Русский солдат с позывным «Ногай»

Елена Павлова

В Ставрополе простились с погибшим на передовой Ренатом Елманбетовым.

По рождению и происхождению он не был ставропольцем – родился и вырос в маленьком селе Нариман Ногайского района Дагестана, служил Отечеству, защищал его интересы и обеспечивал правопорядок в разных уголках нашей Родины – от Севастополя до Уссурийска и Ямала. А вот теперь в Ставрополе похоронен.

Проводили солдата с воинскими почестями. Всю организацию, транспортные и прочие расходы взял на себя город. Всегда берет, когда приходится прощаться с нашими защитниками. Администрация Ставрополя поддерживает семьи наших погибших воинов в самые тяжелые дни прощания с дорогим и близким человеком. Средства на эти цели идут из городского фонда социально-экономического развития. Кроме того, на траурной церемонии похорон рядом с родными и близкими покойного находятся врачи – дежурит бригада «скорой»... Потом за счет внебюджетных средств проводится и благоустройство захоронения... Это дань памяти и знак безмерной благодарности и преклонения перед великим жертвенным подвигом наших солдат.

Ренат Елманбетов
Ренат Елманбетов

На прощании не говорилось, на каком именно участке фронта и как именно погиб Ренат Елманбетов. Вспоминали, каким он парнем был. Глава Ногайского района Джамалутдин Эсиргепов знал его с детства – они жили по соседству, вместе росли:

– Вся жизнь Рената – пример мужества, стойкости духа, любви к Отчизне, родному краю, ногайскому народу и матери. Он воевал за свободу и независимость нашей Родины, пал смертью храбрых на поле боя... Вот с кого должны брать пример молодые ребята, вот на каких примерах мы должны воспитывать нашу молодежь...

…Мальчишки и девчонки, которые сейчас учатся в родной школе Рената, наверняка запомнят на всю жизнь тот урок мужества, главным героем которого был плечистый сильный парень: выправкой и статью – настоящий воин, а вот ровным голосом, добрым прищуром глаз из-под очков и приветливой манерой общения больше напоминал учителя... Это и неудивительно: мама Рената – Саниет Кадырбердиевна, педагог, всю жизнь в школе проработала. Да и у отца, Алимхана Курманбеевича, профессия сугубо гражданская – зоотехник... Добрые люди, хорошая трудовая семья, сумевшая воспитать достойных сыновей, которые, как мечталось родителям, будут жить, работать и детей растить в родном селе. Любовь к малой родине мальчишкам с детства в семье смогли привить. Они знали и гордились традициями своего народа, но уважали и традиции других народов. Поэтому, неся в сердце национальную гордость, парни не стали националистами.

На том уроке мужества в ноябре прошлого года Ренат рассказывал ребятишкам о том, как скучает там, на войне, по родному дому, как хочется ему иногда поговорить с кем-то на родном языке, а не с кем. Он один в своем подразделении ногаец. У него и позывной был «Ногай». И на прикладе своего автомата Ренат этот позывной отобразил. При этом, рассказывая мальчишкам и девчонкам о службе и сослуживцах, парень подчеркивал особо:

– В любом деле, особенно при выполнении боевой задачи, нужна сплоченность. Я своим бойцам доверяю. Знаю: отдам кому угодно последний кусок хлеба, и тот эту последнюю пайку со всеми разделит. Мы разные все: по характеру, по национальности, по вероисповеданию. Но, знаете, там неважно, кто верит в Иисуса, а кто – в Аллаха, важно, что мы верим друг в друга...

Вот эта мысль, выраженная на встрече со школьниками, лаконично, но очень емко, выкристаллизовывалась в душе Рената в течение всей его взрослой жизни. Биография у парня была богатая. За 40 лет видел и пережил столько, что иному и за 100 лет не почувствовать и не увидать. Он очень гордился, что срочную ему посчастливилось служить в бригаде морской пехоты на Черноморском флоте. Тогда в Адриатике интересные геополитические события происходили, в которых наши участвовали, а еще доводилось с морскими пиратами повоевать, обеспечивая безопасный проход гражданских судов.

На гражданку парень вышел с боевыми наградами и очень яркими воспоминаниями. Одним из самых пронзительных было участие в военном параде 9 мая 2005 года на Красной площади.

Уволившись в запас, Ренат понял, что в такое сложное время не может оставаться в стороне. У него была гражданская специальность, полученная до армии, но он пошел в милицию. А оперативная обстановка в Дагестане в то время складывалась очень напряженно... Потом служил в спецназе УФСИН в Уссурийске и на Ямале, затем – в питерском СОБРе. В общем, привык находиться в горниле, на острие... Ренат был воином, не мог оставаться в стороне... И на СВО он тоже ушел добровольцем – еще до объявления частичной мобилизации.

…Осенью прошлого года на побывку домой приезжал после ранения с орденом Мужества на груди. Орден заслужил за спасение товарищей. На ту боевую задачу он выходил не со своей группой, а с другой – только что потерявшей командира. Задачу выполнили, и на обратном пути попали под обстрел. Потом, когда ползком удалось выбраться из зоны поражения, Ренат недосчитался четверых бойцов. И он вернулся за ними. Эти триста метров, которые нужно было преодолеть, показались длиною в вечность. Ночь, ни зги не видно, местность перепахана воронками и траншеями, при этом вокруг все свистит и грохочет. Но нашел-таки своих – в траншее они залегли, все четверо были ранены.

Оставлять ребят в поле, перетаскивать по одному – не вариант, их или снарядом накроет, или того хуже – в плен возьмут. И Ренат их вытащил – всех разом. Одного погрузил к себе на плечи, троих обвязал шпагатом и тянул... Все остались живы...

…Много чего запомнили школьники из рассказа Рената: как брали «языка», как чудом остались живы, успев выйти из боевой машины за минуту до того, как в нее угодил снаряд. И как на четыре дня остались без еды и воды, потому что все было в БТРе... Но боевую задачу выполнили, а в довершение – как награда – с небес на высушенную зноем землю обрушился ливень, и солдаты подставляли ладони под дождевые потоки и никак не могли напиться... Дети, думаю, что-то важное поняли о войне и о том, как там приходится нашим солдатам, которые очень радуются, когда гуманитарный конвой вместе с необходимыми для фронта вещами привозит детские письма и рисунки... Об этом Ренат тоже говорил.

А еще он сказал одну очень важную вещь:

– Нужно оставаться человеком в любой ситуации, даже в отношении к врагу.

В бою все понятно – там либо ты, либо тебя. Но к пленному врагу нельзя проявлять агрессии, как бы все внутри ни кипело... Нельзя уподобляться фашистам, с которыми воевали наши деды и прадеды и с которыми пришлось воевать нам.

…Да и не все среди украинских солдат бандеровцы. Есть там насильно мобилизованные, есть и те, которые только оказавшись в роли пушечного мяса, стали задумываться, кто виноват в трагедии их страны и что с этим теперь делать...

К сожалению, для многих это прозрение слишком поздно наступает.

Ренат рассказывал, как однажды они, взяв очередной рубеж, захватили на позициях двух раненых ВСУшников. Один умирал – потерял много крови. Жгуты наши ребята пленным наложили, но Ренат понял: этот хлопец не жилец. Подсел к пленному, заговорил... И тот вдруг поинтересовался: «Ты кто по национальности? Расскажи о своем народе»... И слушал, не перебивал...

– Может, ты чего хочешь? – спросил Ренат.

Умирающий вздохнул:

– Поесть бы...

…Полевая кухня в атаку и на штурм не ездит. Наши бойцы тоже не прочь бы подкрепиться, а нечем. И тут Ренат нащупал в кармане брюк конфету. Отломил, дал пленному. Тот уже не мог жевать, глотал крошки, запивал водой. Потом еле слышно прошептал: спасибо.

Он вскоре умер...

– Нет бы боевых товарищей конфеткой угостить, – попытался шутить кто-то из наших бойцов, – а он ее «укропу» скормил...

Ренат ответил совершенно серьезно:

– Мы с тобой еще поедим и не раз, а у него это последнее желание было...

Вот таким он парнем был – русский солдат с позывным «Ногай» Ренат Елманбетов. Его похоронили на аллее Героев в Ставрополе. Покойся с миром, воин.

СВО, защитники Отечества, Ренат Елманбетов, герои СВО, прощание с героем

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление