Жилищная инспекция: вектор действий

Тамара Коркина

Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает начальник управления Ставропольского края – государственной жилищной инспекции, главный государственный жилищный инспектор края Сергей Соболев.

Наши читатели, несомненно, заметили значительно увеличившееся количество публикаций в «Вечернем Ставрополе» о работе этого некогда весьма закрытого ведомства. Сейчас госжилинспекция, пользуясь информационной поддержкой газеты, регулярно публикует свои адреса, в том числе и электронные, приглашая жителей обращаться в ведомство по вопросам работы управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций. И горожане этим широко пользуются, судя по проводимым контрольно-надзорным мероприятиям, которые затем получают широкую огласку. С обращений и начался наш разговор.

Сергей Владимирович, давайте обозначим вопросы, с которыми к вам чаще всего обращаются люди.

– Они достаточно традиционны. Как и в прошлые годы, так и сейчас людей волнует содержание общего имущества в многоквартирных домах, качество предоставляемых коммунальных услуг и правомерность начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Отмечу, что в минувшем году по предписаниям наших инспекторов управляющие и ресурсоснабжающие организации вернули жителям более 10 миллионов некорректно начисленных средств. Это, к слову, в полтора раза больше, чем в предыдущем году.

Существуют и сезонные «всплески» жалоб. Это в основном отопление многоквартирных домов и уборка придомовых территорий от снега. По поручению губернатора края Владимира Владимирова мы отрабатываем их в течение суток.

 – Расскажите, пожалуйста, о мерах наказания тех, кто не убирает дворы после снегопада, равнодушно смотрит на скользкие дорожки и мало озабочен плохим отоплением в домах. Я имею в виду управляющие компании и ТСЖ.

– Если выявлено нарушение, то наш основной инструмент – предписание, которое выдает инспектор, и дальнейший контроль за его исполнением. Если в установленный срок предписание не исполнено, нарушитель привлекается к административной ответственности. В прошлом году, например, наши инспекторы составили 2000 протоколов, из них 71 – по грубым нарушениям лицензионных требований. По результатам проверок предъявлено штрафов на 43,6 миллиона рублей.

Одна из крайних мер, которую мы впервые применили в отношении управляющей компании, это лишение права управлять многоквартирным домом. Основанием послужило повторно допущенное грубое нарушение лицензионных требований. У дома образовалась задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, которая превышала две среднемесячные величины обязательств по оплате. В декабре прошлого года члены лицензионной комиссии одобрили предложение инспекции направить в суд заявление об аннулировании лицензии, выданной управляющей организации – нарушителю. Сейчас суд рассматривает дело.

 – Сергей Владимирович, мы уже писали о том, что в январе этого года вступил в силу новый федеральный закон о контрольно-надзорной деятельности. Какие изменения принес он в вашу работу, с чем они связаны?

Новый закон предполагает иной подход к инспекторской работе. Он смещает акцент с наказаний и штрафов на профилактику и упреждение нарушений. Надо сказать, что в нашем регионе такой курс принят еще в 2020 году, когда по поручению губернатора края были ограничены проверки предприятий малого бизнеса. С 1 января курс на профилактику закреплен в новом регламенте жилищного надзора в отношении ТСЖ, ресурсоснабжающих организаций и регоператоров. А с марта он закрепляется и в отношении лицензиатов, то есть управляющих организаций.

 – Как это будет выглядеть на практике?

Теперь помимо проверок, которые влекут за собой административные наказания и штрафы, инспектору дано право применять в работе широкий спектр профилактических мероприятий. Среди них консультирование, профилактические визиты, выдача предостережений. Повышение результативности предостережений – это одна из главных задач на текущий год, которую мы поставили перед собой.

 –Не приведет ли курс на профилактику к тому, что люди с их конкретными проблемами останутся в стороне?

– Мы надеемся, что активная профилактическая работа с подконтрольными лицами приведет к сокращению жалоб в инспекцию. Сейчас мы работаем так: при получении обращения извещаем об этом управляющую организацию или ТСЖ по телефону, с тем чтобы они оперативно разобрались с проблемой. Зачастую такого сигнала достаточно, вопрос заявителя разрешается в течение нескольких дней, и он подтверждает это инспектору. Сегодня таким образом инспекцией отрабатываются более 40 процентов поступающих обращений – мы называем этот порядок системой оперативного рассмотрения обращений граждан, или СОПР. Если в телефонном режиме проблему решить не удалось, тогда открывается проверка. Хочу обратить внимание на то, что по новому закону проведение внеплановых документарных или выездных проверок возможно только по обращению человека, чья личность подтверждена в установленном порядке.

 – Получается, если возникла проблема с управляющей компанией, пиши жалобу, бери паспорт и иди лично в госжилинспекцию?

– Не совсем так. Новшества не отменяют другие способы обратиться в инспекцию: по телефону, электронной почте или в социальных сетях. Вас проконсультируют, ответят на вопросы и постараются помочь, связавшись с ответственными лицами. Но если возникнет необходимость провести проверку, заявителя попросят подтвердить личность. И тогда, конечно, можно принести обращение в наше управление по адресу: г. Ставрополь, улица Спартака, дом 6, и предъявить паспорт. Но есть и гораздо более удобный и безопасный в условиях пандемии способ: обращение посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства – ГИС ЖКХ. Система интегрирована с единым порталом государственных и муниципальных услуг, поэтому отдельная регистрация не требуется. Зайти можно через подтвержденную учетную запись «Госуслуг», которая является средством идентификации личности заявителя. Отмечу, что многие уже смогли оценить этот способ: в 2021 году в ГИС ЖКХ на рассмотрение инспекторам управления поступило 1280 обращений. С помощью системы можно не только подать обращение в государственную жилищную инспекцию и другие органы власти различных уровней, но и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями и ТСЖ.

Я хотел бы подчеркнуть, что эта информационная система – источник самой подробной информации о многоквартирном доме. Здесь можно ввести и проверить показания приборов учета, посмотреть отчеты управляющей организации, узнать график капитального ремонта дома, получить информацию о плановом отключении коммунальных ресурсов, о тарифах на жилищно-коммунальные услуги, посмотреть начисления и внести плату. Одна из функций жилищной инспекции – тщательно следить за наполнением системы отчетными документами, договорами, графиками отключений и прочими обязательными сведениями. В 2021 году мы провели масштабную работу, чтобы обеспечить размещение необходимой информации в ГИС ЖКХ. В результате контрольно-надзорных мероприятий инспекции ответственные лица внесли в систему более 200 тысяч договоров и других обязательных сведений.

В прошлом году в ГИС стало технически возможным проводить общие собрания онлайн. Этот цифровой инструмент способен снизить риск фальсификаций при голосовании и подключить к принятию решений большее количество собственников.

 – Сергей Владимирович, для молодежи эта процедура, очевидно, достаточно проста и понятна. А вот люди старшего поколения с онлайн чаще всего не дружат.

– Сейчас зарегистрированных на портале Госуслуг очень много. Сам процесс участия в собрании несложный. От администратора собрания жильцу дома поступит сообщение о дате, времени и повестке собрания. Далее останется только зайти на ГИС ЖКХ и проголосовать. Надеюсь, что в ближайшем будущем все жители края освоят процесс проведения таких общих собраний.

 – Сколько существуют управляющие компании, столько же идут жалобы собственников на то, как трудно, а порой просто невозможно их сменить. Обращаются ли к вам люди с этой проблемой и какую помощь вы можете оказать?

– В прошлом году в крае сменили управляющую компанию 468 многоквартирных домов, то есть это не так уж сложно. Каждому переходу предшествует большая работа. Инспекторы оказывают консультативную поддержку как собственникам, так и управляющим компаниям. Мы проверяем поступившие протоколы о выборе новой управляющей организации на наличие кворума и соблюдение требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов собрания. За прошлый год проведено 822 проверки протоколов общих собраний, что в три раза превышает показатель 2020 года.

 – Как, на ваш взгляд, собственникам разобраться, какая управляющая компания хорошая, а с какой лучше не связываться?

– Сейчас в крае работают 335 управляющих организаций. Дома в управлении есть у 257 из них. Какие-то предлагают минимум обязательных услуг, но и низкий размер платы для собственников, другие готовы удовлетворять все желания жителей, но размер платы в таких домах, естественно, выше. Надо понимать, что других средств у управляющей организации, кроме тех, что платят ей собственники, нет. И исходить из этого. Собственники, как заказчики услуг, должны контролировать, на что идут их деньги.

При выборе управляющей компании можно поинтересоваться ее местом в общем рейтинге. В начале февраля на сайте госжилинспекции стартовал уже второй опрос по качеству работы управляющих организаций. До 28 февраля оценку за прошлый год может выставить любой житель многоквартирного дома, находящегося под управлением УК. По результатам опроса будет сформирован «народный рейтинг» управляющих компаний за 2021 год, который мы опубликуем на сайте в марте. Он поможет сориентироваться на этом рынке и сделать оптимальный выбор при смене управляющей организации.

управляющие компании, коммунальные услуги, оплата ЖКХ, ЖКХ, Ставропольский край, обслуживание многоквартиных домов, начальник краевой госжилинспекции Сергей Соболев, госжилинспекция

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «ЖКХ»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление