В едином с Родиной строю

Владислав Секачев

Человеческой памяти, вообще-то, свойственно откладывать в самые дальние уголки воспоминания о чём-то тяжёлом и неприятном. Такие события как бы скрываются в глубине, чтобы наше сознание лишний раз не получало от них болезненные «уколы».

Проводы на фронт. 1941 год
Проводы на фронт. 1941 год

Человеческой памяти, вообще-то, свойственно откладывать в самые дальние уголки воспоминания о чём-то тяжёлом и неприятном. Такие события как бы скрываются в глубине, чтобы наше сознание лишний раз не получало от них болезненные «уколы». Но это касается каждого человека конкретно. Если же говорить о народной памяти в целом, то для России и стран, входивших в состав СССР, существует трагическое событие, о котором люди будут помнить всегда. Это 22 июня 1941 года – день начала Великой Отечественной.

 

Тяжёлый и страшный удар

К войне наша страна готовилась долго и тщательно. И всё-таки для подавляющего большинства населения и, увы, для руководства нашего государства и Вооружённых сил она стала неожиданным ударом небывалой силы. Советский Союз столкнулся с гитлеровской Германий и её союзниками, в числе которых было большинство европейских стран. Это тогдашние непосредственные нацистские сателлиты и оккупированные немцами территории континента, предоставившие Германии принудительно, а иногда и вполне добровольно экономические и людские ресурсы. Безусловно, это была самая мощная военная машина того времени, и в первые месяцы войны нашей Родине пришлось нелегко. То время для нас было окрашено в чёрный цвет гигантских человеческих и территориальных потерь, чередой тяжёлых военных поражений. Первой большой победой советского оружия стала битва за Москву, которая случилась уже в конце 1941 года, и, как формулируют многие историки, явилась началом коренного перелома в Великой Отечественной войне в нашу пользу. Но только началом. Ведь весь следующий год Красная Армия отступала, и тогда в зону нацистской оккупации попал и Ставропольский край.

Справедливости ради надо подчеркнуть, что в начале войны наш регион носил труднопроизносимое название – Орджоникидзевский край. Он был переименован ещё в начале весны 1937 года в честь увековечивания памяти недавно ушедшего из жизни революционера и одного из руководителей страны Григория Орджоникидзе, более известного по партийному псевдониму Серго. Ещё раньше, в мае 1935 года, Ставрополь-Кавказский, который назывался так благодаря существованию на Волге его полного тёзки, ныне – Тольятти, сменил название на Ворошиловск в честь вполне живого и здорового красного маршала. В ранние советские времена города и регионы нередко называли в честь ныне действующих руководителей государства.

 

На передовой и в тылу

В день начала войны неуклюже и, к счастью, ненадолго переименованное Ставрополье было глубоким тылом, который от фронта отделяли тысячи километров. Но наши жители стопроцентно разделили со всей страной тяготы тяжелейшего военного времени.

Более 320 тысяч жителей региона за годы Великой Отечественной войны были мобилизованы в ряды армии и флота. На территории края были сформированы десятки воинских дивизий. В их числе 5-я Ставропольская, позже переименованная в 1-ю гвардейскую, кавалерийская дивизия имени красного командира времён Гражданской войны Михаила Блинова, завершившая свой боевой путь в Праге. Как не вспомнить 53-ю, позже 4-ю гвардейскую дивизию, вошедшую в состав прославленного кавалерийского корпуса Льва Доватора, участвовавшую в боях под Смоленском и Москвой и закончившую войну в Германии. Была и 343-я, затем ставшая 97-й гвардейской, стрелковая дивизия, героически себя проявившая в сражениях под Ростовом-на-Дону, Сталинградом и в битве на Курской дуге. На Ставрополье также сформированы 56-я и 70-я кавалерийские дивизии, 320-я стрелковая дивизия, 68-я и 76-я морские стрелковые бригады, 511-й и 6-й добровольческие полки, 29-я отдельная миномётная бригада и многие другие части, внёсшие свой большой вклад в Великую Победу. Десятки тысяч жителей нашего региона сражались в рядах 37-й, 9-й, 44-й армий, в 4-м и 5-м гвардейских корпусах, которые вели боевые действия на Северном Кавказе, принимали участие в решающих битвах на территории Советского Союза и при освобождении европейских стран.

В начале войны на Ставрополье, как и положено глубокому тылу, началась массовая подготовка боевых резервов для Красной Армии, а также повсеместно проводилось военное обучение жителей края. Всё это было организовано в кратчайшие сроки уже к концу июня 1941 года. В краевом центре, а также в Георгиевске и Пятигорске готовили инструкторов военного всеобуча, а всего на территории региона работали два аэроклуба и семь специальных школ для парашютистов. На военно-учебных пунктах предшественника ДОСААФ – Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР, сокращённо Осоавиахим, обучали остро необходимым на фронте специальностям. В первую очередь готовили стрелков, радистов, телеграфистов и телефонистов, водителей автомашин. В это же время во всех городах и районных центрах края началось формирование истребительных батальонов, необходимых для борьбы с парашютными десантами гитлеровцев, охраны военных объектов и поимки дезертиров. В 32 тогдашних сельских районах Ставрополья появились кавалерийские сотни и полусотни, ставшие самостоятельными истребительными группами.

 

Всё для фронта, всё для победы!

Для фронта напряжённо работали десятки выпускавших военную продукцию промышленных предприятий края. Это заводы «Красный металлист» и кожевенный, швейная фабрика в Ставрополе, арматурный и шиноремонтный заводы в Георгиевске, мотороремонтный завод в Пятигорске, невинномысская шерстомойная фабрика, сапоговаляльная фабрика в Кисловодске, пятигор-ский и ессентукский промышленные комбинаты и многие другие. Для нужд сражающейся Красной Армии на территории региона изготавливали боеприпасы, снаряжение, лыжи, одежду и обувь. В частности, ставропольский завод «Красный металлист» производил для фронта 82-миллиметровые миномёты и автоматы ППШ, а пятигорский мотороремонтный завод изготавливал авиабомбы, гранаты и запалы к ним. Кроме того, более 115 тысяч жителей Ставрополья участвовали в строительстве оборонительных укреплений на территории края.

На протяжении всей Великой Отечественной войны, конечно, кроме периода оккупации, в Ставропольском крае работала широкая сеть военных госпиталей. Главным образом они были развёрнуты в городах-курортах Кавказских Минеральных Вод – Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках и Железноводске. Уже через месяц с небольшим после начала войны здесь было создано около пяти десятков госпиталей, рассчитанных на 32 тысячи коек.

Фронт неумолимо приближался к нашему краю. В тяжелейших условиях постоянных налётов вражеской авиации с осени 1941 года работали железнодорожники Ставрополья. Только за неполный летний период второго военного года по железнодорожной сети нашего региона было перевезено более 50 тысяч раненых. А вот строительство новой линии Кизляр – Астрахань стало, без преувеличения, самым настоящим подвигом нашего населения. По этой стратегической магистрали, протяжённостью 348 километров, непрерывным потоком следовали важные грузы. А после занятия гитлеровцами Ростова-на-Дону и Сальска этот путь стал единственным выходом с Кавказа на остальную железнодорожную сеть страны. Только в Сталинград с августа по октябрь 1942 года, то есть перед самым началом ключевого этапа битвы за город на Волге, по этой линии было отправлено 16 тысяч цистерн с горючим.

Конечно, наш край традиционно оставался продовольственной житницей государства. Всего за годы войны в закрома Родины было сдано 1,9 миллиона тонн хлеба. Это кроме того, что 509 тысяч тонн зерна, выращенного нашими тружениками полей, было вывезено нацистами в период оккупации. Также в военное время на Ставрополье было произведено порядка 120 тысяч тонн мяса, 130 тысяч тонн молока и 250 миллионов штук яиц.

В первый военный год в ряды Красной Армии было мобилизовано подавляющее большинство мужчин призывного возраста. Однако во всех отраслях жизнедеятельности оставшиеся и пришедшие им на смену работники брали на себя повышенные плановые обязательства. В различных отраслях производства развернулись соревнования за присвоение почётного звания «фронтовой бригады», которых уже в 1941 году в крае насчитывалось 220. Особенно высокой была производительность в сельском хозяйстве. По этим показателям Ставрополье вошло в число одного из лучших регионов в Советском Союзе. Весной трактористки нашего края стали инициаторами Всесоюзного социалистического соревнования женских тракторных бригад.

 

Эвакуация

С самого начала Великой Отечественной войны руководство СССР приступило к эвакуации населения, промышленных предприятий, культурных ценностей с территорий, над которыми нависла угроза оккупации, в безопасные регионы страны. К началу октября 1941 года в Ставропольский край прибыло 226 тысяч человек из Ленинградской, Калининской и других областей нашей страны. Руководители на местах столкнулись с проблемами обеспечения приехавших людей жильем. Трудоспособная часть эвакуированных граждан стала работать в колхозах, и это позволило им обеспечить себя продуктами питания. Что касается инвалидов и стариков, то им была оказана материальная и продовольственная помощь. Многие из прибывших по эвакуации женщин с детьми не имели при себе самого элементарного – постельного белья, одежды и обуви. Всё это им предоставили в первую очередь. Всего же для обеспечения эвакуированного населения продуктами питания было выделено 500 тысяч тонн муки и 100 тонн крупы.

Эвакуировали на Ставрополье и образовательные учреждения. В октябре 1941 года в наш регион были передислоцированы Ростовская специальная артиллерийская школа № 11 и Ростовская специальная школа Военно-Воздушных Сил № 10, которые разместились в городе-курорте Кисловодске. Весь командно-преподавательский состав и учащиеся были обеспечены питанием и материально-технической базой. В марте 1942 года в наш край из Ленинграда прибыло ремесленное училище № 67.

Кроме того, в начале войны с прифронтовых территорий на Ставрополье эвакуировали даже крупный рогатый скот. В частности, с территорий Запорожской и Николаевской областей Украинской ССР в Молотовский, ныне – Красногвардейский, и Труновский районы нашего края было перевезено более 20 тысяч коров.

Летом 1942 года фронт приблизился к Ставропольскому краю. Начавшаяся эвакуация населения и имущества проходила в спешном порядке и в короткий период – с 27 июля по 2 августа 1942 года. Всего удалось перевезти в безопасные территории более 40 тысяч человек из сельских районов, около 20 тысяч жителей города Ставрополя и порядка 60 тысяч – из городов-курортов Кавказских Минеральных Вод. Из военных госпиталей было эвакуировано до 30 тысяч раненых. С территории Ставрополья удалось вывезти 1 миллион голов скота, 8 миллионов пудов зерна, 6500 тон шерсти, 1600 тракторов, 600 моторов комбайнов, ценное оборудование предприятий, цветные металлы и денежные запасы. В то же время в связи с быстрым продвижением немецких войск значительную часть материальных средств края эвакуировать не удалось. 3 августа 1942 года нацистами был захвачен Ставрополь, а к началу осени – вся территория региона.

 

Оккупация и освобождение

Период оккупации Ставропольского края длился по масштабам Великой Отечественной войны относительно недолго – менее полугода. Однако за это время региону был нанесён материальный ущерб на сумму 14,6 миллиарда тогдашних рублей. В сегодняшних денежных единицах это просто астрономические цифры. Были разрушены многие важные культурные и хозяйственные объекты, а также средства коммуникации и связи, более 5 тысяч зданий промышленно-производственного значения и вся сеть военных госпиталей. На территории Ставрополья нацистскими карателями и их пособниками было уничтожено более 32 тысяч человек гражданского населения. Особенно трагической выглядит насильственная смерть тех людей, которые были эвакуированы к нам в начале войны. В целом за годы Великой Отечественной, с учётом миграции, мобилизации и высокой смертности, численность населения края сократилась на одну треть. Демографические показатели соотношения мужчин и женщин у нас к концу войны были одними из самых критических в стране. Так, на сотню мужчин в возрасте от 16 до 55 лет приходилось 260 женщин.

В период нацистской оккупации на территории края действовало 47 партизанских отрядов, в которых официально насчитывалось около двух тысяч бойцов. Они взрывали мосты, дороги и другие коммуникации, а также регулярно нападали на гитлеровцев. Осуществляя разведку и диверсии в тылу врага, партизанские группы Ставрополья одновременно вели и разъяснительную работу среди населения.

В начале 1943 года ситуация на фронте начала резко меняться. Красная Армия перешла в наступление на Северном Кавказе, и в ночь с 20 на 21 января 347-я стрелковая дивизия 44-й армии под командованием полковника Николая Селиверстова начала операцию по освобождению города Ставрополя. В 5 часов утра 23 января 1943 года краевая столица была полностью освобождена от оккупантов. Если говорить о дне окончательного освобождения Ставропольского края от нацистских захватчиков, то историки сходятся на дате 26 января 1943-го.

Великая Отечественная война продолжалась ещё почти два с половиной года. Тысячи ставропольцев сложили свои головы в этой грандиозной битве или вернулись домой с тяжёлыми ранениями. Наш край вместе с другими территориями огромного Советского Союза, прошедшими оккупацию, находящимися на линии фронта или напряжённо и круглосуточно работающими в тылу, внёс свой значительный вклад в дело Великой Победы. И в этот день все мы, потомки героических и смелых мужчин и женщин, встретивших страшную войну 22 июня 1941 года, обязательно почтим память предков…

Фото Государственного архива Ставропольского края

 

Великая Отечественная война, история, 22 июня 1941 года начало войны, день памяти и скорби

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление