Пусть всех мам согревает забота и любовь

.

С младенческого возраста мамой я считала свою бабушку Наталью Петровну Черновалову. И в самом деле, она стала для меня самым родным и близким человеком, настоящей мамой

Главой большой семьи Черноваловых из 14 человек был мой дедушка Дмитрий Михайлович. Я часто спрашиваю себя: когда мама, которая преподавала в пединституте, успевала готовить, стирать, убирать? Когда готовилась к лекциям? Все мы помогали ей по мере сил. Дедушка ходил на базар, иногда готовил, но в основном всё делала мама.

Когда семья вставала из-за стола, оставалась гора посуды, которую надо было помыть. В дни, когда в доме затевали стирку, доставали большое металлическое корыто. Воду надо было приносить от нижней бани, что на улице Голенева. Я ходила на колонку с двумя ведрами и коромыслом. Было очень тяжело нести, даже по полведра. Выстиранное бельё мама гладила сначала по старинке рубелем, а потом тяжелым чугунным утюгом с угольками внутри.

Наталья Петровна Черновалова провожает Галочку в 1-й класс.
Наталья Петровна Черновалова провожает Галочку в 1-й класс.

К образованию и воспитанию в семье Черноваловых всегда относились очень трепетно. Поэтому и мой папа, и моя тетя Нонночка, а потом и я учились не только в обычной средней школе, но и получили дополнительное образование. Помимо этого, в семье хорошо знали французский язык. Помню, что иногда мы с мамой дома говорили по-французски.

В детстве я, бывало, доставляла старшим неприятности своими поступками. Помню, у мамы было одно платье в белый горошек. Не знаю, что мне пришло в голову, но я взяла ножницы и на подоле вырезала белые кружочки. Маме идти на работу, а на платье дырки. Она даже не ругала меня, только спросила: «Галочка, зачем ты это сделала?». Затем подшила на подол с изнанки белую тряпочку и ушла.

В школу за мои проделки вызывали дедушку Дмитрия Михайловича, он был известным в городе человеком. Я шла домой, собираясь с духом, чтобы сообщить ему неприятную новость. Мама брала удар на себя и сама отправлялась в школу. И только спрашивала у меня: «Что на этот раз, Галочка?». Было очень стыдно, но ненадолго, через некоторое время дедушку снова вызывали в школу.

 

Миша и Митя Черноваловы с бабушкой Натальей Петровной.
Миша и Митя Черноваловы с бабушкой Натальей Петровной.

Прошли годы, и уже мои сыновья – Митя, названный в честь дедушки Дмитрия Михайловича, и Миша – в честь моего папы, прибавили забот маме. Однажды, когда я уже работала в культпросветучилище, вызвал меня директор Александр Иванович: «Срочно поезжайте домой! Звонила ваша бабушка, там что-то с детьми». В то время Мите было четыре года, а Мише – три. Я взяла такси, приехала домой. Мама плачет: «Мы собирались гулять. Я их по одному одела, выставила в подъезд, оделась сама, вышла, а их нет! На улице тоже нет! Дети маленькие, рядом лес, глубокие сугробы». Вместе с мамой пошли искать ребят. Смотрим, идут со стороны леса, плачут.

Нынешнее подрастающее поколение семьи Черноваловых, которое не видело маму-бабушку Наталью Петровну, знает о ней по рассказам и фотографиям. Мамы уже давно нет с нами, но все в моей семье с благодарностью вспоминают о ней.

Накануне праздника хочется пожелать здоровья и благополучия всем мамам и бабушкам. Пусть их всегда и везде согревает забота и любовь детей.

Галина ЧЕРНОВАЛОВА, жительница Ставрополя.

Фото из семейного архива Черноваловых.

бабушка, мама, забота и любовь детей, Международный женский день

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление