Репетиторство — мать или мачеха?

Лариса Ракитянская

Что дает репетиторство сегодняшним детям, какие открывает возможности? Почему сегодня чуть ли не каждый второй выпускник 9 - 11-х классов занимается с репетитором по нужным ему предметам? Почему на государственном уровне тема репетиторства не остается без внимания? И зачем совсем недавно Госдума РФ приняла во всех трех чтениях новый закон о налоге для самозанятых?

Сегодня «Вечерка» пытается ответить на эти вопросы вместе с самими репетиторами.

 

Школьный учитель и репетитор: конкуренты или союзники?

Инна Р. начинала свою трудовую деятельность в школе после окончания Воронежского государственного педагогического университета в одной из воронежских школ. Была учителем математики в конце 80 - начале 90-х годов, так что ей был знаком опыт советской школы. Вышла замуж, переехала в Ставрополь. Сразу не нашла работу в нашем городе, а тут еще родился ребенок. Вот и решила она попробовать себя в роли репетитора, чтобы работать дома. Бегала по городу с ребенком на руках, развешивала объявления о своих услугах. В течение года ей удалось набрать «клиентскую базу», а спустя еще год прочно обосноваться на этом рынке.

- Как школьный учитель, - говорит Инна Александровна, - я понимала: дети имеют слабую подготовку по моему предмету по целому ряду причин: школа дает умение решать математические задачи. Но дети этим пользуются по-разному, и чаще — механически, пока изучается тема и выполняются домашние задания. Проходит какое-то время, и ребенок «тормозит», возвращаясь к пройденному материалу. А требования ОГЭ и ЕГЭ нынче таковы, что надо уметь пользоваться всеми накопленными знаниями! Так происходит отставание. Оно накапливается, накапливается, и вот уже пошли тройки, а то и двойки. Тогда родители и хватаются за голову с криком «что делать?!». Сами же и отвечают на этот вопрос, призывая на помощь репетитора. Тем более что и школьный учитель, если его спросят, будет не против. Что же плохого случится, если на протяжении хотя бы четырех часов в неделю кто-то не просто «натаскивал» бы ребенка по предмету, а и говорил с ним по душам, увлекал предметом? Ведь хорошо подготовленный ребенок чувствует себя комфортнее и на уроке в школе: он знает ответ на вопрос, и у него появляется возможность свободнее мыслить, решать поставленную задачу. Я убеждена: опытный репетитор исподволь, ненавязчиво помогает, подталкивает ребенка к настойчивой и даже увлекательной борьбе с возникающей проблемой. Он найдет какое-то время и на доверительный разговор о чем-то, казалось бы, совсем отвлеченном. И это будет не нудное поучение и нотация, а осторожная, но своевременная поддержка в трудной ситуации. Так что мы, репетиторы, как и школьные учителя, — не конкуренты, скорее, мы — союзники...

 

Результаты чаще радуют!

У Инны Р. репетиторский стаж уже почти 15 лет. Эти годы убедили ее: репетиторство дает хорошие результаты — по крайней мере, 90 процентов ее «учеников-клиентов» поступили в профильные вузы, а кто-то их уже и окончил. Кстати, Инна Александровна гордится тем, что она воспитала себе преемника: один из ее учеников стал репетитором и успешно трудится.

Илья Ж., тот самый «выпускник» Инны Александровны, неохотно делится своими наблюдениями и опытом. Но тоже признаётся: и его ученики показывают хорошие результаты на ЕГЭ и ОГЭ. Есть у него и те ребята, которым до звания «выпускник» еще далековато — пятиклассники, шестиклассники. Пришли к нему заниматься, имея в дневниках и тетрадках тройки по математике. И вот уже по результатам первой четверти многие исправили их на твердые четверки и пятерки.

А в последние два года Илья и его ученики вместе радовались успеху: шесть из шести его учеников поступили в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и Ставрополя.  

Конечно, такие результаты сами собой как бы голосуют «за» репетиторство. Но и школа помогает ученикам готовиться к выпускным испытаниям. Это дополнительные занятия по предметам, и чисто методические уроки — как правило, они приучают ребят к самому процессу тестирования.

К тому же, сегодняшние выпускники - хорошо информированные ребята: они активно пользуются сайтами, связанными с подготовкой к экзаменам, а таких нынче довольно много...  

 

Репетитор и государство — не антагонисты. Но партнеры ли?

Совсем недавно государство на тему репетиторства вновь обратило  внимание: Госдума приняла во всех трех чтениях новый закон о налоге для самозанятых. В чем его суть? Оказывается, тут есть место эксперименту, который будет идти в стране аж до 31 декабря 2028 года. А начнется он почти завтра - с 1 января 2019-го и стартует пока только в четырех регионах — в Москве и Московской области, в
Калужской области, в Республике Татарстан. Он коснется всех, кто работает на себя и регулярно получает прибыль. Это няни, репетиторы, садовники, домработницы, различного рода фрилансеры, домашние мастера (маникюрши и т. д.), люди, сдающие внаем жилье…
Попытка заставить их «выйти из тени» и платить налоги предпринимается властями не в первый раз. Уже предлагались и различные льготы, и налоговые каникулы. Но к 2018 году зарегистрированных в налоговых инспекциях самозанятых по всей стране около тысячи человек. На самом же деле, как предполагают эксперты, их не меньше 15 миллионов.

Репетиторство занимает в сегменте самозанятых, пожалуй, большую часть. И государство, конечно, заботит «теневая» система образования. Власть пытается разобраться, что это за явление и как оно влияет на наше общество.

Так кто же такой репетитор? Это тот человек, который дает частые уроки или занятия на дому, в последнее время еще и дистанционно. Репетитор проводит занятия как с одним человеком, так и с группой лиц по различным дисциплинам. Сейчас услугами репетитора пользуются будущие студенты (абитуриенты) или все желающие, которые считают, что их уровень знаний недостаточно высок. Часто индивидуальные занятия хороши тем, что под каждого человека подбирают более эффективную программу обучения конкретно для него. Индивидуальный подход – это важно!

Но, с точки зрения государства, частное репетиторство - «теневой» бизнес, потому что оно существует наряду с общепринятой системой образования и зависит от неё. А потому в этой сфере надо навести элементарный порядок — в первую очередь, с налогами. О суммах, которые тратятся на дополнительные занятия, можно только догадываться.

Пока в стране будет идти эксперимент, общество будет продолжать размышлять на тему самозанятости. Все же понимают: огромный минус репетиторства – это неравенство между детьми. Родители, имеющие деньги, могут позволить себе репетитора. Нет средств — сам учись хорошо!

Но вот молодые учителя (в частности, Анна Р., учитель английского языка одной из школ Ставрополя) считают, что репетиторство нынешнему школьнику не нужно вообще. Он же ходит в школу, где в обязательном порядке получает необходимую ему сумму знаний! Сама Анна таким образом подрабатывать не хочет, считая, что этой деятельностью занимаются педагоги, которые не нашли работы в школе.

Вот и получается, что репетиторство сильно влияет на социальное самочувствие общества и на экономическое развитие страны. А вот исчезнет ли оно из образовательной среды в ближайшие годы, большой вопрос.

школа, самозанятые граждане, репититоры, ЕГЭ

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»