Дежурная часть – «сердце» полиции

Наталья Ардалина

С детства мы наизусть знаем самые важные номера телефонов: 01, 02, 03. Именно эти направления всегда принимали самый большой вал звонков в любое время дня и ночи.

Александр Плотников

И по-прежнему одним из самых популярных остается номер 02. Ведь понятно, что на 01 нужно звонить, когда пожар, на 03 – когда человеку плохо. А всех остальных выслушивают операторы полиции.

Первые, с кем сталкивается человек, обращаясь в полицию, это сотрудники дежурной части. И поэтому требования к ним особенные: здесь практически никогда не работают стажеры, только люди с опытом, с огромной выдержкой и терпением, но при этом с максимальной быстротой реакции. Ведь именно они должны из нередко путанного сообщения напуганного или взволнованного человека понять, что и где случилось, моментально принять единственно верное решение, направить на место происшествия сотрудников полиции и отследить их дальнейшие действия.

Начальник дежурной части управления МВД России по городу Ставрополю майор полиции Сергей Брыжакин называет дежурную часть «сердцем» любого территориального подразделения. Именно отсюда начинается любое движение всех взаимодействующих структур, сюда стекается вся оперативная информация. «От профессиональной и грамотной работы каждого сотрудника дежурной части, – рассказывает Сергей Николаевич, – зависит многое. Мы обеспечиваем связь между гражданами и всеми службами полиции, да и не только: если сообщение не относится к компетенции органов внутренних дел, оператор переведет звонок, например, на МЧС или другое ведомство, которое должно решить возникшую проблему». Прямые каналы связи организованы между муниципальной Единой диспетчерской службой, спасателями, врачами. Они могут быстро обмениваться оперативной информацией.

К сожалению, далеко не всегда есть куда переводить звонки. Так, в сутки на телефоны 02 и дежурной части городского управления полиции поступает до трех сотен звонков, и почти половина из них вообще не касается деятельности полиции. Звонят люди, которым не с кем поговорить, часто в нетрезвом виде. Они занимают драгоценные минуты, в которые пытается, может быть, дозвониться тот, у кого действительно случилась беда. Как отмечает Сергей Брыжакин, просто положить трубку в этом случае – не выход, потому что такой человек будет набирать номер вновь и вновь, и уже в самом обычном диалоге пытаться создать проблему. Поэтому операторы на номерах 02 – сами немножко психологи. Здесь работают только женщины, исключительно уравновешенные, способные вежливо и корректно общаться с любым, даже самым агрессивно настроенным человеком. Согласно ведомственным приказам, они могут повесить трубку только в том случае, если на том конце провода начинают выражаться грубой нецензурной бранью. «Нам не хватает городской службы психологической поддержки, – отмечает начальник дежурной части города. – Такие службы есть в крупных городах, например, Москве или Санкт-Петербурге. Если оператор понимает, что полиции здесь делать нечего, звонит человек, в каком-то смысле потерявший себя в обществе, разговор переводят на профессиональных психологов. У нас этого пока нет, и наши операторы вынуждены сами решать такие проблемы».

Кстати, разговоры по всем телефонам – и 02, и дежурной части, и «телефону доверия» – постоянно записываются, и время от времени руководство прослушивает их в качестве контроля. За прошедший год ни одной жалобы на действия сотрудников дежурной части городского управления полиции не поступило, что может говорить только о высоком профессионализме всех здесь работающих.

В дежурной смене, помимо операторов «горячих» телефонов, работают три человека: начальник смены, оперативный дежурный и инженер-электронщик, в чьи обязанности входит формирование единой оперативной сводки происшествий по всему городу. Они же общаются с теми, кто приходит в управление лично. Таких, конечно, меньше, чем звонков по телефону, но тоже хватает. Люди идут на личный прием к руководству управления с заявлениями о противоправных действиях или жалобами на действия сотрудников разных подразделений, много обращаются за получением государственных услуг: выдача справок о наличии-отсутствии судимости, добровольное дактилоскопирование. Последняя услуга, кстати, набирает популярность. Как правило, оставить свои пальчики в базе желают люди, планирующие работать в таких структурах, где это требование обязательно.

Всего три сотрудника – не мало ли для такого города? «Если учесть, что такое же количество дежурных в каждом районном отделе, то нормально, – отвечает Сергей Николаевич. – А вот чем больше нарядов непосредственно в городе, тем легче работать нам. Ведь наша задача – как можно быстрее отреагировать на каждое сообщение. И если наряд, движущийся к месту происшествия, застревает в пробке, недовольство людей распространяется на всех сотрудников полиции».

Помещение дежурной части даже чисто внешне – это настоящий центр, «мозг», который получает информацию и выдает распоряжения в режиме онлайн. Две стены заняты огромными экранами, на которые транслируется информация с видеокамер, установленных в общественных местах краевого центра. К комплексу «Безопасный город» полиция подключилась в 2011 году. Первично вся информация поступает в ЕДДС, а органы внутренних дел являются пользователями системы. И она реально помогает предотвратить преступления, чаще всего стычки между молодыми людьми. «Например, дежурный видит в парке Победы группу молодых людей, – рассказывает Сергей Николаевич. – Уже изначально на них обращается более пристальное внимание. Если начинается словесная перепалка, к ним направляется наряд, несущий дежурство в парке, с сотрудниками ОМОН в составе. Нередко простое появление полицейских способно предотвратить конфликт. В таком случае прямо на месте проводится профилактическая работа. Если ссора все же доходит до каких-либо активных действий, всех участников задерживают и доставляют в отделы».

Несмотря на то, что сами они не выезжают на места происшествий, сотрудники дежурной части всегда самые информированные люди в полиции. Они знают о каждом происшествии, о каждом заявлении. И в профессиональный праздник хочется пожелать, чтобы неприятных и тревожных сообщений было как можно меньше.

полиция

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»