В новой программе ансамбля «45 параллель» звучат шедевры Франца Шуберта

Ольга Метёлкина

Не ошибусь, если скажу, что практически каждая новая программа вокального ансамбля «45 параллель» концертно-творческого объединения «Аккорд» становится событием в культурной жизни Ставрополя и находит своих благодарных слушателей.

Коллектив, которым руководит создавший его заслуженный артист РФ Валерий Коротков, сравнительно молод – он только что вступил в свой десятый творческий сезон. Средний возраст участников его состава еще не достиг четверти века. В одной из соцсетей репертуар ансамбля был назван «экологически чистой музыкой всех времен». Коллектив исполняет вокальные произведения композиторов отечественной и зарубежной классики, духовную, народную, джазовую и эстрадную музыку.

Ансамбль «45 параллель» исполняет Мессу соль мажор Ф. Шуберта.
Ансамбль «45 параллель» исполняет Мессу соль мажор Ф. Шуберта.

Премьерой нового сезона стала программа «Шедевры венской классики» из произведений гениального австрийского композитора Франца Шуберта. Он вошел в историю мирового музыкального наследия как романтик и создатель новых жанров — романтической песни и фортепианной миниатюры. В первой части концерта прозвучала знаменитая Месса соль мажор в исполнении артистов ансамбля «45 параллель» Елены Вагиной, Марии Дмитриевой, Татьяны Кондрашовой, Петра Лобача, Мирослава Василиади, Евгения Боридько и Алёны Кучуро. Партию фортепиано исполнила Наталья Дубровская.

– Удивительно талантливый человек с точки зрения гармонического языка, с точки зрения мелодизма, внутреннего своего состояния, Шуберт написал это произведение в 18 лет для своей возлюбленной, которая пела в церковном хоре, - предваряя выступление ансамбля, рассказал слушателям Валерий Коротков. - В Мессе соль мажор наблюдается смешение стилей и направлений: есть и классическая форма музицирования, есть и откровенно романтические эпизоды, которые не были характерны для музыки предыдущего периода. Один из самых ярких представителей романтизма, Шуберт пронес своё чувство через всю свою жизнь, оказавшуюся очень короткой – композитор прожил всего 31 год.

В действительности история любви юного Франца Шуберта, так ярко отразившаяся в его творчестве, не была счастливой. Сердце 17-летнего композитора покорила юная Тереза Гроб, исполнявшая партию сопрано в его первой Мессе, которая была написана в 1814 году к 100-летию церкви в родном городе Ф. Шуберта Лихтентале. Тереза не отличалась красотой в общепринятом представлении, но ее ангельский голос вселил в сердце юноши большую любовь. Три года Франц Шуберт жил надеждой на то, что девушка станет его женой. Но перспектива отдать дочь за бедного помощника учителя не привлекала мать девушки. В результате для Терезы нашли более выгодную партию и выдали замуж за кондитера.

Мессу соль мажор Франц Шуберт написал всего за пять дней. Она состоит из шести частей, характерных для духовных произведений католической церкви: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei.

Изначально месса появилась как музыкальный жанр, призванный украшать церковные богослужения. Ко времени Ф. Шуберта многие знаменитые композиторы создавали свои мессы вне утилитарного клерикального контекста, а в первую очередь как законченные концертные сочинения. Не случайно прослеживается особый лирический характер этого произведения у Ф. Шуберта, который соединил в музыке божественное и земное. И слушатель даже без перевода с латыни канонических текстов мессы улавливает в ней высокие эмоциональные вибрации, созвучные с собственным душевным состоянием. Как отметил Валерий Коротков: «Романтизм – это состояние вдоха и не выдоха от того, насколько красив мир, насколько совершенны наша земля, наше бытие на этой земле и наше участие в этой жизни».

Премьера программы «Шедевры венской классики» в Ставрополе состоялась в зале картинной галереи пейзажей П.М. Гречишкина. Казалось, могут ли живописные виды русской природы на полотнах выдающегося ставропольского художника стать подходящим окружением для музыкальных шедевров австрийского композитора?.. Оказывается, ещё как могут. Когда речь идёт о творческом отражении божественного замысла, будь то в изобразительном искусстве или музыке, подобное сочетание лишь усиливает остроту восприятия. Вероятно, идеальным местом для исполнения Мессы соль мажор Ф. Шуберта мог бы стать костёл, но «продвинутые» слушатели и профессиональные музыканты, которые постоянно выступают в зале картинной галереи, не раз отмечали, что его акустика позволяет реализовывать самые разнообразные камерные программы и в полной мере наслаждаться живым звуком без усилителей и микрофонов.

Во второй части концерта «Шедевры венской классики» прозвучали произведения Ф. Шуберта малых жанров: «Серенада», «Любовь», «Хор пастухов» и, конечно же, узнаваемая большинством слушателей по первым аккордам «Ave Maria» в исполнении солистки ансамбля Алёны Кучуро.

Хочется думать, что новую программу ансамбля «45 параллель» сможет услышать и оценить широкий круг любителей классической музыки, что она будет оценена публикой требовательной и разборчивой, для которой, по большому счету, и создавалась.

Премьера новой программы «Шедевры венской классики» состоялась.
Премьера новой программы «Шедевры венской классики» состоялась.

- Наступило время, когда город Ставрополь перешагнул рамки губернского уровня интеллекта по своей архитектуре, проведение здесь международных крупных акций на сегодняшний день становится нормой, - говорит художественный руководитель коллектива Валерий Коротков. - Поэтому искусство и культура, на мой взгляд, должны догонять идеи наших градоначальников и руководителей региона по уровню культурного интеллекта.

Читайте также: ГУБИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

Аккорд, ансамбль, Франц Шуберт, культура Ставрополя, концертно-творческое объединение, картинная галерея пейзажей П.М. Гречишкина, премьера программы, 45 параллель

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»