«Вы имеете право...»

Лариса Денежная

На прошлой неделе на вопросы читателей по «прямой линии», отвечала начальник отдела защиты прав застрахованных Территориального фонда ОМС Ставропольского края Елена Григорьевна Круглова

Тема общения «Можно ли лечиться по полису?» оказалась настолько востребованной, что общение вышло за пределы отведенного времени. Одни читатели жаловались на проблемы с записью к врачам и получением бесплатной медицинской помощи, другие просили содействия. Елена Григорьевна дала соответствующие разъяснения по всем интересующим читателей вопросам. Во время «прямой линии» по некоторым обращениям связывалась с медицинскими учреждениями по организации лечения, за что мы особенно ей благодарны.

По этическим соображениям и в соответствии с действующим законодательством мы не называем фамилии и имена звонивших. В отчет вошли наиболее типичные вопросы.

У меня муж — онкобольной. Не могу записать его на прием к врачу. Мужу нужно было прийти на очередной прием в конце сентября. Позвонили в июле, чтобы записаться. В регистратуре ответили: мы только августовских еще обслуживаем. Сказали, что врач болеет, запишут только на начало октября. Кое-как я его записала. А через три месяца — очередная контрольная явка, то есть на конец декабря. Вчера позвонила в регистратуру, а мне говорят: мол, сейчас нужно записываться по SMS. Отправлять эти сообщения не могу, попросила невестку. Ей ответили: ждите подтверждения. Сегодня позвонила в регистратуру. Мне сказали: ответ направят только через две недели. А если не подтвердится и его не запишут, что делать? У онкобольных и так меч над головой висит. Объясните: наверное, для таких больных, да еще пожилых, не должно быть подобной формы записи.

- В последнее время в краевом онкодиспансере администрацией сделано многое, чтобы запись на прием к врачам была доступнее. Открыли две регистратуры, поликлиника работает в две смены. Здесь ввели несколько каналов записи, кроме SMS, это можно сделать по электронной почте или обычным письмом. Уведомление о записи на прием обязательно вам придет.

Ваше обращение будет передано в администрацию. Вы правы, для пожилых людей должен быть более доступный способ записи.

- По полису невозможно лечиться. Как пожаловаться? Еще в сентябре 2014 года муж сломал шейку бедра. Его госпитализировали в 4-й больницу. Врачи предложили поставить титановую пластину. Сказали: мол, через два месяца пойдет. Мы заплатили за операцию 39 тысяч рублей с копейками. Но он до сих пор не встает.

По телефону невозможно оценить вашу ситуацию. Если у вас жалобы на качество лечения, нужно обратиться с письменным заявлением в свою страховую медицинскую компанию. Ее специалисты обязаны защищать права застрахованных. Фонд возьмет на контроль рассмотрение вашей жалобы.

- Я стою на учете в онкологическом диспансере. Онколог порекомендовал мне пройти три УЗИ. Обслуживаюсь в филиале второй поликлиники. Я сделала УЗИ лимфоузлов, это не очень дешево - оплатила 960 рублей. А нужно еще сделать исследование органов малого таза. В поликлинике сказали, что бесплатных талонов до конца года не будет. Могу ли я пройти по полису обследование?

- Если исследования назначены врачом-онкологом, вам должны провести обследование бесплатно, в порядке очереди. Если в вашей поликлинике это невозможно, вам должны организовать обследование в другой медицинской организации. Советую сначала обратиться к заведующей филиалом поликлиники. Если администрация не сможет вам помочь, тогда обратитесь в страховую компанию, которая выдала вам полис. Не получится решить проблему - звоните на телефон «горячей линии» фонда ОМС по телефону - 94 -11- 35. Такая последовательность действий.

- При переезде на другое место жительства я потеряла полис «Ингосстраха». В регистратуре мне отказали в записи к врачу по этой причине. Что мне делать?

- Проблема решается просто. Нужно написать заявление в страховую компанию с просьбой оформить дубликат полиса ОМС взамен утерянного. В день обращения вы получите временное свидетельство, с которым вас примут в поликлинике. Когда полис поступит из Москвы, страховая компания вас известит по SMS.

- Я — неходячая, у меня артроз коленных суставов. Мне 79 лет. Лечение мне не помогает. Вызываю врача на дом, приходят все время разные, так как нет участкового. За два месяца меня посетили восемь разных терапевтов, а толку нет. Могу я вызвать на дом ревматолога? В поликлинике мне сказали, что «узкие» специалисты не ходят по адресам. Так ли это, и что мне делать?

- Консультация «узкого» специалиста на дому организуется по заявке участкового врача в исключительных случаях. В вашей ситуации, когда болезнь запущена, консультация ревматолога на дому скорее всего бесполезна. Возможно, необходима госпитализация для организации обследования, консультаций травматолога-ортопеда и хирурга. А вообще, участковый врач должен решить, как наиболее эффективно оказать вам медицинскую помощь.

- Почему не все заболевания лечатся по полису? У меня проблема с ухом. Обратилась к лору. Врач дал направление к сурдологу в первую поликлинику. Отсюда направили к неврологу. В конце концов назначили вибромассаж барабанной перепонки, анемизацию и продувание слуховых труб. Эти процедуры платные. Врач сказал, что мое заболевание не лечится бесплатно и процедуры не входят в перечень бесплатных видов медицинской помощи.

- Лечение заболеваний слуха оказывается по полису. Тем более что у вас есть консультация сурдолога. Те платные процедуры, которые Вам назначили, можно заменить бесплатными, такими, например, как УФО, УВЧ, электрофорез и т.д. Конечно, выбор методики лечения - за врачом. Но доктор должен был предложить вам альтернативные процедуры, которые можно получать на бесплатной основе. Возможно, вам показано и лечение в условиях круглосуточного или дневного стационара, где медицинская помощь по направлению врача оказывается по полису.

- Моя дочь сейчас беременная. Чтобы получить ей бесплатный талон к врачу или на исследования - родить можно. Дочь работает в детском саду, получает зарплату в 8 тысяч рублей. А в поликлинике все на платной основе. Недавно дочь была у врача, гинеколог сказала, что не может определить, беременна она или нет. Дочери пришлось делать УЗИ за деньги.

- Беременность - это не болезнь, а особое состояние организма женщины. Экстренности здесь нет, а плановая помощь подразумевает определенные сроки ожидания. УЗИ назначается по медицинским показаниям и по алгоритму наблюдения беременных в женской консультации. Для определения беременности на таком малом сроке, как у вашей дочери, есть экспресс-диагностика с помощью теста. Если прохождение УЗИ - желание вашей дочери, то в таком случае исследование проводится на платной основе. Проведение такого исследования в качестве альтернативы также может предложить врач.

- Меня направили в геронтологическое отделение третьей горбольницы. Перед госпитализацией прошла все анализы. А в больнице сказали: без рентгена не примем. За рентген взяли 800 рублей. Почему? Ведь у меня были и направление, и полис. Потом нашли в легких какую-то патологию — взяли еще 400 рублей. Из больницы направили в онкологию. Врач диспансера направил на бронхоскопию. За нее нужно было заплатить 4 тысячи рублей и столько же за МРТ. Я отказалась — таких денег нет. За то, чтобы попасть на прием к терапевту онкодиспансера, дочь заплатила 300 рублей. Законно ли это?

- Флюорографию или рентген легких обязательно нужно выполнить в поликлинике по месту жительства перед плановой госпитализацией, поэтому больница могла предложить это исследование платно на законных основаниях. Остальные исследования должны быть для вас бесплатными, в том числе прием онколога, так как было направление из стационара. По заключению онколога поликлиника по месту жительства должна дать направление на бронхоскопию и МРТ в порядке очередности.

- Нельзя ли из поликлиник убрать все платные услуги, чтобы их оказывали в отдельном учреждении? Тогда не будет такой чехарды, не понятно, что бесплатно, а за что нужно платить. Очередь на УЗИ-почек — три месяца в 6-й поликлинике, а то и больше. Сколько должны ждать обследования?

- Иван Семенович, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дает человеку право на получение как бесплатной медицинской помощи в рамках госгарантий, так и платных медицинских услуг. У каждого пациента есть право выбора врача и медицинской организации, на получение медицинской услуги анонимно, вне очереди, без медицинских показаний (по желанию), без полиса ОМС (иностранные граждане, военные и т.д.) - это предоставляется на платной основе. И нельзя человека лишать такого права. Что касается сроков ожидания медицинской помощи. Для проведениядиагностических инструментальных (рентгена, маммографии, функциональной диагностики, УЗИ) и лабораторных исследований этот срок составляет не более 14 календарных дней со дня назначения. Но 6-я поликлиника, как мы знаем, перегружена. Отсюда и проблемы с увеличением сроков ожидания исследований. Но это не вина врачей.

- В талоне на биохимию крови содержится 19 показателей, а в поликлинике делают не больше пяти. На остальные нужно ждать талона неделю-две. Или предлагают платные услуги. Была у кардиолога. Назначили анализы. Терапевт выписала направление на исследование крови. По пяти показателям - бесплатный талон, а на глюкозу, как сказали, можно пройти только платный анализ. Почему?

- Практически все обследования, консультации и лечебные процедуры, которые назначаются в поликлинике или стационаре, должны быть бесплатны. Для каждого пациента врач подбирает обследования индивидуально, в зависимости от диагноза. Бланк анализа универсальный, для всех диагнозов. Возможно, необходимости в проведении всех 19 исследований не было.

Если в поликлинике нет возможности провести какой-либо необходимый метод обследования, обязанность врача – выдать пациенту направление в другое медицинское учреждение, где это обследование выполнят бесплатно. Предложение врача пройти диагностику в частной клинике за деньги - нарушение прав пациента на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи. Срок ожидания плановых диагностических мероприятий составляет не более 14 календарных дней.

- Я - участник ВОВ, инвалид 2-й группы. 26 сентября мне сделали операцию — удалили ногу по колено. 13 октября выписали домой под наблюдение терапевта филиала второй поликлиники. Пришел домой хирург, выписал ходунки. Дочь купила, но у них при нагрузке, когда опирался, отвалились ручки. Теперь без ходунков и лекарств. Болит нога, а лекарств нет. В поликлинике сказали, что в списке бесплатных лекарств нет таких препаратов. Как должно быть?

- Участковый врач обязан подобрать вам действенное обезболивающее и выписать его по бесплатному рецепту, так как вы относитесь к льготной категории граждан. Обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан при амбулаторном лечении осуществляется за счет средств бюджета и находится к компетенции министерства здравоохранения края. Бесплатное лечение по полису ОМС пациент получает в период пребывания в стационаре или в дневном стационаре. Обратитесь, пожалуйста, с вашим вопросом в минздрав по телефонам «горячей линии» 8 (800) 200-26-03, (8652)26-78-74 или по телефону (8652)24-26-53.

- У меня — опухоль головного мозга. В минздрав подали мои документы на операцию в Москве по квоте. Прошел месяц, но пока мне ничего не могут сказать: сколько ожидать, в какие клиники подали запрос на проведение нейрохирургической операции. При такой болезни, как моя, главное — не упустить время. Как бы не было поздно. Может, самой в Москву ехать добиваться? Как эта процедура проходит?

- К сожалению, здесь нет четких регламентов, все зависит от конкретного случая. Срок ожидания может составить от нескольких недель до нескольких месяцев. За разъяснениями обратитесь в министерство здравоохранения Ставропольского края, телефон «горячей линии»: 8 (800) 200-26-03, (8652) 26-58-03. Скорее всего, минздрав сейчас ведет консультации по вашим документам и еще не определено, какое медучреждение может вас принять. Добавлю: электронная очередь на получение высокотехнологичной медицинской помощи — открытая, и каждый пациент может посмотреть ее на сайте ведомства при введении персонального кода доступа.

- У меня — полис добровольного страхования «Альфастрахование». Его действие распространяется на обслуживание в 9-й поликлинике. Но полис имеет ограничения на оказание медицинской помощи. В него не все исследования входят. Есть у меня и полис ОМС. Могу ли я по нему обслуживаться в 9-й поликлинике? Выполняет ли она Госзаказ по ОМС? Территориально по прописке я отношусь к другой поликлинике.

- Поликлиника № 9 оказывает услуги только на хозрасчетной основе. Для получения медицинской помощи по полису ОМС обратитесь в поликлинику по месту жительства. Вы имеете право один раз в год выбрать поликлинику, прикрепившись к ней на обслуживание. Для этого необходимо написать соответствующее заявление на имя главного врача. Если вы не проживаете на территории обслуживания выбранной поликлиники, то прикрепление допустимо только при условии возможности полноценного медицинского обслуживания на дому, с учетом согласия врача и количества прикрепленного к поликлинике населения.

В экстренной и неотложной помощи пациенту не могут отказать в любой поликлинике, вне зависимости от того, прикреплен он к ней или нет.

- В регистратуру 5-й поликлиники невозможно дозвониться и записаться к врачу. Говорят «нет талонов» к эндокринологу и другим. Спрашивал: когда будут? Отвечали: не знаем. Как быть?

- Если вы столкнулись с трудностями или препятствиями при получении медицинской помощи, за разъяснениями и помощью нужно обращаться в администрацию поликлиники или к заведующей отделением, в министерство здравоохранения и в страховую медицинскую организацию, выдавшую вам полис ОМС. В каждой страховой компании работает отдел по защите прав застрахованных, куда можно обращаться с вопросами и жалобами.

- В консультативно-диагностической поликлинике хотел попасть к ревматологу. Сказали, что он приходящий, и к нему можно попасть только по платным услугам. А где в городе ревматолог ведет бесплатный прием по полису и как к нему можно попасть?

- Количество и набор необходимых диагностических услуг, консультаций врачей-специалистов определяется лечащим врачом с учетом профиля заболевания пациента и его состояния, а также согласно порядку оказания медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи.

Если есть медицинские показания для консультации, направление к ревматологу должен предоставить ваш лечащий врач в медицинское учреждение, где это обследование проведут бесплатно, по полису ОМС: краевая консультативная поликлиника (ул. Семашко 1) и краевой диагностический центр.

- Мы прописаны в пер. Сочинском, а живем в пер. Невельском. Раньше были прикреплены к 1й поликлинике. А потом мне сказали: обращайтесь в поликлинику по месту проживания. В шестой поликлинике отказались принимать: мол, идите по месту прописки. Что нам делать?

- Отказ 6-й поликлиники — необоснованный. Но прикрепление к медицинскому учреждению в соответствии с действующим порядком проводится на основе письменного заявления. В этом документе укажите адрес вашего фактического проживания. Что касается непосредственно 6-й поликлиники, то это медицинское учреждение сильно перегружено. Видимо, именно с этим связан отказ. Уже скоро ситуация изменится с открытием новой поликлиники в Юго-Западном микрорайоне.

- У меня было сотрясение головного мозга. После выписки из четвертой больницы невролог рекомендовал сделать компьютерную томографию или МРТ. Участковый терапевт сказал, что талонов нет на эти исследования. Что делать?

- В 4-й больнице есть стационарный аппарат, и при наличии медицинских показаний его бы выполнили там. Ваш невролог в поликлинике должен решить, нужно исследование на томографе или МРТ. «Рекомендовано» еще не означает необходимости их проведения. Если у вас появились какие-то новые симптомы проявления болезни, тогда врач должен дать направление на томографию.

- Длительное время не могу попасть к проктологу 6-й поликлиники. Запись по пятницам, очередь в регистратуру нужно занимать в 6 утра. А когда подходишь к окошку, выясняется: талонов уже нет. Прошу: если не могу попасть к врачу поликлинике, дайте направление в краевой диагностический центр. Отвечают: нет. А в диагностическом центре объяснили, что могут принять бесплатно при наличии направления. Могу я попасть к врачу со своим полисом?

- Можете при наличии направления от участкового врача. Если в вашей поликлинике попасть на прием к специалисту невозможно, терапевт должен вам дать направление в другое медучреждение, чтобы не оставлять вас без медицинской помощи. Обратитесь в администрацию поликлиники, подключите отдел защиты прав застрахованных своей страховой компании.

здоровье, больница, прямая линия, Ставрополь, страхование

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление