Скрытые смыслы ставропольской архитектуры

.

Много ли мы знаем об архитектуре нашего замечательного города? Оказывается, она скрывает в себе массу тайных смыслов: к примеру, масонскую символику и солярные знаки для оберега от тёмных духов.

В минувшую субботу в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств состоялась обширная лекция, посвящённая архитектуре Ставрополя. Главным поводом для обсуждения этой темы стал грядущий юбилей города: свое 245-летие столица региона отметит 17 сентября. О характерных особенностях, свойственных архитектурным памятникам города, рассказал Александр Жердев, экскурсовод, секретарь научно-методического совета Ставропольского краевого музея изобразительных искусств.

 

Торжественный ампир на улицах Ставрополя

Главная задача лекции состояла в том, чтобы определить основные стили, в соответствии с которыми возводились здания.

Начнём с ампира. Ампир в переводе с французского означает «имперский», в русском языке это понятие адаптировано как «высокий классицизм». Первоначально этот архитектурный стиль был призван воспевать и возвеличивать захватническую политику Наполеона Бонапарта. Такое направление интересно своими отсылками к античным мотивам с их характерными геометрическими формами и простотой исполнения. Преимущественно использовались оттенки белых и жёлтых цветов для покраски фасадов. Что же касается Ставрополя, отметим, что в начале XIX века на его архитектуру оказывали влияние два фактора: с одной стороны – оригинальная рельефная возвышенность, исключающая монотонность исполнения; и историческое прошлое города, играющего большую роль в становлении южных рубежей страны, – с другой.

 Дом Ильи Волкова – первое каменное здание в городе
Дом Ильи Волкова – первое каменное здание в городе

К 1798 году в городском лесу не осталось ни одного дерева, предназначенного для строительства, это привело к поискам альтернативных материалов, и таковым стал камень. В 1799 году первым архитектурным объектом в Ставрополе, выполненным из камня, был дом, принадлежавший купцу Илье Волкову. И сегодня его еще можно увидеть на проспекте Карла Маркса. В XIX веке основным строительным материалом для местных жителей становятся дерево, камыш, мрамор, графит, оникс, кирпич, ракушечник и глина.

Одной из первых построек в стиле ампира в Ставрополе является Шефский дом, возведённый в 1809-1811 годах. Здание было построено из природного ракушечника. Строгость, отсутствие лишних декоративных деталей в отделках фасадов ознаменовывали ампир. Увы, сегодня здание утрачено, на его месте остался лишь фундамент.

Ещё один образец данного архитектурного направления – это Триумфальная арка, возведённая в 1841 году в честь 30-летия Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года. Деньги на строительство выделил ставропольский купец, меценат Гавриил Тамамшев. Арка – это памятник славе русского оружия, в 1851 году она была преобразована в ворота, чем поныне и остаётся. Сегодня восстановленные Тифлисские ворота на проспекте Карла Маркса одна из главных достопримечательностей города.

Таким образом, можно заметить, что стиль ампир в архитектуре Ставрополя выразился в собственной, оригинальной манере, тем не менее взяв за основу образцы имперского направления в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Риме. Уникальной особенностью именно ставропольского ампира можно считать отсутствие военной атрибутики, внешнюю строгость фасадов зданий, использование башен и бельведеров для придания торжественности и величия.

 

Эпоха смешения стилей

В 1830 – 1840 годах в русской архитектуре получило своё распространение такое направление, как эклектизм. В переводе с греческого это «выбирать». То есть эклектика – это выбор. Одним из самых примечательных и главных признаков данного направления являлось многостилие. Считалось, что для административных зданий больше подходят мотивы ренессанса, для православного храма точны древнерусские формы, для дворца – мотивы барокко.

Эклектика охватила Россию с 1830 по 1910 год, одним из этапов этого направления можно считать историзм, который получил своё распространение с 70 по 90-е годы девятнадцатого века. Говоря о Европе, стоит отметить, что приход к направлению эклектики был предопределён распадом классицизма как стиля и как метода архитектурного творчества.

Одним из зданий, построенных в соответствии с этим направлением, являлась классическая мужская гимназия. Проектировали здание архитекторы из Москвы и Санкт-Петербурга по плану отечественного архитектора академика Феофила Шульца. В здании было 20 комнат и залов, в том числе классы, кабинеты, мастерские, два гимнастических зала, учительская. В стенах гимназии могло обучаться более 900 человек. Внешние стены были окрашены в светло-жёлтый цвет, постройка имела характерную форму буквы «П».

 Архитектурный памятник псевдорусского стиля
Архитектурный памятник псевдорусского стиля

Ещё одним немаловажным направлением эклектики стал псевдорусский или неорусский стиль. Период 1850-1860 годов ознаменован как угасание романтического этапа эклектики и начало развития псевдорусского стиля. В конце XIX века данное направление ассоциировали с поисками рационального своеобразия в архитектуре. Псевдорусский стиль рассматривали как возможность возрождения старых форм и мотивов. Одним из архитектурных памятников этого направления является здание Ставропольской духовной семинарии, открытию которой поспособствовал епископ Иеремия. Официальное открытие состоялось в ноябре 1846 года.

В конце XIX века в Ставрополе открылось первое железнодорожное училище, построенное в стиле рационализма, в основе которого – кирпич. Строгость формы и простота исполнения характерны для рационализма. Стиль пользовался популярностью при возведении учебных заведений, промышленных предприятий и зданий военного назначения. Здание железнодорожного училища интересно тем, что в его фасадах причудливо уживались черты романского, готического стиля и фрагменты эпохи Ренессанса.

 

Особый ставропольский стиль

Образцом особого стиля, так называемого ставропольского, стал особняк купца Георгия Иванова, построенный во второй половине XIX века. Дом возводили под руководством архитектора Павла Воскресенского. В плане дома можно наблюдать элемент, характерный для архитектуры Ставрополья, – знак Солнца, сверху накрытый лунной дугой. Дело в том, что обилие солярных знаков и вообще его мотивы с характерными элементами – это оберег от тёмных сил, которые могут проникнуть через окна и двери. Солярные знаки представлены на всех частях дома, связанных с открытостью по отношению к внешнему миру: над окнами и между ними, над парадным входом. Исходное изображение солярного символа – круг.

 Дом купца Иванова покрыт солярными знаками – оберегами от темных сил
Дом купца Иванова покрыт солярными знаками – оберегами от темных сил

Одним из зданий, где фигурирует солярная система в качестве украшения фасадов зданий, является дом губернского секретаря Андрея Бруно, построенный в 1862 году по проекту архитектора Георгия Прокопца. Ромб, встроенный в квадрат, находится под окнами второго этажа. Квадрат – это символ Земли, он укореняет жилище.

Примечательно, что солярные знаки появились и на фасадах зданий нового гостиного ряда. В 1873 году Воскресенский, при участии архитектурного помощника Никифорова и строительного подрядчика Маслова, возвёл двухэтажный гостиный ряд. Сейчас в здании располагается Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. В проекте данного архитектурного сооружения знаки Солнца располагаются над окнами, знаки Земли, то есть квадраты, под ними.

Ставропольский архитектурный стиль интересен не только обилием солярных знаков. Помимо этого, на фасадах зданий часто встречаются масонские символы. Вновь обратимся к бывшему торговому ряду, точнее, к его фасадам над окнами, где можно наб-людать изображение, обозначающее цепь масонского единства.

На здании первой вольной аптеки тоже есть солярные знаки
На здании первой вольной аптеки тоже есть солярные знаки

На здании первой вольной аптеки, построенной в 1876 году, внимательный прохожий также обнаружит солярные знаки в виде круга. На решётке изображался круг Юпитера. Колесо с шестью спицами символизирует древнеримское божество – громовержца. Сама планета является символом удачи для человека. Некогда здание аптеки дополнялось звёздами Давида, однако после реставрации решёток эти элементы были утрачены.

Знаменитая аптека Байгера
Знаменитая аптека Байгера

Ставропольский стиль в архитектурном направлении весьма интересная и обширная тема, изучение которой позволяет утверждать, что её особенностью является очень тесный контакт природы человека и природы архитектуры, отразившийся в системе солярных знаков. Этот стиль стал своего рода экспериментом архитекторов с различными направлениями.

 

Изумительные образчики модерна

Перейдём к заключительному стилевому направлению – модерн. В переводе с французского «современный». Получил распространение в конце XIX – начале XX века. Это архитектурное направление использует свободу конструкции и планировки, своеобразный декор. В Россию модерн пришёл в 90-х годах XIX века. К основным стилевым чертам относятся использование извилистых деталей естественного природного мира: цветы, бутоны, лианы и экзотические растения, формы насекомых и животных.

Ставропольский модерн формировался под влиянием опыта более крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. Архитектор Адриан Булыгин предпринял первые попытки внедрения такого стиля в 1910-х годах. В аптеке Байгера можно обнаружить применение элементов европейского модерна, отразившихся в окнах с зеркальными стёклами, оригинальных балконах, имитирующих морские волны, в нарядных башнях для часов. Однако сегодня многие элементы, в том числе глазированная плитка, утрачены из-за неудачной реставрации.

Мельница Гулиева – некогда функционирующее мукомольное производство, расположившееся в красивейшем здании, сегодня под угрозой тотального разрушения. Главная задача, решить которую способны небезразличные к этому инвесторы: сохранить его, отреставрировать. Сложность заключается в том, что здание не числится в государственном реестре, соответственно снести его не составит труда, а вот сохранить гораздо сложнее.

Архитектура Ставрополя очень самобытна и красива, её сохранность – это задача не только властей, но и горожан, инвесторов, которые заинтересованы в том, чтобы эстетика города была разнообразной и создавалась не за счёт современных высоток, а благодаря памятникам исторического наследия, вобравшим в себя всю гениальность архитектурной мысли.

Алиса Климашевская.

городская архитектура, История Ставрополя, ставропольский архитектурный стиль, украшения фасадов зданий

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление