Внимание, камера – эфир!

Владислав Секачев

На самом деле у телевизионщиков, как ни у кого, много профессиональных праздников, и отмечаемый, 21 ноября, Всемирный день телевидения лишь один в ряду их немалого числа.

Автор статьи в годы работы на телевидении  вместе со своей коллегой Анной Перевезенцевой, тогда Старлычановой
Автор статьи в годы работы на телевидении вместе со своей коллегой Анной Перевезенцевой, тогда Старлычановой

Работники индустрии «голубого экрана» с удовольствием празднуют и День печати, как повод чествовать журналистов, День радио, как дату рождения родственной предтечи, День связиста, в связи с наличием на любой студии инженеров данного направления, и так далее. Всему этому я был свидетелем сам, отдав телевидению юность и часть зрелых лет. И вот появившийся уже в годы моей работы новый профессиональный праздник стал поводом для того, чтобы порассуждать о профессии, вспомнить замечательных людей, с которыми я пересекался, и немного проанализировать историю.

 

Пациент скорее жив!

Начиная с 1997-го, Всемирный день телевидения отмечают 21 ноября каждого года. Инициатором празднования выступила Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, утвердившая дату своей резолюцией. На пленарном заседании, где был принят этот документ, отмечать такой Всемирный день было предложено с целью поощрения обмена по всей планете телевизионными программами, в первую очередь посвящёнными таким вопросам, как мир и безопасность, а также развитие и расширение культурного обмена. Так и было сказано в послании 2002 года тогдашнего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Руководитель организации отметил, что телевидение вместе с радио и сетью Интернет, прежде всего, должно заботиться о том, чтобы не участвовать в пропаганде распространения нетерпимости, стереотипов и бесчеловечных материалов.

Время идет, и роль телевидения в ряду средств массовой информации, которые принято называть электронными, заметно изменилась. А где-то ему и вовсе пришлось подвинуться, уступая одну за другой позиции Всемирной глобальной сети. Говорить о том, что телевидение в этой связи скоро исчезнет, стали уже давно, но, как говорится, «пациент скорее жив, чем мертв». И, сдается мне, будет существовать еще какое-то довольно продолжительное время. Насколько продолжительное, само это время и покажет.

 

От случайности – к призванию

На телевидение в конце 1992 года меня пригласил друг и однокурсник Максим Корсунов, который пошел туда работать режиссером сразу после окончания исторического факультета Ставропольского государственного педагогического института. Надо сказать, что при поступлении в вуз в далеком 1986 году многие мои однокашники мыслили себя будущими функционерами правящей тогда коммунистической партии или, по крайней мере, сотрудниками правоохранительных органов. По второй стезе многие и пошли, а вот первая как бы «отвалилась» сама собой – КПСС канула в Лету. Партию, как и комсомол, я никогда не любил, правоохранительная система – тоже не мое. Потому, получив диплом – не удержусь, похвастаюсь, что с отличием, хотя это было во многом случайное стечение обстоятельств, – я с разной степенью успеха пытался пробовать себя в различных видах деятельности. Но душой понимал, что это, несмотря даже на несколько удач в бизнесе, ненадолго и не мое.

А вот о телевидении и вообще о работе в прессе никогда даже и не мечтал. Все, как часто бывает в нашей жизни, получилось случайно. Тогда из редакции новостей Ставропольской краевой студии телевидения ушли сразу несколько журналистов и ведущих, и мне с ходу был предоставлен шанс попробовать себя в совершенно незнакомом деле. Как ни странно, у меня получилось, и телевидение стало моим призванием на долгие 14 лет, а журналистика в целом осталась профессией навсегда.

 

Ставрополь и Пятигорск

Сначала стоит вспомнить о том телевидении, куда я внештатным автором пришел в конце далекого 1992 года. Тогда монопольное положение в эфире занимала Ставропольская государственная телерадиовещательная компания. Конкуренция была внутри самой организации. Изначально краевое телевидение возникло в городе-курорте Пятигорске, что было связано с тогдашними техническими реалиями, а именно: нахождением телевизионной вышки в одном из самых высоких мест Ставропольского края – на горе Машук.

В Ставрополе студия телевидения появилась гораздо позже, а к моменту моего прихода сюда считалась более молодой и перспективной. Уж самими нами – ее работниками – точно. Пятигорчан мы считали ретроградами, они нас рассматривали как выскочек. В настоящее время полностью доминирует ставропольская часть ГТРК, а пятигорская снизила свой статус, по сути, до уровня корреспондентского пункта. Студии поменялись местами, но это произошло в другую эпоху и в совершенно иной конкурентной среде. Наверное, по отношению к родоначальникам телевидения на Ставрополье из города-курорта такое положение дел не очень справедливо, но, как говорится, все течет, все изменяется, а время порой безжалостно.

 

Региональное TВ: «монстры» и мини-студии

После 1993 года, с начала которого я стал работать в штате Ставропольской государственной телерадиовещательной компании, структура телевидения в нашем регионе начала меняться, и довольно стремительно. Вместо внутренней конкуренции между входящими в систему ГТРК студиями из Ставрополя и Пятигорска началось вполне конкретное профессиональное состязание между этой большой структурой и только что созданным частным АТВ. Надо сказать, что более молодая, в том числе и по возрасту своих работников, телекомпания часто выигрывала борьбу за внимание зрителей. Но вот по зоне охвата состязаться с «могучим» соперником не могла. Да там и не делали на это ставку, сосредоточившись на вещании в краевой столице, в городах Кавказских Минеральных Вод и в других крупных населенных пунктах Ставрополья. Со временем зрители привыкли к присутствию на телевизионном рынке двух основных «игроков».

Из тех коллег, с кем я когда-то вместе создавал эфирный продукт, не осталось почти никого. Отношения я поддерживаю только со старшим оператором компании Дмитрием Баевым. Почти все остальные – молодые и новые лица.

Судьба АТВ оказалась гораздо более запутанной. Канал закрывался и открывался снова. Сейчас в крае работает еще одна телекомпания под названием СТВ. Начав с «телевидения без кнопки», то есть без доступа к эфиру, этот бренд за пару десятков лет прошел путь от городского телевидения Ставрополя до полноценного регионального вещателя. Справедливости ради надо упомянуть и недолго существовавший СКЭТ, а также «Сфинкс», который полностью сосредоточился на распространении сигнала кабельного телевидения в Ставрополе. Были свои отдельные частные студии и на Кавказских Минеральных Водах.

 

Tелевидение – это коллективный труд

Я прошел в целом нетипичный путь, став репортером и телеведущим практически с нуля, не имея даже азов образования в этой отрасли. Помогли мудрые наставники, опытные коллеги, молодость, энтузиазм, жажда нового и достаточно приличное знание русского языка, заложенное еще в школе моим прекрасным учителем и классным руководителем Натальей Ивановной Бородиной.

Сегодня, с высоты прожитых лет, я могу сделать некоторые выводы. Большая часть сотрудников телевидения времен моей юности начинали работать в других средствах массовой информации, в газетах, на радио. Накопив к настоящему времени весьма немалый опыт работы в нескольких областях прессы, могу сказать, что эти направления совсем разные, имеющие, с одной стороны, общие корни, а с другой – принципиальные различия. Если сравнивать с близким мне спортом, то это как футбол и регби. Вроде и произошли от одного корня, но сегодня в них играют профессиональные спортсмены по собственным правилам. И болеют за них разные группы людей. Если переходы из одного вида спорта в другой и случаются, то, как правило, на самом раннем детском уровне. Кто-то посчитает такое сравнение натянутым, но оно мне почему-то нравится.

Основное отличие телевидения от работы в газете, на мой взгляд, заключается в том, что в первом случае речь идет о коллективном труде. И пусть считается, что здесь первую скрипку играют журналисты, но скажу по своему личному опыту, что без операторов, режиссеров, звукорежиссеров, инженеров видеомонтажа, техников аппаратных служб, водителей и еще многих других специалистов эфирного продукта никогда не получится. Одному автору, даже самому гениальному, никогда не выполнить всего объема работы. А сбой на любом участке сведет весь результат на нет.

 

Мои учителя

За время своей работы на ГТРК «Ставрополье» я прошел достаточно серьезный путь от рядового, не слишком много умеющего корреспондента до заместителя директора филиала ВГТРК, каковым к тому времени и являлась наша телерадиокомпания. Пишу об этом не без гордости, но сразу хочу оговориться, что обязан такого рода карьерному росту отнюдь и, наверное, даже не в первую очередь не своим личным профессиональным качествам. Без старших наставников, которых я считаю своими учителями, ничего подобного никогда бы не случилось.

Иван Иванович Шляхтин был самым главным моим начальником на протяжении всех лет работы на ГТРК. Президент ГТРК «Ставрополье» мог быть и весьма резким, и очень сурово отчитать за недостатки в работе. В то же время, и это среди высокого руководства довольно редкое качество, он был на самом деле очень добрым и отходчивым, никогда не держал камня за пазухой и не делал подлостей. И конечно, Иван Шляхтин остался в моей памяти настоящим профессионалом своего дела. Вскоре после его ухода завершилась и моя телевизионная карьера. Оставшись без любимого дела, Иван Шляхтин через пару лет ушел из жизни. Я всегда буду его помнить и хранить в своем сердце благодарность этому замечательному человеку.

Директор Ставропольской краевой студии телевидения Валерий Сергеевич Завгородний был первым руководителем, которого я встретил. Именно его доверие и неповторимый стиль руководства – мягкий и деликатный, сделали из меня за весьма короткий срок достаточно крепкого профессионала. Это мой настоящий учитель и старший товарищ по жизни, от которого я очень многое перенял и которого люблю и уважаю. Дай Бог ему крепкого здоровья!

Виктор Петрович Бабенко был главным редактором студии к моменту моего прихода туда. Этот человек, часто жесткий и требовательный, обладал великолепным чувством юмора и был не только отличным руководителем, но и талантливым журналистом. Многое, что я знаю и умею теперь, сумел разглядеть и открыть во мне именно он. Его уже давно нет на этом свете, но в моей памяти он будет жив всегда!

 

В памяти остается лучшее

Если говорить о личном опыте и примере, то надо обязательно упомянуть моего коллегу и друга – телеоператора Дмитрия Баева. Я не работаю на телевидении уже 14 лет, ровно столько же, сколько там трудился, но с Димой мы продолжаем общаться минимум несколько раз в неделю. Совместное творчество на протяжении многих лет в одной команде переросло в крепкую мужскую дружбу.

С Вадимом Бочко я пересекся на телевидении, когда он был еще студентом-внештатником. А потом мы вместе работали в пресс-службе серьезной государственной структуры, и сохраняем теплые дружеские отношения до сих пор. И таких примеров можно привести много.

Завершая свой рассказ, хочу подчеркнуть, что время моей работы на телевидении не было окрашено исключительно в розовый цвет. Как и во многих творческих коллективах, здесь имели место интриги, приходилось сталкиваться с откровенными подлецами и карьеристами, а также с амбициозными дураками. Не понаслышке узнал я, что означает на профессиональном сленге термин «джинса» – скрытая реклама, которой в 90-е и начале 2000-х годов в эфире было достаточно. Но с годами воспоминания как бы отфильтровываются, а в памяти остается только хорошее, которого в мои молодые телевизионные годы был очень много.

Фото из личного архива автора

ГТРК Ставрополье, история телевидения, Всемирный день телевидения

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление