Ставропольская киножизнь: взгляд из прошлого

.

27 августа – День российского кино

Кино – важная часть культуры любого общества, и Ставрополь не исключение. Первый кинотеатр в городе в 1907 году размещался в арендованном помещении и носил название «Биоскопъ». Он пользовался огромным успехом, зрителями 200 киносеансов стали 64 тысячи человек. В следующем году их число увеличилось до 74 тысяч. Доход был большой, поэтому позже, в 1909 году, в городе построили стационарный кинотеатр.

В 60-е годы прошлого века кино с его яркими образами и захватывающими сюжетами продолжало вызывать большой интерес у ставропольцев. Ежедневно кинотеатры края посещали 120 тысяч зрителей, а в выходные дни этот поток увеличивался до 150 тысяч. Тогда в Ставрополе было 12 кинотеатров – центров культурной жизни и развлечения. В них проводили киновечера, вечера творческого портрета, кинопанорамы и кинопремьеры. Они были местом встреч и знакомств.

Ставропольский кинотеатр «Родина» в конце 1950-х  (фото из семейного архива И.Ю. Коваленко (Любавиной)
Ставропольский кинотеатр «Родина» в конце 1950-х (фото из семейного архива И.Ю. Коваленко (Любавиной)

Кроме кинотеатров фильмы в городе показывали и в других учреждениях культуры: Дворце им. Гагарина, Доме офицеров… В 1960-е годы самый популярный в Ставрополе кинотеатр высшего разряда «Родина» стал не только первым широкоэкранным кинотеатром города, но и вторым в Советском Союзе, о чем говорила красивая информационная доска, установленная на его стене. Здесь работали четыре кинозала. Перед началом сеансов там выступали музыканты и артисты.

В «Родине» показывали фильмы таких известных советских режиссеров, как Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко, Сергей Герасимов, Михаил Ромм, а также зарубежных режиссеров – Альфреда Хичкока, Федерико Феллини и других выдающихся мастеров киноискусства. Особенно популярными были советские фильмы, которые рассказывали о жизни и идеалах того времени. Большой интерес у ставропольцев вызывал фильм «Дорога длиною в жизнь». Кинофильм «Судьба» посмотрели 867 тысяч зрителей, а позже фильм «Москва слезам не верит» – полтора миллиона человек! В XI пятилетке в кинотеатрах края было зафиксировано 186 миллионов посещений.

 

«Нет ли лишнего билетика?»…

Очень любили горожане первый кинотеатр в городе – «Октябрь», имевший два кинозала, и кинотеатр «Гигант», позже сменивший название на «Орленок», с четырьмя кинозалами, где не только демонстрировали фильмы, но и проводили кинофестивали, творческие встречи. Радовали зрителей «Орленка» новогодние елки и концерты, выставки и книжные недели – «Герои книг на экране».

В ноябре 1965 года в Ставрополе появился новый широкоформатный кинотеатр высшего разряда – «Экран».

В нем установили современные ксеноновые лампы вместо угольных разрядников и четыре кинопроектора весом по одной тонне каждый с водяным охлаждением. Привлекал кинотеатр необычной газосветной, динамической рекламой, телефонными автоответчиками, замечательным холлом с кинокафе и гардеробом. Он сразу и по праву занял лидирующее место в городе.

Кинотеатры такого уровня тогда имели право на выбор фильмов для демонстрации, поэтому в них все лучшие фильмы начинали свой путь к зрителям. Формат фильмов был разный – драма, комедия, приключения, научная фантастика. Репертуары остальных кинотеатров края в те времена планировала репертуарная комиссия. Составлять их было из чего, тогда получали около 300 новых, самых разных фильмов в год – от документальных лент до зарубежных детективов. В кинотеатрах регулярно проходили премьеры новых фильмов и специальные показы. Они были особым событием для горожан, которые с нетерпением их ждали и стояли в гигантских очередях, чтобы купить билеты. В кинотеатр «Октябрь» на индийские фильмы очереди доходили до аптеки Байгера. На подходе к «Экрану» желающие попасть на сеанс спрашивали лишний билетик от подземного перехода возле Дома книги.

Кинотеатры той эпохи были оформлены со вкусом, в сдержанных тонах, украшены изысканной лепниной, картинами и скульптурами. В фойе проходили концерты. Там же работали буфеты, в ассортимент которых входили бутерброды, соки, пирожные и мороженое.

Собираясь в кино, зрители в то время одевались как на праздник. В кинотеатрах они отвлекались от повседневных забот и хлопот. Сидя в комфортных креслах в ожидании начала фильма, общались с друзьями и знакомыми, обсуждали киношедевры, предстоящие премьеры, игру любимых актеров.

Перед художественным фильмом тогда показывали киножурнал – документальную новостную хронику, как правило, месячной давности. После этого в зале на минуту включали свет, чтобы опоздавшие на сеанс могли найти свои места. А затем зрители погружались в магическую атмосферу киноискусства. Просмотр фильма вызывал массовые эмоции и позволял почувствовать общность и коллективный дух в зале. После финальных кадров люди еще долго оставались под впечатлением от увиденного, выходя из кинотеатра делились впечатлениями.

 

Самое доступное из искусств в СССР

Информацию о премьерах фильмов и расписании сеансов зрители узнавали из местных газет, городской радиосети, афиш, украшавших стены кинотеатров и установленных в людных местах города.

Эскиз киноафиши к фильму «Олеко Дундич» художника Петра Филиппова, 1958 год  (публикуется впервые)
Эскиз киноафиши к фильму «Олеко Дундич» художника Петра Филиппова, 1958 год (публикуется впервые)

Ослепительный луч проектора, увлекающий в удивительный мир кино, одновременно высвечивал и проблемы качества показа фильмов. Очень часто пленка рвалась, по экрану пробегали какие-то полосы, квадраты и пропадал звук. Происходило это потому, что время жизни фильмокопии было ограничено – максимум 480 кинопоказов. Тогдашняя киноиндустрия не справлялась с производством нужного количества кинопленки, и поэтому фильмы приходилось реставрировать и восстанавливать. Этой работой в Ставрополе занимались фильморемонтные мастерские, продлевающие жизнь лентам. Там склеивали пленки, восстанавливали ракорд, из двух копий делали одну, что дополнительно позволяло еще десяткам тысяч зрителей посмотреть любимые фильмы. Восстановленная пленка по качеству была почти такая же, как и новая. В мастерских работали специальные реставрационные машины, позволяющие оживлять около пяти тысяч метров пленки в день – это два полнометражных фильма! Только в 1979 году было отремонтировано и реставрировано 165 тысяч фильмокопий. Этой пленкой можно было десять раз опоясать земной шар по экватору. Их посмотрели 20 миллионов зрителей.

Известные киноартисты и режиссеры были тогда кумирами молодежи. В киосках города продавались их многочисленные фотографии, которые многие девочки коллекционировали, обменивались ими, хвастались друг перед другом. Девчонки часто убегали с уроков, для того чтобы посмотреть «Алые паруса», «Алёшкину любовь», «Девушку без адреса», «Девчат», а мальчишки упивались просмотром приключенческих кинолент, таких как «Неуловимые мстители», «Великолепная семерка» и «Начальник Чукотки». Меня лично особенно интересовали маленькие залы документального и познавательного кино в «Родине» и «Гиганте», которые регулярно показывали интереснейшие ленты о путешествиях, природе и науке. Билет в эти залы стоил всего 10 копеек. При отсутствии телевидения и интернета это было окно в жизнь.

Во времена моего детства я с соседскими мальчишками взбирался на тополя, росшие напротив летнего кинотеатра Центрального парка культуры и отдыха со стороны улицы Дзержинского, и часто бесплатно смотрел фильмы «до 16». Видно и слышно было отлично.

Много кинотеатров в Ставрополе было расположено по его окраинам: «Мир», «Комсомолец», «Маяк», «Пионер», «Дружба» и «Чапаевец». Все они тоже были востребованы. Со временем планировалось построить в Ставрополе еще один широкоформатный кинотеатр на 1100 посадочных мест, реконструировать «Экран», пристроив к нему еще один зал на 500 мест. Кинотеатр «Дружба» планировали полностью реконструировать, где всё, от продажи билетов до показа фильмов, было бы полностью автоматизировано.

О кинотеатре «Октябрь» хочется сказать отдельно. Построенный в 1909 году в стиле европейского модерна, он был первым в Ставрополе. Тогда кинотеатр назывался «АРС». В 30-е годы прошлого столетия его переименовали в «Октябрь». В нем было два кинобара и кафе, уютный холл с фортепьяно, мягкой мебелью и два кинозала, которые вмещали четыреста зрителей. Кинотеатр прочно связан с историей Ставрополя, его стены помнят многих известных людей, посещавших киносеансы. В 1981 году он был признан памятником архитектуры и взят под охрану государства. Сейчас ему 114 лет, и на протяжении последних пяти лет он закрыт. Хотелось бы, чтобы город нашел возможность подарить ему вторую жизнь, сохранив яркую страницу истории Ставрополя.

 

Воспоминания бывалых «киношников»

Киноистория города хранит память о работе нескольких киноклубов Ставрополя: «Семейный разговор», «Молодые родители» и «Двое». Занятия в них сопровождались показом фильмов соответствующей тематики: «Молодая жена», «Весенняя путевка», «Двое в новом доме».

Особенный интерес у любителей кино вызывал киноклуб «Беседы о кино». Он начал работать в Ставрополе более пятидесяти лет назад и серьезно расширил кругозор ставропольцев в области киноискусства. Организовал его и стал бессменным ведущим выпускник ВГИКа, профессиональный киновед Геннадий Николаевич Хазанов. Он и сегодня ведет этот киноклуб.

Геннадий Хазанов (крайний слева) с однокурсниками по ВГИКу, 1975 год (фото из личного архива Г. Н. Хазанова)
Геннадий Хазанов (крайний слева) с однокурсниками по ВГИКу, 1975 год (фото из личного архива Г. Н. Хазанова)

По стечению обстоятельств мы с Геннадием были одноклассниками и соседями по дому. Вся наша жизнь проходила в одном городе и в одно время. Встретившись в очередной выходной день, мы предались совместным воспоминаниям молодости, и первое, о чем пошла речь, было, конечно, кино.

– Гена, какой кинотеатр в Ставрополе тебе нравился больше?

– Тот, в котором в данный момент шел лучший фильм. Выбор был. В «Октябре» и «Орленке» показывали фильм Куросавы, в «Родине» – Михаила Ромма, в «Экране» – Владимира Грамматикова, а в «Дружбе» – Витаутаса Жалакявичюса. Через неделю все менялось.

– О каком фильме сохранились самые яркие впечатления?

– В малом зале «Орленка» попал на «Земляничную поляну» Бергмана. Ее в Ставрополе показывали всего один день.

– Как ты стал киноведом?

– Об этом долго рассказывать. Было любопытно узнать, что такое кино «изнутри». Было интересно, смогу ли я поступить во ВГИК, провинциал, не имеющий никаких знакомств и связей в мире кино. Я познакомился с потрясающе интересными людьми. Так, одна моя сокурсница стала директором киностудии «Грузия-фильм», другая работала с Сокуровым, Германом-старшим и Лопушанским. Я слушал лекции Мераба Мамардашвили и Паолы Волковой, дружил с прекрасной актрисой Валентиной Владимировой…

– У нас в крае есть еще профессиональные киноведы?

– Есть выпускник ВГИКа, поэт Сергей Сутулов, моя коллега киновед Карина Мелконян. Но ей пришлось поменять профессию. Я ведь тоже всю жизнь зарабатываю преподаванием, госслужбой, чем угодно, только не киноведчеством.

– Расскажи о себе – писателе и журналисте.

– Мы с моим старым другом Василием Звягинцевым написали киносценарий «Пока не смолкли трубы», его взялся перенести на экран Евгений Герасимов, но он уехал в Италию делать картину по Тургеневу. Вместе со Звягинцевым работали над романом для телевидения Para bellum. Его в 2015 году выпустило издательство «ЭКСМО». Выходили мои повести в «Южной звезде» Виктора Кустова. Как журналист работал во всех ставропольских газетах, редактировал нескольких журналов. Горжусь тем, что был редактором детского журнала «Вовочка», занимавшего, по оценке Министерства печати, второе по качеству место в России.

– Гена, ты в 1969 году организовал киноклуб «Беседы о кино», который до сих пор ведешь, жертвуя своим временем. Не возникало желания закрыть его?

– Желание закрыть его периодически возникало, но не у меня. К счастью, среди тех, кто решал судьбу клуба, больше было людей достойных и умных. В крайкоме КПСС, например, клуб защищала Валентина Алимовна Бондарева, очень умный человек.

– Расскажи о многолетней истории киноклуба.

– Так это и рассказывать придется много лет. Показывал наш клуб я коллеге из США Александре Коррекер, которая вела киноклуб при университете Оклахомы. Она была поражена, у них киноискусством интересовались всего 20 человек. А у нас в 400-местном зале билетов не хватало. Что с них взять, духовная провинция. Доктор филологии Клара Штайн говорила, что киноклуб – единственный источник информации, которую она получила в своей жизни не приложив усилий. Многие доктора самых разных наук признавались, что в разное время ходили в киноклуб. Вот для этого он и был создан. Приятно.

День кино – праздник не только для профессионалов, но и для большинства российских зрителей, которые любят и ценят это искусство. Поэтому поздравления адресуются всем нам.

Алексей БОЯРСКИЙ,

член Союза журналистов РФ

История Ставрополя, кинотеатры, киноклуб «Беседы о кино», 27 августа – День российского кино, культура, киновед Геннадий Хазанов

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление