В Ставропольском театре драмы официально завершился творческий сезон

Ольга Метёлкина

Нынешний творческий сезон в Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова закрылся тихо, без аплодисментов публики и традиционного поклона актеров. В условиях пандемии от привычной традиции пришлось на время отказаться. Однако накануне введения мер безопасности зрители успели увидеть премьеру – мелодраму «Ночные забавы» в постановке заслуженного деятеля искусств РФ Валентина Бирюкова. А стало быть, сезон, как и в прежние годы, завершился новой работой.

Пьеса известного российского писателя, драматурга, сценариста Виктора Мережко «Ночные забавы», наверное, больше известна среднему и старшему поколению зрителей. В основном благодаря одноименному фильму, который вышел на экраны в 1991 году. Гениальность автора заключается в том, что сюжет пронизан темами, которые держат публику в напряжении с первой до последней мизансцены, относятся к так называемым вечным, поэтому и сегодня они воспринимаются не менее остро, чем в 90-е.

Андрющенко – актер Владимир Петренко, Оля – актриса Дарья Симанкина, музыкант – Назарий Амалов.
Ольга МетёлкинаАндрющенко – актер Владимир Петренко, Оля – актриса Дарья Симанкина, музыкант – Назарий Амалов.

Ставропольская публика не является исключением из общего правила: зрители тонко чувствуют остроту проблематики, заложенной в драматургии авторского произведения, ценность режиссерского замысла и его сценического воплощения актерским ансамблем. И если, выходя из театра, зритель продолжает осмысливать увиденное, прокручивать в голове диалоги героев, примерять к себе их поступки и реакции, то однозначно можно сказать, что создателям спектакля удалось достичь главного – проникнуть в душу.

Режиссер-постановщик Валентин Бирюков признался, что Виктор Мережко один из его любимых авторов:

«Это классик, человек, который чувствует вкус времени и то, что надо зрителю. Он так четко выписывает характеры, взаимоотношения, что редко удается современным авторам. Пьеса была написана больше 30 лет назад, но все проблемы, столкновения, все конфликты современные. Это в первую очередь отношения отцов и детей, проблема ответственности за свои поступки. И конечно, ложь, которая проникает, разъедает человека изнутри».

На первый взгляд, завязывающаяся интрига напоминает ситуацию из анекдота, где «муж вернулся из командировки, а там…». По идее, должно быть смешно. Но лишь до тех пор, пока не вникнешь в ситуацию. В завязке действия действительно есть забавный элемент игры, который формально становится пусковым механизмом всей истории. Немолодой и не самый успешный ресторанный музыкант саксофонист Саша Андрющенко (актер Владимир Петренко) развлекается оригинальным образом: после смены он набирает в телефоне цифры с денежных купюр, которыми с ним расплатились. Обладатель случайного номера становится объектом розыгрыша, не всегда безобидного. Андрющенко весело оттого, что он легко кого-то «развел», и теперь чей-то муж, разбуженный звонком, до утра будет мучиться вопросом, с кем его жена «подписывала накладные» с часу до шести.

Андрющенко - актер Владимир Петренко.
Андрющенко - актер Владимир Петренко.

Но однажды, как говорится, «что-то пошло не так». Музыкант получил приглашение пойти в гости от неизвестной девушки Оли, номер телефона которой он набрал, и оказался в чужом доме в положении лишнего персонажа из того самого, несмешного анекдота про «мужа из командировки». Андрющенко в исполнении Владимира Петренко – импровизатор, авантюрист, немного циник, но в чем-то вполне обаятельный человек, который не без гордости признается: «Музыкантом стал по причине того, что не хочу быть дерьмовым инженером». Старый холостяк живет в общежитии и хвастается, что там его зовут «дедом» и показывают знатным гостям. Когда Андрющенко говорит об этом, перед глазами возникает персонаж из другого спектакля Валентина Бирюкова, который шел под названием «Жениха вызывали, девочки?». Актер Владимир Петренко исполнял в нем роль Шелеста Тамбовского. Такого же немолодого, одинокого, неуспешного человека, живущего в общежитии, где даже нельзя завести кота.

«Муж вернулся из командировки, а там…»  (Силин – заслуженный артист РФ Александр Ростов).
Ольга Метёлкина«Муж вернулся из командировки, а там…» (Силин – заслуженный артист РФ Александр Ростов).

Девушка Оля (актриса Дарья Симанкина) из другого мира, за которым музыкант каждый вечер наблюдает в ресторане. Она выросла в обеспеченной семье, такие обычно называют благополучными. Мама, папа, единственная любимая дочка… Режиссер спектакля вслед за драматургом заставляет зрителей по ходу действия постоянно искать ответы на вопросы. К примеру, почему Анна Силина – молодая, красивая женщина с характером (актриса Оксана Винникова), в свое время вышла замуж за недотепу-подкаблучника Силина (в его роли выступает заслуженный артист РФ Александр Ростов), карьера которого полностью зависит от любовника жены. Он наверняка догадывается о том, с кем встречается его жена, но боится узнать правду.

У Силина своя зона комфорта: он залез в свой психологический кокон, отгородившись от реальной жизни. Да, в его системе ценностей есть семья, но еще выше – авторитет начальника. Того самого, с которым мать Ольги – Анна – уже несколько лет поддерживает связь. Она его не любит, просто приятно проводит время и решает вопросы служебного продвижения супруга. Анна в исполнении актрисы Оксаны Винниковой – привлекательная, уверенная в себе женщина, которая не испытывает угрызений совести из-за своей неверности, а по сути – предательства. Анна готова оправдать всё благими намерениями: это же благодаря ей муж имеет хорошую работу, делает карьеру.

Возможно, когда-то Силин был другим. Но в это верится с трудом, когда слышишь слова его дочери: «Папа тряпочка, которую надо просушить, прогладить и выжать, и ей будет приятно». Когда посторонний человек – музыкант из ресторана – спрашивает Олю, кем работает ее отец, она отвечает:

– Начальником.

Саша: Большим?

Оля: Маленьким.

Саша: Ой, маленьким начальником так стыдно быть. А почему он маленький?

Оля: Таким родился.

Героиня Дарьи Симанкиной – девушка образованная, тонко чувствующая. Наступил момент, когда и ей стало очевидно, что внешнее благополучие семьи иллюзорно. Столкнувшись с обманом и предательством, Оля выплескивает свою горечь на самых близких людей. Но зачем ей понадобилось разоблачать мать, вызывать отца из командировки и делать свидетелем семейного позора постороннего человека?.. Захлестнувшие эмоции, юношеский максимализм заставляют ее действовать безрассудно, жестоко и эгоистично. В психологической палитре своей роли молодая актриса использует богатый спектр эмоций.

Езепов – почетный деятель искусств СК Игорь Барташ, и Силин – заслуженный артист РФ Александр Ростов.
Ольга МетёлкинаЕзепов – почетный деятель искусств СК Игорь Барташ, и Силин – заслуженный артист РФ Александр Ростов.

А кто же третий участник любовного треугольника? Это Езепов (почетный деятель искусств СК Игорь Барташ), уж он-то точно родился большим начальником. Классический мерзавец, Езепов всем своим видом показывает, кто хозяин положения, и не испытывает ни капли неловкости, даже когда выходит из чужой спальни, да еще и без носков. Созданный драматургом образ антигероя-любовника Игорь Барташ довел до совершенства. Его Езепов с садистским наслаждением унижает всех. Весьма наглядно он показывает свое отношение к Силину: отстранив его руку, демонстративно достает из кармана платок и с брезгливой гримасой тщательно вытирает свои пальцы. Езепов «забавляется», издевательски намекая на то, что у Анны он, возможно, не единственный любовник, и получает нескрываемое удовольствие, втаптывая в грязь и унижая Силина на глазах дочери.

Однако самый отрицательный персонаж в этой пьесе, где вообще нет положительных героев, пожалуй, не он, а Силин. И если с первым появлением он мог вызвать у зрителей улыбку и сочувствие, то ближе к финалу – ничего, кроме отвращения. В одной из сцен голос актера срывается на фальцет и звучит раздражающе неприятно, как будто нож скользит по стеклу. Все поступки Силина продиктованы слабостью и страхом. Анна говорит ему: «Ты вообще ничего не замечал, тебе было удобно так существовать. Ты боялся догадаться».

У Силина хватает смелости только на то, чтобы сорвать свою злость на музыканте, которого совсем недавно чуть ли не благословил на брак со своей дочерью. Он наконец нашел повод, чтобы отыграться, но не на обидчике, а на случайном свидетеле своей трусости и слабости. Посторонний человек Саша Андрющенко вынес из этой драмы гораздо больше других ее участников, буквально вызвав удар на себя. Актер Владимир Петренко замечательно показывает, как циник, который, по словам Оли, вламывается в чужие жизни, ломает их и коверкает, вспоминает о том, что за «броней в ладонь толщиной» у него есть душа.

Удачным режиссерским решением было ввести в спектакль профессионального саксофониста. Живая музыка в исполнении Назария Амалова звучит на протяжении всего действия. Молодой музыкант постоянно присутствует на сцене как альтер эго Саши Андрющенко. Таким он мог быть в студенческие годы, когда вся жизнь была впереди, а мечталось вовсе не о работе в ресторане. Впрочем, все музыкальное оформление, над которым работала Евгения Сафронова, придает спектаклю особую атмосферу.

Открытый финал спектакля дает немного вариантов завершения сюжета. Но фигурка девушки в контражуре, раскачивающаяся на качелях в оконном проёме, не предвещает хеппи-энда. Хотя в театре нередко бывает так, что, придя второй или третий раз на одну и ту же постановку, зритель по-новому воспринимает не только сюжетные повороты, но и то, что хотели ему сказать режиссер и актеры. Стало быть, до встречи в новом сезоне.

пандемия, Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова, Виктора Мережко, «Ночные забавы»

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости