Привет из 50-х, или Квадратный километр детства

.

Накануне Дня города наши читатели продолжают рассказывать о «своём Ставрополе», о самых любимых местах краевого центра, приглашая совершить «заочную» экскурсию по достопримечательным уголкам, с которыми связаны их воспоминания.

Аллея ставропольского парка. Фото из книги К. Валяровского  «Ставрополь: вчера, сегодня, завтра» (1967 г.)
Аллея ставропольского парка. Фото из книги К. Валяровского «Ставрополь: вчера, сегодня, завтра» (1967 г.)

Сегодня нашим гидом будет коренной ставрополец Алексей Леонидович Боярский. Вслед за ним мы отправимся в парк «Центральный» 1950-1970-х годов. «Кто-то ходил в наш замечательный парк по выходным, кто-то раз в месяц, а кто-то еще реже… Мне повезло, потому что мое детство (и не только) было с ним тесно связано, и многие события моей жизни разворачивались на расстоянии не более километра от его центра, примерно на одном квадратном километре…

 

Родился и женился возле парка

Я родился в роддоме на улице Комсомольской, который тогда находился в замечательном здании, оно, к сожалению, уже почти разрушилось – в «доме с привидениями» напротив дома-усадьбы Германа Лопатина. Жили мы на улице Дзержинского, 115, напротив входа в парк. Учился я в первой школе (бывшей женской гимназии), находящейся прямо в парке. Посещал радиокружок и изостудию во Дворце пионеров (нынешний театр кукол). Учился в электротехникуме (сейчас нам находится проектный институт «Ставрополькоммунпроект») напротив бывшего кинотеатра «Октябрь». Работал рядом с аптекой Байгера и в Доме правительства на площади Ленина. Десять лет проживал в конце проспекта Октябрьской Революции, а позже около Дворца им. Гагарина. Женился тоже возле парка – в ЗАГСе около изомузея.

Сегодня это здание еще больше напоминает  «дом с привидениями»
Ольга МетёлкинаСегодня это здание еще больше напоминает «дом с привидениями»

С рождения парк стал естественным продолжением дома. Младенцем меня вывозили сюда в коляске, затем я учился там ходить, кататься на санках и лыжах. Повзрослев, знакомился с девушками, а когда появились свои дети, катал в колясках уже их и каждый день ходил через него на работу и домой.

 

Детское путешествие в 300 метров

Я жил с родителями в маленькой комнатке во дворе клуба НКВД имени В.О. Гофицкого, и вся жизнь центра города проходила перед моими глазами. Верхний базар тогда находился во дворе краеведческого музея, на месте монумента «Ангел» и бывшего кинотеатра «Экран». Бабушка, отправляясь за покупками, часто брала меня с собой. Эти 300 метров были для меня целым путешествием. Проходя мимо бывшего здания военкомата (он находился на месте ЦУМа), я наблюдал за чистильщиком обуви, который виртуозно начищал грязные сапоги военных до зеркального блеска. Мы с удовольствием слушали гармошку, на которой играл солдат, вернувшийся с войны без ног. Он сидел на самодельной деревянной тележке с колесиками из подшипников, а рядом стояли две ручные деревянные толкушки, которыми он отталкивался от земли, чтобы двигаться вперед. Он очень хорошо играл и пел. Вокруг собирались люди, подпевали ему и бросали мелочь в лежавшую на земле пилотку. Некоторые оставляли ему какую-то еду.

На другой стороне улицы, на месте современных зданий гостиницы «Континент» и Дома книги, до самого угла площади стояло длинное одноэтажное строение – дом командующего Кавказской линией. На площади, напротив музея, проходила ярмарка, и здесь все мое внимание приковал верблюд, стоявший с краю. Я никогда такого не видел!

Рынок был настоящим царством еды: ряды с зеленью, овощами и фруктами начинались прямо от входа, дальше шли молочные и мясные ряды, слева продавали рыбу, а справа (на месте бывшего кинотеатра «Экран») торговали подержанной одеждой и обувью, лопатами, топорами, ведрами и много еще чем. Я долго смотрел, как какой-то человек брил голову кинжалом другому. Бабушка купила мне пирожок, а я зачарованно смотрел на то, как точильщик ловко управляется с ножами и ножницами. Позже на вопрос, кем я хочу стать, твердо отвечал: «Только точильщиком!».

Дальше на площади, напротив современного кафе «Театральное», находилась керосиновая лавка, ее называли просто «Керосинка». Туда приходили со всего города, потому что газа в Ставрополе тогда не было, и пищу готовили кто победнее – на керосинках, а те, что обеспеченные, – на керогазах. Дома тоже часто освещали керосиновыми лампами. Мы занимали очередь и ждали, когда привезут керосин.

 

Парк 1950-х

Мы жили напротив входа в парк, и поэтому бабушка очень часто выводила меня туда на прогулку. Вход в парк был платным, но я был очень общительным ребенком и постоянным посетителем, контролерши меня любили и пропускали бесплатно. Заодно со мной проходила и бабушка.

Тогда парк мне казался огромным и таинственным. Все в нем было необычайно интересно. На огромной клумбе у центрального входа стоял большой корабль, весь украшенный красивыми живыми цветами. Рядом был стрелковый тир, а в ста метрах ниже – необыкновенной красоты фонтан. Струйки воды лились изо рта лягушек и из кувшинов, которые держали ангелочки. Центральная чаша с элегантными изгибами и красивым орнаментом посылала вверх искрящиеся водяные струи: главную двухметровую в окружении не столь мощных. Вся эта прелесть переливалась на солнце всеми цветами радуги! Вокруг фонтана была устроена красивая клумба, повторяющая его форму, в которую тоже красиво стекали струйки воды. Композицию завершали фигуры спящих львов – «родственников» мраморных хищников из Воронцовского дворца в Крыму. На этих львах фотографировались, наверное, все жители Ставрополя.

В парке имени Горького, вторая половина 1950-х  (фото из семейного архива Ирины Юрьевны Коваленко (Любавиной)
В парке имени Горького, вторая половина 1950-х (фото из семейного архива Ирины Юрьевны Коваленко (Любавиной)

Рядом с фонтаном находился летний кинотеатр, в котором бесплатно показывали разные документальные и познавательные фильмы. Ниже кинотеатра была библиотека, в которой горожане брали книги и читали их, сидя в удобных креслах в тени могучих деревьев. Некоторые готовились там к экзаменам. Работали планетарий, шахматный и доминошный павильоны. В пруду на лодочке катали детишек, а пополнялся он из речки Желобовки, берущей начало в центре города. Далее, наполнив пруды, она текла под землей, выходя на поверхность возле Нижней бани.

Очень красивым был и зеленый театр в нижней части парка, однажды сгоревший по иронии случая в день пожарной охраны. По вечерам в парке на малой эстраде (около колеса обозрения) играл духовой оркестр, поднимая всем настроение и делая прогулку еще более праздничной. Цветники парка были настоящим произведением искусства: они не только радовали глаз, но и нежно благоухали.

 

Игры и горки

Как все дети послевоенной поры, мы с мальчишками часто играли в «войнушку» на огромных и страшных развалинах летнего театра, разбитого немецкой авиацией. Очень красивый, праздничный, с белыми нарядными креслами, прежде он находился на месте нынешнего автодрома. В играх мы мстили врагам за этот театр и за все беды, которые они нам принесли. Мы всегда побеждали! Играли мы в то время самодельными игрушками – саблями, пистолетами и ружьями. Одежду носили буквально до дыр.

Около входа в парк со стороны улицы Дзержинского находился летний кинотеатр. Часто с мальчишками, залезая на тополя, мы смотрели разные взрослые фильмы.

Ниже нашего двора на улице Дзержинского находился дом, в котором жили все первые секретари крайкома КПСС. Они ходили на работу в здание крайкома на проспекте К. Маркса через дворы. Возле дома всегда стояла охрана. Должно быть, в целях безопасности, ниже дома улицу Дзержинского перегородили, перекрыв проезд транспорта. Благодаря этому зимой у нас, ребятишек, была очень длинная горка для катания на санках: она начиналась у входа в парк и заканчивалась у музыкальной школы.

 

Послевоенный Ставрополь с «удобствами во дворе»…

Жилье мы отапливали дровами и углем. Туалет был общий, во дворе. За водой ходили с ведрами через дорогу к перекрестку, где была ближайшая водоразборная колонка. Электричество в те годы часто отключали.

За углом был Главпочтамт, и я помню, как его восстанавливали. На противоположном углу в подвальчике продавали газированные воды на разлив. Рядом с кинотеатром «Гигант» (позже носившем название «Орленок) был продуктовый магазин, в котором продавали сахар и масло. Очереди там собирались огромные. Люди записывались с вечера и постоянно проводили перекличку, поэтому отойти было нельзя, даже ночью. В одни руки продавали полкилограмма сахара. Меня брали в очередь, чтобы купить дополнительную порцию сахара или масла. Иногда мне покупали стакан газированной водички, которую тогда продавали лоточницы за одну копейку. За три копейки в стакан добавляли вишневый или малиновый сироп. Выпивая этот божественный, как мне тогда казалось, напиток со слойкой, я был просто счастлив.

До начала 1990-х годов во дворе музея изобразительных искусств был жилой фонд
Ольга МетёлкинаДо начала 1990-х годов во дворе музея изобразительных искусств был жилой фонд

Мой отец работал в Крайсовпрофе. Его кабинет находился на втором этаже здания, примыкающего к клубу имени В.О. Гофицкого. И я хорошо помню детские утренники с Дедом Морозом и Снегурочкой, которые проводили в актовом зале клуба (там, где сейчас располагается основная экспозиция музея изобразительных искусств). После утренника всем дарили кульки с печеньем и конфетами.

 

Дорога во взрослую жизнь

Учась в электротехникуме связи, я проходил практику на телефонной станции, которая размещалась в здании, построенном в 1911 году на проспекте Октябрьской Революции. Это была старинная электромашинная станция на 3000 номеров. После работы мы часто гуляли с товарищами по проспекту Октябрьской Революции, который в разные годы носил разные официальные названия (например: улица Воронцовская, Почтовая, Ворошиловский проспект). В народе же во времена рок-н-ролла и твиста его называли «Бродвеем». По вечерам здесь гуляли тысячи празднично одетых горожан, желающих посмотреть на других и себя показать, а может быть, и познакомиться с кем-нибудь… Везде слышался смех и оживленные разговоры. Толпа двигалась от перекрестка с улицей Дзержинского до центрального входа в парк и мелкими ручейками растекалась по его дорожкам и тропинкам с огромным количеством красивых кустарников, скрывавших парочки, целующиеся на скамейках.

Обойдя парк и обязательно потолкавшись около танцевальной площадки, людские ручейки вновь соединялись в поток, который выносил отдыхающих обратно на ставропольский «Бродвей». В центре улицы находился ЗАГС, позже переехавший в здание по соседству с музеем изобразительных искусств. Именно туда 50 лет назад я повел свою невесту по огромной, длинной и невероятно крутой лестнице в зал торжественной регистрации брака.

Сейчас, на склоне лет, гуляя с женой по парку и попивая ароматный кофе, с ностальгией вспоминаю события 70-летней давности, свой родной город, и этот парк, в котором среди величественных вековых дубов проходило мое детство, юность, молодость, а теперь уже и старость».

Уважаемые читатели! Ждем от вас приглашений на новые экскурсии. Присылайте свои интересные рассказы о краевом центре и воспоминания о счастливых событиях и людях, связанных с достопримечательными местами. Лучшие тексты и фотографии будут опубликованы в рубрике «Экскурсия по Ставрополю», посвященной Дню города.

Адрес для почтовых отправлений: 355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 28/30; редакция газеты «Вечерний Ставрополь» (рубрика «Экскурсия по Ставрополю»). Ждем также ваши сообщения по электронному адресу: vechorka@vechorka.ru

экскурсия по Ставрополю, достопримечательности Ставрополя, парк, Центральный, История Ставрополя, день города Ставрополя

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление