В Ставропольской филармонии с аншлагом прошел концерт «Две эпохи виртуозов»

Татьяна Даниелян

Вспомнились времена полувековой давности, а это 50 - 60-е годы ХХ века, когда летом на гастроли в Ставрополь приезжал симфонический оркестр из Кисловодска, и каждый вечер Зелёный театр в  парке "Центральный" заполняли любители классической музыки. Люди приходили пораньше, чтобы занять места, а мы,  студенты музыкального училища, гордились тем, что нам было позволено проходить летнюю практику в этом коллективе. Наш город всегда был музыкальным и восторженно встречал великих музыкантов. Старожилы помнят концерты С. Рихтера и М. Ростроповича в переполненных залах. Традиция эта сохраняется и в наши дни. Тогдашние практиканты теперь приводят на концерты своих учеников и внуков, а в зале по-прежнему - аншлаги.

На концерт «Две эпохи виртуозов» в зале Ставропольской государственной филармонии собрались меломаны четырех поколений: члены регионального Союза ветеранов - ветераны Великой Отечественной войны и военной службы; члены городского Совета женщин - ветераны труда, заслуженные учителя и врачи России; преподаватели колледжа искусств и музыкальных школ; студенты и ученики, для которых музыка в будущем может стать профессией.

На снимке: слева направо - Сергей Мнацаканян, Татьяна Диева, Сергей Поспелов, Лариса Конева, Юрий Михайленко.
На снимке: слева направо - Сергей Мнацаканян, Татьяна Диева, Сергей Поспелов, Лариса Конева, Юрий Михайленко.

Руководство филармонии, планируя репертуарный план концертного сезона, учитывает вкусы, интересы и пристрастия потенциальных слушателей. Ведущие коллективы - симфонический оркестр (главный дирижёр Юрий Михайленко), камерный хор (главный хормейстер Елена Бутова) и вокально-хореографический ансамбль (руководитель заслуженный работник культуры России Анатолий Пянзин) находятся в постоянном поиске новых форм работы. Надо отдать должное музыковеду Татьяне Диевой, которая является генератором интересных идей и неистощима на выдумки, которые поддерживают директор Лариса Конева и худрук филармонии Сергей Захарченко. Благодаря им мы имеем возможность слушать шедевры мировой сокровищницы в исполнении замечательных музыкантов.

В программе концерта "Две эпохи виртуозов" были представлены произведения гениальных композиторов - В.-А. Моцарта и П.И. Чайковского. В первом отделении прозвучал Концерт ля-мажор для кларнета с оркестром венского классика в исполнении солиста симфонического оркестра Ставропольской филармонии Сергея Мнацаканяна. Это произведение В.-А. Моцарт написал за 10 дней, и посвятил его своему другу - кларнетисту А. Штадлеру, публично исполнившему Концерт в сентябре 1791 года. Через два месяца 35-летний композитор ушёл из жизни. Этот опус можно считать ключом к внутреннему миру В.-А. Моцарта в конце его жизни. Концерт стал одним из самых любимых и популярных в репертуаре многих кларнетистов, в том числе и Сергея Мнацаканяна.

Сергей стал первым музыкантом в семье каменщика Рафика и медсестры Лесьмони Мнацаканян. На семейном совете было решено для общего развития дать сыну музыкальное образование. Мама привела маленького Серёжу в Бакинскую музыкальную школу, и там он впервые услышал звучание кларнета. Ему очень повезло с педагогами. Первым был В.Б. Алахвердян, ставший примером для старательного ученика. В 1988 году семья в связи с печальными событиями была вынуждена переехать из Баку в Ставрополь. Сергей пришёл учиться в детскую музыкальную школу №2, где я впервые услышала игру мальчика. Потом было обучение в Ставропольском музыкальном училище в классе преподавателя А. Аристова. Будучи студентом, Сергей работал в муниципальном духовом оркестре, создателем которого стал заслуженный работник культуры России Д.А. Осиновский. Он находился под крылом уникального кларнетиста И.П. Антонова - концертмейстера духового оркестра, у которого многому научился. Мне выпала честь стоять у истоков создания этого коллектива в качестве ведущей концертных программ, за что я безмерно благодарна Д.А. Осиновскому.

Сергей на моих глазах превратился из начинающего творческий путь ученика в зрелого интересного музыканта. Образование было продолжено в Астраханской консерватории. Сейчас С. Мнацаканян - первый кларнет в симфоническом оркестре Ставропольской филармонии. В концерте «Две эпохи виртуозов» Сергей выступил в качестве солиста, исполнив виртуозное произведение В.-А. Моцарта. Хочется отметить чистую интонацию, выразительную фразировку, красивый тёплый звук и тонкую нюансировку в 1-й части Концерта. Проникновение в замысел композитора и широкое дыхание в красивой мелодии с налётом грусти во 2-й части. В 3-й части - искусное владение инструментом в звёздной россыпи виртуозных пассажей. Присутствующие на концерте ветераны военной службы, дирижёры военных духовых оркестров, выпускники факультета военных дирижёров Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского - майор В.Ф. Хобезашвили и заслуженный деятель искусств Грузии полковник В.В. Маркелия дали высокую оценку исполнительскому искусству Сергея Мнацаканяна. После выступления смущённый Сергей принимал цветы от восторженный  публики. Присутствующие в зале мама, супруга Яна и сыновья Александр, Артур и Владимир переживали за Сергея и гордились его успехом.

Во втором отделении звучала гениальная музыка Концерта для скрипки с оркестром П.И. Чайковского в исполнении Сергея Поспелова, с творчеством которого мы уже были знакомы. В прошлый приезд он исполнял «Испанскую симфонию» Э. Лало. Имя этого скрипача широко известно во всём музыкальном мире. В свои 29 лет Сергей достиг огромных результатов. На сцену впервые он вышел в пять лет. В 11 лет Концертом Ф. Мендельсона дебютировал с симфоническим оркестром. Воспитанник народного артиста СССР профессора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Э. Грача, назвавшего своего ученика «скрипачом от Бога», стал обладателем 1-й премии пяти престижных международных конкурсов. География его гастрольных поездок необъятна - играет с лучшими симфоническими оркестрами на самых знаменитых сценах мира, ведёт активную исполнительскую деятельность во многих городах России. Помня радушие ставропольской публики, тёплый приём директора Л. Коневой и соученика по консерватории дирижёра Ю. Михайленко, Сергей в своём плотном гастрольном графике нашёл два дня, чтобы вновь побывать в нашем гостеприимном городе. В апреле 2019 года в столице Бельгии Брюсселе состоится один из самых престижных и сложных для скрипачей международных конкурсов  - королевы Елизаветы. Заявки с видеозаписью на участие в этом конкурсе подали 172 скрипача из многих стран мира. Комиссия допустила 71 музыканта, в числе которых и Сергей Поспелов. Будем держать кулачки за его успешное выступление на скрипке работы итальянского мастера XVIII века Андреа Гальяно во всех трех турах конкурса. На третий тур допускаются только 12 участников. Желаем Сергею победы и вдохновенной игры на конкурсе, такой же, какую мы услышали в зале филармонии.

В музыке Концерта П.И. Чайковского сочетается виртуозность с грациозной полётностью мелодики, отразившей душевную гармонию создателя. Опус был создан композитором в 1878 году в Швейцарии за один месяц. Вдохновила П.И. Чайковского на создание шедевра «Испанская симфония» Э. Лало. Сергей Поспелов исполнял ее в Ставрополе в свой прошлый приезд.

Концерт для скрипки с оркестром П.И. Чайковского скрипачи всего мира включают в свой репертуар. Музыка любима и на слуху, поэтому очень трудно избежать соблазна невольно повторить чью-то интерпретацию. В игре С. Поспелова 1-я часть Концерта была пронизана благородной лирикой и величавой красотой мелодий. Канцонетта (2-я часть) - наполнена философским содержанием, элегической мечтательностью и стала «песней без слов». В финале композитор изобразил народный праздник, где главная тема напоминает русский народный танец трепак. Здесь скрипач блистал виртуозной техникой и безупречным владением штрихами, наполненными выразительностью и осмыслением замысла композитора. Это была игра с полнейшей отдачей, ведь недаром девиз Сергея: «Нельзя экономить себя!». Своим искусством Сергей Поспелов продолжает лучшие традиции выдающихся музыкантов ХХ века, сохраняя при этом индивидуальность.

Зал завороженно слушал игру скрипача, а потом взорвался долгими аплодисментами и возгласами «браво!». Конечно, огромное музыкальное полотно, исполненное с яркой эмоциональной отдачей, забирает много сил, но Сергей подарил благодарной публике на бис Каприс №9 Н. Паганини.

Игру музыкантов сопровождал симфонический оркестр Ставропольской государственной филармонии под руководством главного дирижёра Юрия Михайленко, которого всегда в аккомпанементе отличает доскональное знание партитуры исполняемого произведения, тонкое понимание интерпретации солиста и следование за ним как нитка за иголкой. В приватной беседе после концерта Сергей Поспелов отметил профессиональный рост оркестра, крепкую струнную группу, отсутствие «провинциального налёта» в игре, заслугу главного дирижёра в планомерной работе с коллективом, что даёт очень хороший результат. Было очень приятно слышать эти слова, которые дорогого стоят, из уст замечательного музыканта. А нам, слушателям, хочется поблагодарить музыковеда Татьяну Диеву, Сергея Мнацаканяна, Сергея Поспелова, симфонический оркестр и Юрия Михайленко за прекрасный вечер в зале Ставропольской филармонии и выразить надежду на новые интересные встречи.

Фото автора.

Ставропольская краевая филармония, дирижер Юрий Михайленко, Концерта для скрипки с оркестром П.И. Чайковского, скрипач Сергей Поспелов

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»