«Все наши спектакли о любви»

Ольга Метёлкина

 Тамерлан Коченов и Лариса Урбан в редакции  «Вечернего Ставрополя». Фото Ольги Метелкиной.
Тамерлан Коченов и Лариса Урбан в редакции «Вечернего Ставрополя». Фото Ольги Метелкиной.

Без малого четыре года назад в Ставрополе появился новый театральный проект, о котором заговорила публика, интересующаяся тем, что происходит под сенью кулис. Три года он собирал полный зал в краевом Центре развития творчества детей и юношества имени Ю. Гагарина и, что вполне логично, именовался по топонимическому принципу – «Театр на Гагарина».

В Ставрополе его создателей – актеров Тамерлана Коченова и Ларису Урбан публика уже хорошо знала по прежним ролям в Академическом театре драмы, а также в популярных телевизионных сериалах «Глухарь», «След», «Розыск» и других фильмах с эффектными сценами криминальных разборок, драками, каскадерскими трюками. И вдруг – авторский театр…

– Началось всё со спектакля «Двое на качелях», – рассказывает Тамерлан Коченов. – Показали его в апреле 2016-го во Дворце Гагарина. Вторым спектаклем стал «Из-за Belle». С ним мы вышли в декабре, и это уже было официальное открытие.

«Из-за Belle».
«Из-за Belle».

После первых же постановок «Театра на Гагарина» в городе о нем заговорили. Зрители делились впечатлениями в социальных сетях. Отзывы были примерно такими.

Светлана Бицурина: «С этого спектакля началась моя любовь к Театру на Гагарина! Когда первый раз шла на него, честно – боялась, понравится ли? Понравилось – не то слово! Спасибо за эмоции!».

Masha Ivanova: «Вчера были на спектакле «Из-за Belle», сказать, что понравилось, не сказать ничего. Это было мегакруто, мурашки бегали по коже на протяжении всего спектакля, актеры нас вгоняли в такое состояние... то смех, то слезы, страх, ненависть, и очень необычный финал. В общем, это надо видеть, словами не передать, я подобного в театре еще не видела».

Валентина Курзина: «Тема тяжёлая, но нужная, за грехи и преступления будет расплата. Спектакль – встряска! Актеры бесподобны! Спасибо за театр!».

 

Осенью прошлого года «Театр на Гагарина» переехал «на Лермонтова, 347». Точнее, он показывает свои спектакли в арт-центре «Горицвет» Литературного фонда имени В.И. Слядневой. Спрашиваю, кто он – зритель «Театра на Гагарина»: возраст, пол, интеллектуальный уровень?..

Тамерлан Коченов:

– Абсолютно разный зритель, у нас есть и молодые люди, и возрастные: от 16 лет и до «бесконечности». Недавно на «Из-за Belle» пришла почтенная дама 74 лет, посмотрела и сказала, что хочет теперь увидеть все наши спектакли. Мы занимаемся тем, что нам интересно, и, если нас цепляет какой-то материал, мы это делаем максимально с душой и любовью. Многое происходит на уровне чувств, что-то мне подсказывает: нужно ставить именно это.

– Тамерлан-режиссер и Тамерлан-партнер по жизни – это разные люди?

Лариса Урбан:

– Да, в профессии он очень строг и требователен, иногда доводит до слез. На эмоциях он мне говорит: «Я с тобой не буду работать!». «Это я с тобой не буду работать!» – отвечаю ему. А в результате ты понимаешь, что именно благодаря Тамерлану состоялась эта роль, получился образ. Он хорош как режиссер в плане придумок. Как педагог для актеров – вообще подарок. Он может одним словом, одной метафорой поставить всё на правильные рельсы. И в то же время Тамерлан чувствует ту грань, за которую нельзя заходить, чтобы не сломать актера. Он знает, где можно с юмором подойти, где остановить репетицию, чтобы поговорить, пожалеть.

Т.К.: Надо почаще на интервью ходить: столько хорошего о себе услышал.

О.М.: Дома вы обсуждаете театральные вопросы или творческий процесс и семья должны существовать отдельно?

Л.У.: Театр так тесно переплетен с жизнью, что от него невозможно отключиться нигде. Творческий процесс – это же круглосуточная работа. Образ жизни такой.

О.М.: Тамерлан, Вы мечтали об актерской профессии с детства?

Т. К.: Я со школы занимался спортом, в театр не ходил, но с 15 лет хотел быть актером кино и сниматься в жанре экшн. Для этого тренировался. И потом, когда я попал в кино, стал сниматься, повзрослел, то понял, что мне хочется чего-то другого: получить определенный багаж знаний именно по актерскому мастерству, более плотно быть связанным с этой профессией. Но пока я тренировался, Лариса водила меня в театр, а я больше любил хорошее кино, которое держит в напряжении.

«Псы с городских окраин».
«Псы с городских окраин».

О.М.: В 2015 году Вы и Лариса получили высшее актерское образование, окончив факультет искусств Ставропольского государственного университета, где мастером курса была народная артистка РФ Наталья Павловна Зубкова. Появился свой профессиональный взгляд на процесс, в том числе и режиссерский...

Т.К.: Мне нравятся как большие спектакли с профессиональными драками, ярким шоу, так и камерные, когда актеры находятся непосредственно близко к зрителю, когда чувствуешь контакт, когда передается энергетика от актера. Но в любом случае действие должно нести смысл.

Л.У.: Некоторые зрители звонят и спрашивают: «У вас комедии есть?». Многие сегодня не хотят думать, боятся раскрыть глаза на некоторые вещи. А когда мы говорим об этом со сцены, не каждому приятно узнать о себе правду. Такой театр понравится не всем. Зрители разные. Например, недавно после спектакля «Наташина мечта» подошел мужчина и сказал: «Я ничего раньше не слышал о вашем театре, впервые попал, очень понравилось. Мне есть с чем сравнивать». И вот уже на третий спектакль приходит.

 

«Наташина мечта» (пьеса Я. Пулинович)

Галина Ковтунова: «Спектакль-откровение! Здесь было всё: и смех, и слёзы, и любовь... Откровение беззащитной девчонки, которой много и не надо, только чуть-чуть любви и быть кому-то нужной. Сашенька (актриса Александра Козлова) умница, не сыграла, а прожила это на сцене, желаю ей удачи в её творческом пути. И спасибо Тамерлану за то, что рассмотрел такой талант. Я проплакала почти весь спектакль. Спасибо вам, «гагаринцы», за такие постановки, браво режиссеру!».

 

 О.М.: Я видела всего шесть спектаклей из репертуара «Театра на Гагарина». Это разные жанры, разный эмоциональный и психологический контекст… Но у меня сложилось впечатление, что, несмотря на непохожесть, их объединяет любовь…

«Ангел, черт и проктолог».
«Ангел, черт и проктолог».

Л.У.: Да, все наши спектакли о любви. Ну а то, что она бывает разная, это всем очевидно. Одна из героинь в спектакле «Как я стал…» говорит: «Я всегда им говорила, этим режиссерам: о любви, о любви надо ставить, господа!». Мне кажется, только об этом и стоит говорить со зрителем. В пьесе «Джульетта выжила» показан срез разных поколений. Родители помнят ту любовь, когда встречались, сидели на лавочках и беседовали глаза в глаза. А молодое поколение живет в будущем, где все общаются с помощью гаджетов.

 

«Джульетта выжила» по пьесе Ю. Тупикиной.

«Вечерний Ставрополь»: «С какой стороны ни посмотри, спектакль весь пронизан любовью. Она действует, как универсальное противовирусное средство. Любовь рождается вопреки внешним и внутренним препятствиям, игнорируя всяческие предрассудки…

Что же касается общего впечатления от премьеры в «Театре на Гагарина», то здесь больше всего подходят слова Джульетты из этого спектакля, когда она влюбилась: «Как будто прибавили яркость монитору». Новая работа театра прибавила яркости культурной жизни Ставрополя в целом и каждому, кто видел новую постановку Тамерлана Коченова».

 

О.М.: «Театр на Гагарина» молод, но уже получил фестивальный опыт. Расскажите об этом.

Т.К.: В ноябре прошлого года мы приняли участие в I Фестивале независимых театров «АРТ&ШОК» в Краснодаре. Он был первым в практике нашего театра. Началось с того, что критик Александра Горбова приезжала на премьеру «Джульетта выжила» и рассказала о нас в Краснодаре. Мы показали на «АРТ&ШОКе» спектакль «Взаперти». Он камерный, три актера, минимум декораций и реквизита. В итоге Лариса была награждена дипломом за лучшую женскую роль. И гастроли, и фестивали необходимы любому театру для развития. Нужны встречи с новым зрителем, хочется видеть реакцию другого зала.

 «Взаперти». Социальная драма по пьесе А. Гумеровой «Пистис. Эльпис. Агапэ».

Владимир Лычагин: «Режиссер Т. Коченов и актеры Л. Урбан, О. Ценцера, И. Батурин разыграли эту нешуточную историю с редким чувством такта, не погрешив против евангельских истин и православной традиции, проведя от начала до конца спектакля главную мысль, что только ЛЮБОВЬЮ к человеку и ПОКАЯНИЕМ в своих бесконечных грехах человек становится сильным, приобретает абсолютную жизненную опору в себе... Эти невидимые миру сражения происходят «взаперти души» каждого человека, и, кто знает, может, они поважнее иных танковых и ракетных сражений, и от них больше проку миру и каждому человеку... На фоне нынешнего гомерического хохота, который прёт из каждой медийной щели, спектакль «Взаперти» являет миру пример хоть какого-то духовного противоядия «хохотунчикам» в современной культуре»...

 

Т.К.: Главное, конечно, не призы и награды. Хотелось бы «подтянуть» ставропольскую публику, которая не верит, что театр – это интересно. Таких людей, к сожалению, много. Одна из причин, отсутствие в городе ТЮЗа, который мог бы готовить зрителей к восприятию театра с детства.

О.М.: А что, по-вашему, необходимо для того, чтобы заинтересовать публику?

Т.К.: Чтобы зрителя зацепил спектакль, нужно очень много. И, прежде всего, не идти на поводу у публики. Если ты хочешь кого-то изменить, ты должен показать свое видение. Не идти на компромиссы, забыть про желание кому-то понравиться. Мы должны вывести зрителя из зоны комфорта, иначе он так и будет смотреть то, к чему привык, и никогда не изменится. Во-вторых, требуется большая работа по выбору соответствующего материала. В моем случае это чутьё. В пьесе надо найти «болевые точки», правильно выстроить действие, чтобы пробивало.

P.S. Постоянным зрителям «Театра на Гагарина» и тем, кто только планирует познакомиться с его творчеством, будет интересно узнать, что сейчас в процессе постановки пьеса современного драматурга Валерия Шергина «Концлагеристы». Режиссер Тамерлан Коченов сказал, что это будет спектакль в жанре антиутопии. И тоже про любовь…

(В материале использованы отзывы зрителей со страницы «Театра на Гагарина» в соцсети.)

Тамерлан Коченов, Ставрополь, Лариса Урбан, «Театр на Гагарина», новый театральный проект

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»