Любящей мамой можно стать и почти в 70 лет

Ольга Богатеева

Накануне в нашей стране свой профессиональный праздник отметили люди, которым мы доверяем самое дорогое – своих детей.

Каждое утро воспитатели в детских садах с улыбкой принимают от родителей их чад и проводят с малышами, по сути, весь день, помогая им не просто одеться-раздеться, умыться и поесть, а понять этот мир, научиться чему-то новому. Для кого-то это тяжкий труд, а кто-то не представляет себе жизни без этих маленьких лучиков света – детей. Наша сегодняшняя героиня – как раз такая.

Это на собственном примере доказала моя хорошая знакомая Евгения Ивановна Самодина, воспитавшая двоих сыновей, сейчас имеющая уже троих взрослых внуков и дочь Вику, от которой в свое время отказались её близкие.

Евгения Ивановна с дочерью Викой  и руководителем Ставропольской краевой общественной  организации «Открытый дом – детская служба спасения»  Розой Барановой
Евгения Ивановна с дочерью Викой и руководителем Ставропольской краевой общественной организации «Открытый дом – детская служба спасения» Розой Барановой

Наша замечательная героиня – мама с большой буквы! Кстати, в День знаний, 1 сентября, в этом году Евгении Самодиной исполнился 81 год, а ее дочери Виктории 17 сентября – 21. Вот такая разница в шестьдесят лет не мешает им быть «на одной волне».

А тогда, в начале «нулевых», от девчушки с большим букетом болезней дважды отказались молодые родители и другие родные, сначала в родильном доме Ессентуков, а потом и юридически, при оформлении медиками «тяжелого» ребенка в дом малютки. Евгении Ивановне было уже 68 лет по паспорту, когда она неимоверными усилиями, через ряд бюрократических препон, добилась оформления в свою семью ставшей ей родной девочки Вики. Но обо всем по порядку.

 

Кто бы еще так рискнул?

Моя героиня – коренная жительница Ставрополя, родилась во время войны в семье швеи и зубного техника. В коррекционном дошкольном детском доме она проработала с 1980 года более 30 лет учителем-дефектологом. На это время пришлись и непростые годы перестройки.

«Поступали к нам дети-отказники, а также малыши от лишенных родительских прав взрослых со всего края, и, естественно, с различными заболеваниями. Вику в 2005 году привезли к нам в возрасте 2 лет 10 месяцев, – рассказывает моя собеседница. – Я сразу поняла, что этого ребенка никто никогда не удочерит в силу разных обстоятельств – болезней, доставшихся от родителей (а ей ставили даже ДЦП), слабого физического здоровья. На нее вообще никто не обращал внимания, ведь у девочки была умственная отсталость, двусторонний птоз. Из-за того что веки были опущены, она ничего не видела, вела себя не очень адекватно, можно сказать, даже не очень хорошо. Мне было очень жалко эту малышку, к которой я прикипела всей душой. А она с первых дней говорила мне «мама», хотя многие детдомовские дети, как вы знаете, называют так своих воспитателей и нянечек. Вначале я брала Вику в гости к себе домой по разрешению администрации детдома, таким образом и она ко мне привыкла, и я к ней. Директором нашего учреждения тогда была очень добрая и хорошая женщина, толковый и грамотный специалист Антонина Яковлевна Исмаилова (в 1996 году за заслуги в обучении и воспитании учащихся и многолетний добросовестный труд получившая почетное звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации». – Авт.). Она тоже 30 лет проработала в детском доме. Но с приходом нового руководства мне это делать запретили. Поэтому я оформила сначала опеку над ребенком, а 11 декабря 2011 года уволилась по возрасту в 69 лет и забрала домой Вику уже как в приемную семью».

Мы с Евгенией Ивановной смеемся у нее на уютной кухне, когда я интересуюсь: наверное, она самая возрастная мама в нашем крае? На что та отвечает с юмором: «Уж не знаю, кто бы еще так рискнул, да еще и чужого ребенка, не кровного, взять. Хотя ведь чужих детей не бывает. В органах опеки мне говорили: «Зачем вы берете её, да еще в таком возрасте?» А я спокойно им отвечала: «Как зачем? Чтобы ребенок жил со мной, в заботе». С того времени мы с Викой неразлучны».

И сама Евгения Ивановна рассказывает, и лично я была свидетелем того, сколько времени, внимания, душевных и физических сил пришлось ей вложить в эту девочку. Жизнь у них пролетала в постоянных разъездах по поликлиникам, санаториям, в обивании порогов чиновников. В пять лет ей сделали операцию на глазах, и Вика наконец распахнула свои очи, а после этого пошла в целом на поправку.

 

Мечты должны сбываться

Еще 12 лет назад я спросила у восьмилетней девчушки: какая у нее мечта? Виктория тогда мне сказала: «Хочу стать доктором». Но этого ей сделать пока не удалось. Хотя в ее случае благодаря усердию мамы Жени уже предприняты неимоверные шаги к достижению этой цели. В 2022 году девушка получила диплом младшей медицинской сестры по уходу за больными в Михайловском многопрофильном техникуме имени казачьего генерала С. С. Николаева. Окончила его с похвальной грамотой на одни пятёрки. В этом году – курсы массажистов, на оплату которых маме Жене было не так просто найти средства в скромном семейном бюджете. Наставник отметил силу рук Виктории, несмотря на ее внешнюю хрупкость. Но на работу все равно нигде пока не берут, ссылаясь на то, что должно быть среднее медицинское образование.

В сложившейся ситуации получается замкнутый круг: чтобы поступить Вике в медколледж или вуз, девушке нужно завершить образование по программе средней школы. В ее возрасте это возможно только в вечернем лицее, но там ей отказывают, хотя сверстницы Вики из коррекционной школы ранее отучились в этом образовательном центре.

«Моего ребенка с документами в силу каких-то причин не взяли. Буду обращаться в наше министерство образования, запишусь на прием к губернатору, который в прошлом году обещал нам помочь. Владимир Владимиров очень человечно отнесся к нашим трудностям, меня внимательно выслушал, когда я случайно столкнулась с ним в холле Дома правительства. Понимаете, Вика ведь не дурочка, в апреле на «Олимпиаде возможностей «Абилимпикс» краевого уровня она завоевала первое место по теме «Остеома», даже выиграла небольшую премию. Рассчитывали мы и на федеральный уровень, но не хватило немного баллов. Будем готовиться на следующий год», – с гордостью рассказывает об успехах своей дочери Евгения Ивановна.

Пять лет назад женщина со мной делилась, как тяжело ей было воспитывать приемную дочь в пубертатный период, справляться с ее характером день ото дня 75-летней маме становилось всё сложнее, так как девочке тогда хотелось гулять. То ли давали о себе знать родительские гены, то ли просто так проявлялся трудный переходный возраст...

«В этот момент меня поддержала невестка из Бельгии по Скайпу, она туда уехала вместе с сыном, моим внуком, вновь вышла замуж, но живут они очень скромно. Признаюсь, грешные мысли порой мне приходили в голову. А она мне тогда правильно сказала: «Не вздумай девочку отдавать обратно, ты справишься. Третье предательство для подростка – это ужасно», – рассказала мне Евгения Самодина в прежнюю нашу встречу.

И она справилась, к своему совершеннолетию Вика многого добилась вопреки и злым языкам, и собственным недугам. К сожалению, биологических родителей Виктории уже нет на белом свете. Но мама Женя помогла ей разыскать родных бабушку и сестру на Кавминводах. В этом году накануне дня рождения она сказала дочери: «Бери торт, продукты и езжай к ним отмечать свой праздник, всё-таки это твои родные люди». Но печально то, что сами они 20 лет девочку не искали, хотя сейчас от общения с ней не отказываются.

Сколько знаю Евгению Ивановну – в этом она вся, человек с огромным сердцем и очень строгим, но справедливым и пробивным характером. Так, за 30 лет работы она ни разу не опоздала в детский дом. А ведь ездить приходилось из Юго-Западного района через весь город на улицу Ковалева, ниже цирка, к восьми часам утра. Как и любая женщина, при этом была и остается хранительницей семейного очага, выполняя домашние обязанности, с мужем растила сыновей. Марка, не дав ему доучиться в Ставропольском медицинском училище всего один год, в 1992 году призвали в армию на срочную службу, и 18-летний парень попал в первую военную кампанию на Северном Кавказе. О том, что пришлось пережить, в семье не вспоминают. Слава Богу, вернулся, доучился и стал медиком.

 

Неожиданный подарок к Пасхе

Несмотря на свои совсем небольшие пенсии, Евгения Ивановна и Вика помогают бездомным животным и очень их любят: скольких котят и щенков они уже выкормили из пипетки, вылечили у ветеринара, даже не сосчитать! Если надо, забирают бедолаг на время в частный дом в переулке Крупской, выхаживают, потом ищут им хозяев. Вот уж точно: Бог знает, кому посылать обездоленных не только детей, но и братьев наших меньших – и собак, и кошек. Когда весной 2021 года под Светлое Христово Воскресение женщина поехала проверить свой старый дом, то увидела, как по двору ходила маленькая, толстенькая и очень жалкая с виду собачка.

Женщина вспоминает: «Я подумала, что она забежала к нам случайно. Но когда я после Пасхи приехала вновь, каково же было мое удивление, что в холодное апрельское утро собачка обнимает и согревает своим тельцем четверых пищащих сироток-котят. И это был только первый подарок. Через несколько дней, когда я прошла в огород, обнаружила еще и троицу новорожденных щенят. Та бесхозная собачка, спасавшая чужих котят, сама нашла место, где были доски и сухая трава, и там ощенилась».

Если бы не Евгения Ивановна, кто бы всех этих малышей кормил? А ведь явно кто-то из соседей подбросил в этот двор новорожденных четырехлапых детенышей, зная, что хозяйка в беде их не бросит. Каждое утро Евгении Ивановны в любую погоду на протяжении двух лет начиналось в 6 утра, когда она собиралась и через полгорода ехала кормить эту «пищащую ораву» в частный сектор, не пропуская ни единого дня, даже в лютый мороз и ураган. Каждому животному они с Викой дали нестандартное интересное имя: Вирджини, Эльса, князь Мышкин... Кого-то удалось пристроить в добрые руки, а кто-то, к сожалению, погиб. Есть предположение, что животных сознательно отравили злоумышленники, так как эта беда в 2021 году коснулась домашних питомцев и у других жителей частного сектора на этой улице. А через год какие-то нелюди зимой подбросили под забор детского сада породистую вислоухую молодую кошечку с маленьким котенком, Евгения Ивановна с дочерью не оставили в беде и эту горемычную парочку пушистиков.

Сейчас Евгения Ивановна печалится, что родительский дом разрушается, и нет средств остановить этот процесс.

Мне очень хочется через общественность, возможно и органы власти, помочь Евгении Ивановне хотя бы с дальнейшим образованием ее девочки. Как истинная мать, она очень переживает за ее будущее: «У Вики обнаружена глаукома, сильная степень сколиоза, но все это не помешает ей в дальнейшем образовании, сейчас ей реабилитационный центр помогает в обследовании и лечении. Пожизненно она должна использовать очень дорогостоящие глазные капли, другие лекарства, нужен корсет. Со здоровьем, надеюсь, справимся потихоньку, будем искать средства на все назначения докторов. Вике очень нужно получить полноценное образование, чтобы в будущем устроиться на работу, ведь мне уже девятый десяток, и я должна быть уверена в будущем дочери, в том, что она в этой жизни со всем справится».

Недаром говорят, что Виктория – победа, этого я и пожелала матери и ее дочери, чтобы им всего удалось добиться в нашей непростой жизни.

«Открытый дом – детская служба спасения», дошкольное образование, детский сад, учитель-дефектолог, 27 сентября – День воспитателя

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление