же касается оригинального проекта Костаса Асимиса, то накануне Нового года работы удалось всё-таки вывезти из Донецка, после чего они были доставлены в Ставрополь. Таким образом, в дни Великого поста посетители музея изобразительных искусств получили возможность бесплатно посетить выставку, получившую название: «На земле святой обители. Мой Афон: продолжение».

Карея - столица Афона
Александр ПлотниковКарея - столица Афона

Всего представлено более 160 оригинальных работ, отражающих многогранный мир загадочного Афона и его обитателей.

Простота композиций, незамысловатые ракурсы. Лица монахов, занятых каждодневным трудом и молитвами. Афонские пейзажи, сделанные в разное время суток. Древние монастырские стены, аскетичные интерьеры монашеских келий... Директор музея изобразительных искусств Зоя Белая прониклась особым чувством к этой выставке. В подготовительный период ей пришлось погрузиться в литературу об Афоне, его истории, традициях и уставе. Поэтому в сопровождении Зои Александровны экскурсия превращается в заочное путешествие. К сожалению, для женщин оно может быть только таким, поскольку ещё с IX века полуостров доступен лишь для мужчин. Современный греческий уголовный кодекс предусматривает тюремное заключение для женщин, нарушивших запрет. И даже резолюция Европарламента, требовавшего обеспечить равноправие между женщинами и мужчинами, не заставила правительство Греции отменить этот закон.

В кажущейся простоте изображений автором спрятаны «подводные камни»: встречаясь с незнакомыми ранее традициями, явлениями, деталями, посетитель выставки непременно захочет узнать больше о прошлом и настоящем Святого Афона. Наверняка возникнут вопросы, как отшельникам удаётся жить в кельях, которые больше похожи на птичьи гнёзда в скалах, или чем продиктована традиция на третий год после погребения выкапывать из земли останки почивших монахов. Одним словом, проект «На земле святой обители. Мой Афон: продолжение» не случайно назван духовно-просветительским и привлекает внимание зрителей самых разных религиозных взглядов.

духовность, музей изобразительных искусств

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов