Медаль и грамоты из Казани

.

Воссоздание всероссийской святыни – собора Казанской иконы Божией Матери

Знакомый по туристическим маршрутам Сергей Анатольевич Съедин показал мне фото, от которого я пришла в полный восторг: Грамоту за подписью председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерея Леонида Калинина. Сергей Съедин получил ее за высокие достижения в воссоздании всероссийской святыни – собора Казанской иконы Божией Матери на месте ее обретения в Казани. Руководитель бригады В. В. Пахомов получил медаль за восстановление поруганного и разрушенного собора.

По Указу президента Татарстана храм высотой 44,3 метра был восстановлен и освящен 21 июля 2021 года.

Сергей Съедин рассказал, что он семь лет работает в мастерской В. В. Пахомова, которая занимается восстановлением и росписью храмов, золочением, изготовлением иконостасов и церковной утвари. «Я готовил стены для росписи - зачищал штукатурку, клеил бязь. Все это - по старым канонам на общей площади свыше 1000 квадратных метров. Все это время протоиерей отец Леонид (он сам художник) давал компетентные рекомендации. Затем приступили к работе художники, а руководил бригадой Вячеслав Пахомов.

- У нас за плечами порядка 20 храмов, которые мы расписывали. Работали в разных стилях – каноническом, византийском, фряжском. В основном по югу России, в Дагестане, Чечне, Ростовской области. Расписывали кафедральные соборы Ставрополя, Пятигорска, Тихорецка и другие храмы. Но для работы над росписью собора Казанской иконы Божией Матери пригласили и других художников – сроки сжатые, а работа ответственная.

Начинали с проекта: создавали наброски, которые утверждались комиссией, потом переводили всё на бумагу. Сначала это были небольшие работы, потом - масштабные, на которых дорабатывались все нюансы, – расстановка фигур, ткани, одежды, цвета. После того как комиссия утверждала готовый материал, начинались работы на стене, – рассказал Вячеслав Пахомов. - Никаких современных красок! Краски в соответствии с технологиями 300 - 400-летней давности. Масляные краски за это время практически не изменились: на минералах, на оксидах металлов - словом, все материалы, которые художники использовали в то время. Эти краски прошли испытание временем, поэтому менять их смысла нет.

Мастера, расписывающие храм, учились в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Все – авторы высокого уровня, но из 60 художников-академистов отобрали десять человек. Еще десять – те, кто пишет иконы. Это большая ответственность, ведь, по словам художников, на 90 процентов живопись собора Казанской иконы Божией Матери авторская. Сюжеты отбирала комиссия на сохранившейся базе из храма: «Несение ковчега Завета в Иерусалим», «Царство Славы» - это 86 квадратных метров, «Тайная вечеря», «Преображение Христово». Такого масштаба авторских работ в старой классической манере не было, отметил Пахомов.

- Все мастера, работающие над росписью собора, верующие православные. Перед началом работы обязательно совершался молебен, было благословение Владыки, настоятеля, а потом шла и работа - с молитвой. Представители ЮНЕСКО не раз приезжали на объект, им все нравилось.

Мы гордимся нашими земляками - талантливыми художниками высочайшего уровня, награжденными за высокие достижения в воссоздании всероссийской святыни.

Татьяна Рыкунова.

мастерская В. В. Пахомова, собор Казанской иконы Божией Матери, Казань

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Я вам пишу»



Последние новости

Все новости