В галерее «Паршин» пробил звездный час старика Паниковского

Ольга Метёлкина

Режиссер и актер Григорий Гольдман в соавторстве с Яной Скомороховой написал пьесу по мотивам бессмертного шедевра И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»

Режиссер и актер Григорий Гольдман в моноспектакле «Пессимистическая комедия».
Ольга МетёлкинаРежиссер и актер Григорий Гольдман в моноспектакле «Пессимистическая комедия».

«Снимите шляпы, – сказал Остап, – обнажите головы. Сейчас состоится вынос тела». Тело Паниковского само вынесло себя на сценическую площадку. «Вздорный старик», «нарушитель конвенции», в литературном мире именуемый Михаилом Самуэлевичем Паниковским, явил себя публике во всей красе: в нелепой шляпе, в пиджаке с чужого плеча, с метрономом в руках…

Режиссер и актер Григорий Гольдман в соавторстве с Яной Скомороховой написал пьесу по мотивам бессмертного шедевра И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». В основе сюжета – судьба, вернее, небольшой отрезок жизни, одного из участников авантюрного приключения, лихо организованного великим комбинатором. Паниковскому в оригинальной версии с «относительно честным способом отъема» миллиона рублей у товарища Корейко отведена роль второго плана. Григорий Гольдман и Яна Скоморохова предложили этому персонажу сольную партию. Это его история и его «Пессимистическая комедия».

Тот небольшой отрезок времени, который Паниковский провел среди разношерстной компании под предводительством командора, ознаменован чередой неудач, разочарований и унижений. Ему остается лишь вспоминать о чудесном прошлом: «Ведь я был богатый человек. У меня была семья и на столе никелированный самовар». Он отчаянно восклицает: «Поезжайте в Киев и спросите там, что делал Паниковский до революции…». Еще на этапе репетиций моноспектакля фраза «Поезжайте в Киев» была названием постановки. Однако события на Украине, развернувшиеся в конце февраля, придали классической цитате зловещий подтекст, и Григорий Гольдман в последний момент нашел альтернативное название – «Пессимистическая комедия». Оно как нельзя лучше соответствует психологии и внутреннему состоянию героя. Коронная фраза Паниковского: «Я старый. Меня девушки не любят» – звучит с нескрываемым психологическим надрывом и вызывает искреннее сопереживание в зрительном зале.

Почему же не сын турецкоподданного, блистательный Остап Бендер, а «вздорный старик», «внебрачный сын лейтенанта Шмидта» заинтересовал создателя спектакля?

- Паниковский мне очень близок и понятен по своему внутреннему содержанию, - признается Григорий Гольдман. – Мне давно хотелось поставить спектакль по роману «Золотой теленок». И однажды пришла идея, как его сделать. Всё началось с гуся…

Режиссер и актер Григорий Гольдман в моноспектакле «Пессимистическая комедия».
Ольга МетёлкинаРежиссер и актер Григорий Гольдман в моноспектакле «Пессимистическая комедия».

Гусь для Паниковского – это не просто аппетитная птица, это символ счастливой прошлой жизни, недостижимого благополучия и сытости. В спектакле он появляется почти из ниоткуда: пара движений, и белая перчатка на руке актера вдруг превращается в длинную гусиную шею, оканчивающуюся птичьей головой с красным клювом. Гусь пойман, уже не вырывается и, как загипнотизированный, слушает монолог Паниковского: «Вы не знаете, что такое гусь! Ах, как я люблю эту птицу!.. Это дивная жирная птица, честное, благородное слово… Это опера, когда я иду на гуся! «Кармен»!» - с блаженной улыбкой говорит он.

- Паниковский - абсолютно гоголевский персонаж, этакий Башмачкин, маленький человек, - продолжает Григорий Гольдман. – Он вызывает сочувствие и одновременно отвращение. Сам понимает, что он аферист, но всё время хочет выглядеть лучше и страдает от того, что его никто не любит. При этом, как написано в романе: «Он был похож на человека, который прожил долгую порядочную жизнь, имеет взрослых детей».

Вот именно, только похож, и сам начинает верить в то, что у него была семья… А потом в стиле «обокраденного Шпака» дорисовывает в воображении еще одну семью с самоваром: «Нет, две семьи в Киеве. И два никелированных самовара». Он тоскует по утраченному прошлому. В спектакле в исполнении Григория Гольдмана звучат песни из репертуара Леонида Утесова, соединяя лирической ниточкой призрачное прекрасное прошлое персонажа с безрадостным настоящим.

А что же Остап Бендер? Он незримо присутствует в сценическом пространстве. Циничные реплики командора звучат в исполнении заслуженного артиста РФ Игоря Золотовицкого. Известный актер театра и кино, ректор Школы-студии МХАТ создал образ «великого комбинатора» одним лишь своим неповторимым голосом. На предложение участвовать в проекте он откликнулся, поскольку с Григорием Гольдманом хорошо знаком много лет.

Для Паниковского Остап – авторитетный лидер, что не мешает его откровенно ненавидеть. За то, что тот, в отличие от «вздорного старика», молод, силен, строит смелые планы и имеет реальные шансы на светлое будущее. Однако при кардинальных различиях между персонажами, есть нечто общее, что их объединяет. И для Паниковского, и для Бендера жизнь только тогда имеет настоящий вкус, когда в ней есть хотя бы элемент игры. Но если Остап лицедействует чаще всего, следуя за вдохновением, то Паниковского интересует еще и «гонорар». До революции Михаил Самуэлевич был… слепым, благодаря чему, и ловкости рук в придачу, неплохо жил. Его очки с синими стеклами и тросточка являлись реквизитом хитроумного представления. «Я играл свои спектакли для тех, кто хотел верить, что я слепой»… История с «золотыми» гирями тоже становится забавной игрой. Режиссер долго думал, как сделать эту сцену, и неожиданно возникла идея с воздушными шарами: черные, с золотыми звездами, они стали настоящим аллегорическим символом обмана, буквально – надувательства.

Судьба Паниковского в романе И. Ильфа и Е. Петрова была предрешена, и его жизненная история не могла иметь более радостного финала. И создатели «Пессимистической комедии» также не стали завершать спектакль банальным хэппи-эндом, которого в данном случае не может быть по определению. Они предоставили публике возможность выйти из зрительного зала с багажом разнообразных мыслей по поводу увиденного.

Ближайший показ «истории М.С. Паниковского» в постановке Независимого театрального проекта Григория Гольдмана запланирован на 17 апреля в Ставропольском городском Доме культуры.

Григорий Гольдман, «Золотой теленок», Паниковский, Остап Бендер, Яна Скоморохова, И. Ильф и Е. Петров

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление