Наталья Меценатова: «Торговля – мощный двигатель экономики»

Олег Чесноков

В канун профессионального праздника наш обозреватель побеседовал с руководителем комитета экономического развития и торговли администрации Ставрополя Натальей Меценатовой.

Руководитель комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя Наталья Меценатова
Руководитель комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя Наталья Меценатова

- Наталья Ильинична, как Вы оцениваете состояние торговли в городе и, если можно так выразиться, профессиональный тонус работников отрасли?

- Эта сфера традиционно является в краевой столице одной из самых активных и динамично развивающихся. Здесь мы регулярно видим открытие новых точек и форматов, а также отслеживаем хорошие результаты роста вне зависимости от внешних, порой неблагоприятных, обстоятельств. Торговля с успехом справляется со всеми ударами, связанными, к примеру, с пандемией коронавируса или введением недружественными государствами санкций против нашей страны. Работающие в отрасли предприниматели грамотно и оперативно переформатируются, находя альтернативные источники для поставок и ориентируясь, прежде всего, на внутренний рынок.

Торговля сегодня, в условиях готовности к различным чрезвычайным ситуациям, находится, как говорится, «на острие» и показывает очень хорошую антистрессовую подготовку. А все искусственно создаваемые проблемы с отдельными видами продовольствия и товарами, как пресловутые случаи с гречкой или туалетной бумагой, остаются лишь небольшими эпизодами, о которых сегодня уже никто не вспоминает. Оценив стабильную ситуацию на прилавках, наши горожане перестали поддаваться ложным слухам и панике.

 

- Как отражается на торговле в Ставрополе политическая ситуация в стране?

- Как и вся Россия, наши предприятия отрасли оказывают самую активную помощь недавно вошедшим в состав России Донецкой и Луганской народным республикам, Запорожской и Херсонской областям, а также страдающей от террористических ударов Белгородской области и бойцам в зоне специальной военной операции. Это - и непосредственная гуманитарная помощь, и сбор денежных средств на приобретение необходимых продуктов, товаров, техники и оружия.

В любой сложной ситуации мы обращаемся к городским предприятиям торговли и общественного питания, и понимание у них находим всегда. В этом нет ничего удивительного, ведь такие структуры наиболее близки к людям, потому и оперативно откликаются на самые животрепещущие проблемы. Торговля в нашем городе, на мой взгляд, является самой социально ответственной отраслью экономики.

 

- Теперь давайте немного поговорим о статистике торговой отрасли нашего города в преддверии профессионального праздника.

- Пожалуйста. В структуре экономики столицы региона отрасль занимает одну из ключевых позиций. Индустрию торговли и сервиса успешно представляют более трёх тысяч предприятий. Работают здесь 75 тысяч человек, а это 21 процент от общего числа трудоспособного населения города. Именно в Ставрополе формируются свыше половины оборота розничной торговли всего края.

Фирменную торговую сеть города представляют свыше полутора сотен местных товаропроизводителей и триста объектов федеральных сетей. Для горожан в шаговой доступности от дома работают магазины, гипермаркеты, универсамы.

Количество объектов торговли гармонично растёт вместе со строительством новых жилых микрорайонов.

На территории региональной столицы осуществляют свою деятельность пять розничных рынков, предоставляющих без малого две тысячи торговых мест. В последние годы их облик значительно улучшился. Администрация Ставрополя благоустроила прилегающую территорию к рынку «Городской» и решила проблемы дефицита парковок в районе торгового комплекса «Базар». Также у нас уже много лет работают ярмарки выходного дня под девизом «Покупай ставропольское!». Здесь жители могут приобрести продукты по доступным ценам. С начала года ярмарки посетило более ста тысяч человек.

В краевом центре насчитывается 564 заведения общественного питания, способные принять свыше сорока тысяч посетителей. В этом году обустроено более 147 летних площадок, рассчитанных на 15 тысяч посадочных мест. Также развивается сеть семейных ресторанов, кофеен, булочных и кафе с национальными кухнями.

Несмотря на введение ограничительных мер со стороны иностранных государств, потребительский рынок Ставрополя становится все более цивилизованным и конкурентоспособным. Открываются дистанционные форматы торговли, появляются новые технологии продаж и, безусловно, улучшается качество обслуживания потребителей и предлагаемый им сервис.

 

- В бизнесе и в торговле, конечно, тоже прибыль стоит на ведущих позициях. На Ваш взгляд, она в приоритете у работников этого сектора?

- Конечно, плох тот руководитель, да и простой работник торговой точки, который не озабочен положительной динамикой работы предприятия. В то же время, в доказательство тому я могу привести много примеров, задача по получению выгоды любой ценой для подавляющего большинства наших отраслевых предприятий и организаций никогда не стояла и не стоит. Резко задирать цены, даже в связи с изменением курса валют, никто не собирается. Во-первых, предприниматели прекрасно понимают, что людям сейчас непросто, во-вторых, они не хотят резкими и непродуманными решениями лишать себя уже сложившейся клиентской базы. Такой факт – в нынешнем году в Ставрополе цена на так называемый «борщевой набор» даже ниже, чем в предыдущем. Кроме стоимости стоящего особняком лука, на что есть, скорее, объективные причины.

 

- Насколько мне известно, в этом году ставропольские предприятия хорошо показали себя на конкурсе «Торговля России - 2023»?

- Это действительно так. Мы ежегодно принимаем участие в этом профессиональном состязании, организованным федеральным Министерством промышленности и торговли совместно с Российской ассоциацией экспертов рынка и ритейла. Если раньше Ставрополь делал акцент на ярмарки, в том числе и организуемые с помощью городской администрации, то сейчас город самым широким образом представил различные магазины. И шесть торговых предприятий столицы региона оказались в числе победителей солидного федерального мероприятия.

Темпов снижать не будем, ведь наши предприниматели очень креативные, постоянно открывающие новые точки и форматы, которые пользуются у жителей и гостей региональной столицы заслуженной популярностью. Хочу подчеркнуть, что многочисленные ставропольские предприятия общественного питания ничем не уступают федеральным брендам, а где-то их и превосходят. Впрочем, ниши и возможности для развития на городском рынке есть у всех.

Наш город очень молодой. Средний возраст жителей 38 лет. У нас много семей с детьми, что создаёт высокий уровень спроса на определённые товары и услуги. А большое количество молодых и активных людей даёт возможности для многочисленных предложений на рынке труда, что также очень полезно для развития экономики и торговли в том числе.

 

- Какие успехи в последнее время демонстрирует торговая отрасль Ставрополя и каково влияние на них различных государственных мер поддержки?

- Показатели в этом направлении весьма позитивные. Оборот розничной торговли в городе по итогам прошлого года увеличился на 8,7 процента по сравнению с 2021-м. В общественном питании ещё выше – на 11 процентных пунктов. Сопоставимые цифры и в первом квартале текущего года по отношению к аналогичному прошлогоднему периоду – рост в 7 процентов. То есть динамика в целом сохраняется. Всё это не может не радовать даже с учётом влияния на увеличение оборота такого негативного явления, как инфляция.

Кроме того, мы ожидаем роста потребления в связи с инициативой Президента Российской Федерации Владимира Путина по увеличению с нового года на 18 процентов минимального размера оплаты труда. Это важное решение по поддержке населения страны обязательно даст достаточно мощный толчок для развития российской экономики.

Если говорить о мерах государственной поддержки бизнеса, в том числе и в торговой отрасли, то здесь самым ярким индикатором является очень существенное увеличение в Ставрополе числа самозанятых. Доля торговли, общественного питания и сферы услуг, для которых наступающий профессиональный праздник является общим, очень значительная. Ведь сюда относятся и доставка, и изготовление полуфабрикатов, и многое другое. Это очень серьёзный рынок большого объёма.

Также финансовой поддержкой государства на приобретение оборудования в этом году в Ставрополе пользовались предприятия, занимающиеся выпечкой хлеба, изготовлением различных тортов, пирогов и прочих кондитерских изделий. Активно развивается и сфера услуг краевого центра, которая идёт с торговлей, как говорится, рука об руку. Здесь можно выделить настоящий прорыв в развитии медицинского туризма в городе, который даст возможность привлечь в столицу региона новых потенциальных клиентов и потребителей услуг и товаров.

 

- В заключение Ваши пожелания работникам торговли к их профессиональному празднику.

- Желаю им всегда двигаться вперёд, не сдаваться, несмотря ни на какие трудности, успешно реализовываться, гордясь своим трудом и качественно работая на благо покупателей, себя, своих семей и, сегодня эти слова звучат без всякого лишнего пафоса, нашей Родины. Сейчас очень многое зависит от каждого из нас. Ну и традиционно хочу пожелать нашим дорогим работникам торговли, общественного питания и сферы услуг здоровья, семейного благополучия, достижения новых профессиональных успехов и радости от каждого отработанного и прожитого дня!

Беседовал Олег ЧЕСНОКОВ

всероссийский конкурс «Торговля России - 2023», торговля, День работника торговли, общепит, Наталья Меценатова, администрация города Ставрополя, потребительский рынок Ставрополя, «борщевой набор», заведение общественного питания, государственная поддержка бизнеса

Другие статьи в рубрике «Благоустройство»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление