Закрытие 117-го концертного сезона Ставропольской филармонии прошло с аншлагом

Татьяна Даниелян

Стало доброй традицией проводить закрытие концертного сезона Ставропольской государственной филармонии в два вечера. Первыми «отчитались» коллективы и солисты филармонии, представившие на суд публики лучшие номера из своих программ.

 Камерный хор, главный хормейстер Елена Бутова.
Татьяна Даниелян Камерный хор, главный хормейстер Елена Бутова.

В изысканно украшенном фойе гостей встретили звуки рояля. Поклонники лауреата международного конкурса пианистки Ольги Козыревой слушали в её вдохновенном исполнении произведения Моцарта, Бетховена, Сен-Санса и, конечно, музыку Чайковского, столь актуальную в дни проходившего в те дни в Москве и Санкт-Петербурге Международного конкурса имени русского гения. Прозвучал третий звонок, и зрители устремились в зал...

В кругосветное музыкальное путешествие на белоснежном паруснике нас пригласили художественный руководитель филармонии Сергей Захарченко и музыковед Татьяна Диева. Под удары корабельной рынды на сцену вышел камерный хор, и мощное звучание русского канта эпохи Петра I «Дело было под Полтавой» в исполнении мужской группы хора наполнило души трепетной гордостью за нашу Отчизну. Путешествие началось из славного Санкт-Петербурга. Коллектив продемонстрировал идеальный интонационный строй a capella и отклик на выразительную пластику рук главного хормейстера Елены Бутовой в русской народной песне «Ах ты, степь широкая». А потом был наполненный задором и чувством юмора «Русский пляс», посвященная царице цветов песня норвежского композитора О.Гжейло «Роза». Вместе с хором мы побывали на музыкальном карнавале в Германии под звуки весёлой песни Х. Леммермана «Я загрузил свой автомобиль» и прокатились в Неаполе на фуникулёре в композиции Л. Денца.

А когда на море случился штиль и корабль замедлил ход, то публику развлекали талантливые музыканты-виртуозы, лауреаты международных конкурсов – баянист Николай Недоступов и балалаечник Дмитрий Сундырев. Их матросский танец «Яблочко» зажигал так, что ноги так и хотели пойти в пляс.

 Евгений Ставинский, Татьяна Диева, Лариса Конева,  Елена Терентьева, Андрей Дунаев.
Татьяна Даниелян Евгений Ставинский, Татьяна Диева, Лариса Конева, Ольга Терентьева, Андрей Дунаев.

Но вот ветер наполнил паруса, и морское путешествие продолжилось. В Кении, славящейся отличным кофе и скачками на верблюдах, мы побывали на церковной службе и послушали «Глорию» из «Кенийской мессы» П. Баслера, в которой солировал Евгений Боридько под чёткий ритм бонго (этнический барабан) Дмитрия Крассы. Камерный хор своё выступление закончил джазовой композицией Э. Хокинса «Oh happy day» из кинофильма «Действуй, сестра», сольную партию в которой спел ученик детской музыкальной школы №1 Павел Грачёв в ярком сопровождении концертмейстера Любови Снадной, бас-гитариста Дмитрия Рябошапко и ударника Дмитрия Крассы.

В США мы побывали на представлении рок-оперы Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда», где услышали арию царя Ирода. Этот сложный образ отрицательного героя талантливо создал Ильяс Батчаев. В очередной раз порадовали ансамблевым пением и вокальным мастерством лауреаты международных конкурсов Марина Сивцова и Юрий Беляев в композиции Ж. Гарваренца «Вечная любовь» и дуэте Кристины и Призрака из мюзикла Л. Уэббера «Призрак оперы». Закрывая первое отделение концерта, обладатель мягкого красивого баритона Сергей Захарченко поведал балладу Ж. Рево и К. Франсуа «Мой путь». Слушая эту красивую мелодию, каждый в зале мог вспомнить свою жизнь, с ошибками, сомнениями, надеждами и мечтами...

 Хореографическая группа ансамбля «Слобода».
Татьяна Даниелян Хореографическая группа ансамбля «Слобода».

Во втором отделении первого вечера морское путешествие продолжилось. На сцене царил лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей вокально-хореографический ансамбль «Слобода», возглавляемый заслуженным работником культуры России Анатолием Пянзиным.

Татьяна Диева рассказала о славных обычаях стран, где причаливал парусник. В канадской провинции Квебек зрители побывали на фестивале тюльпанов и любовались удивительно красивым танцем. В Африке вместе с вокальным ансамблем задорно пели «В кейптаунском порту». Потом была песня «Джамбалайя» и темпераментный мексиканский танец. Все страны хороши и интересны, но... Россия – лучше всех! С каким удовольствием публика слушала народные наигрыши «Степные сувениры» на калмыцких домбрах в аранжировке руководителя инструментальной группы заслуженного артиста России Виктора Карпенко. Не жалея ладоней зал аплодировал танцорам, изобразившим полёт гордого степного орла в композиции «Чичирдык». Все танцы поставлены почётным деятелем искусств Ставропольского края балетмейстером Людмилой Паниной. Она обладает неистощимой фантазией и удивительной работоспособностью.

А как слаженно звучали знакомые с детства народные мотивы: «Я на печке молотила», «Как за Доном за рекой», «Пряники русские» и, конечно, любимая «Калинка» в исполнении вокальной группы ансамбля под руководством лауреата всероссийского конкурса Натальи Калашник. Низкий поклон каждому артисту в отдельности и руководителям групп, умеющим придумывать номера, отрепетировать их и вдохновить коллектив на удачное выступление.

Переполненный зал долго приветствовал артистов аплодисментами и возгласами «браво!». Концерт удался на славу, но впереди был ещё второй вечер закрытия сезона, посвящённый классической оперной музыке...

Вокальная группа ансамбля «Слобода».
Татьяна ДаниелянВокальная группа ансамбля «Слобода».

В этом году директор филармонии Лариса Конева пригласила для участия в концерте проекта «Золотая маска» с визитом», идея которого принадлежит Татьяне Диевой, вокалистов, покоривших лучшие оперные сцены мира. Лауреат международных конкурсов, солистка театра «Новая опера» Ольга Терентьева концертировала в Финляндии, Австрии, Германии, Швеции и уже не в первый раз приехала в Ставрополь. Наш земляк – выпускник Ставропольского музыкального училища, лауреат многих престижных конкурсов, в том числе и конкурса имени П.И. Чайковского, удостоенный звания «Золотой тенор России», солист Большого театра, гастролирующий в лучших оперных театрах с выдающимися дирижёрами, Андрей Дунаев всегда с радостью откликается на приглашение участвовать в концертах филармонии. Впервые наши меломаны услышали лауреата международных конкурсов, солиста театра «Новая опера», обладателя Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Опера. Мужская роль» за исполнение партии Мефистофеля в спектакле «Фауст» Ш. Гуно Евгения Ставинского. Три оперные звезды прилетели в Ставрополь и своим искусством превратили в праздник закрытие 117-го концертного сезона филармонии.

В первом отделении были исполнены фрагменты оперы Ш. Гуно «Фауст». История Доктора Фауста из трагедии Ф. Гёте привлекала многих композиторов. Но, пожалуй, только музыкальная мистическая драма французского композитора Ш. Гуно прочно утвердилась на мировых оперных сценах. Загадочный образ Фауста стал символом романтической души.

В сжатом виде перед зрителями прошла вся опера. Одиночество сводит с ума старого учёного, и он в отчаянии призывает Дьявола, который появляется в образе Мефистофеля и предлагает исполнить любое желание Доктора, получив взамен его душу. Образ прелестной Маргариты пленил Фауста и он согласен отдать Дьяволу душу, чтобы вновь стать молодым. Ольга Терентьева создала удивительно нежный и чистый образ Маргариты, с очаровательной непосредственностью и доверчивостью поверившей впервые пробудившейся любви. Просто и наивно она поёт балладу о том, как «В Фуле жил да был король...». Наивная радость охватывает героиню, когда она находит жемчуг – искусительный подарок Мефистофеля. И совсем другой предстаёт она в храме. Понимая, что обманута, отчаянно молится в надежде найти утешение. Певица прекрасно владеет сильным и объёмным голосом, широким дыханием, тонкой нюансировкой и сфокусированным звуком. И конечно, всех покоряет очаровательная улыбка Ольги. Андрею Дунаеву было легко войти в образ влюблённого Фауста, и в дуэте с Маргаритой его голос звучал восторженно и пылко.

Солисты филармонии Марина Сивцова, Сергей Захарченко, Ильяс Батчаев, Юрий Беляев.
Татьяна ДаниелянСолисты филармонии Марина Сивцова, Сергей Захарченко, Ильяс Батчаев, Юрий Беляев.

Евгений Ставинский был великолепным Мефистофелем. Статный и красивый в жизни, молодой человек на сцене превращался в Дьявола, упивающегося властью над человеческими душами. С жёстким сарказмом он издевается над Маргаритой в серенаде, поучая её, как должна себя вести благочестивая девушка. В знаменитых куплетах Мефистофеля «Люди гибнут за металл!» артист так же виртуозно демонстрирует уникальные вокальные данные (редкий по красоте тембра бас) и артистизм.

Первое отделение концерта было сложным и для артистов, и для публики по эмоциональному накалу и переживаниям. Следует отметить, что вокалисты пели на французском языке, но зрителям помогала ориентироваться в действиях музыковед Татьяна Диева и прекрасная сценическая игра артистов.

Во втором отделении концерта слушатели восторженно принимали Андрея Дунаева, исполнившего очень сложные и любимые тенорами арии Вертера из одноимённой оперы Ж. Массне и Федерико из оперы Ф. Чилеа «Арлезианка». Его лирический тенор с чистым, звонким тембром покорил зал. Совсем другим предстал Евгений Ставинский в роли глубоко страдающего рахманиновского Алеко, узнавшего, что «Земфира не верна, Земфира охладела...», и Демона, «которого не любят». На фоне трагических событий в операх, звучащих в этот вечер, бальзамом на душу стали «Карамболина» И. Кальмана из оперетты «Фиалка Монмартра», которую блестяще спела и станцевала О. Терентьева, и дуэт Тони и Марии из «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна в исполнении Ольги Терентьевой и Андрея Дунаева. Восклицательным знаком в финале концерта стала пьеса Л. Бернстайна «Мамбо» в исполнении симфонического оркестра, в адрес которого хочется сказать много хороших слов. Мягкий, деликатный аккомпанемент оркестра украшал вокальные достоинства артистов. Хорошее знание партитуры и чуткое отношение главного дирижёра Юрия Михайленко к пожеланиям солистов дорогого стоят.

Коллектив с каждой программой набирает профессионализм. Хороший ансамбль, чистое интонирование, тонкая нюансировка, штриховая грамотность и чуткий отклик на руку дирижёра отличают оркестр. Приятно, что приезжие солисты отмечают это и увозят хорошее впечатление о совместном музицировании, высказывая желание приехать ещё.

Когда-то в приватной беседе директор филармонии Лариса Конева сказала, что она не мыслит и дня без родного коллектива. После двух аншлаговых концертов, ставших грандиозным событием в культурной жизни нашего города, эти слова можно адресовать каждому работнику филармонии – участнику этого замечательного праздника. Браво, дорогие коллеги! Впереди отпуск и время подумать о 118-м концертном сезоне.

 Читайте также: Ставропольский театр кукол завершил творческий сезон премьерой сказки «Маленький Мук»

 

закрытие сезона, филармония, Ставрополь

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление