Праздник тех, кто умеет дарить сказку и возвращать в детство

Ольга Метёлкина

Во всем мире 21 марта отмечают День кукольника

В мастерских Ставропольского театра кукол: Ирина Уткина, Юлия Березина, Вера Воронина, Мария Овчинникова, Елена Сенько, Александр Реутов, Елена Будко, Тимур Хайретдинов и Игорь Каспаров
Ольга МетёлкинаВ мастерских Ставропольского театра кукол: Ирина Уткина, Юлия Березина, Вера Воронина, Мария Овчинникова, Елена Сенько, Александр Реутов, Елена Будко, Тимур Хайретдинов и Игорь Каспаров

В отличие от искусства театра кукол, существующего несколько тысячелетий, этот праздник еще очень молод. Он появился всего два десятка лет назад и стал профессиональным для всех, кто создает спектакли и служит в театре кукол. Чтобы приоткрыть завесу тайны и ощутить атмосферу волшебства, в которой появляется на свет сказка, мы заглянули в мастерские Ставропольского краевого театра кукол. Они располагаются в небольшом старинном здании на проспекте Октябрьской революции, 9.

 

Особенный театральный проект

В эти дни в мастерских театра подходит к завершению процесс создания кукол и декораций для нового спектакля. Можно смело сказать, что такой постановки у кукольников еще не было. Дело в том, что в прошлом году Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве был признан победителем конкурса Благотворительного фонда В. Потанина с проектом «Безвизовая история». Для его реализации музей пригласил в качестве партнера краевой театр кукол. Уникальность проекта заключается в том, что основной его частью стало создание спектакля, поставленного не по пьесе или литературному произведению. Необходимо было театральным языком раскрыть сакральные смыслы, «зашифрованные» в изображениях на уникальном каменном мавзолее, который является центрообразующим объектом лапидарной экспозиции музея-заповедника.

Мавзолей аланского царя Дургулеля Великого, правившего в середине – второй половине XI века, долгое время оставался загадкой для ученых. Исторические источники свидетельствуют, что царь Дургулель еще при жизни прослыл выдающимся правителем, защитником своей страны, народа и христианства. Благодаря исследованиям историков и, в частности, открытиям, сделанным директором музея-заповедника Николаем Охонько, был получен ключ к пониманию изображений на каменных плитах мавзолея в общем смысловом контексте памятника.

Перед режиссером спектакля Игорем Каспаровым изначально стояла сложная задача – написать инсценировку, не имея в качестве отправной точки ни литературного произведения, ни четкого сюжета.

– В спектакле фактически нет слов, всё основано только на жестах, пластике, музыке, – рассказал режиссер. – Сейчас идет подготовка материальной части спектакля, начались репетиции. В постановке присутствуют элементы сценического боя, который будет носить больше хореографический характер. По совету сотрудников музея мы пригласим на занятия специалистов, знающих тонкости осетинского танца. Премьера запланирована на 20 мая. Спектакль будет показан в программе Ночи музеев на площадке в музейном дворике, в непосредственной близости от аланского мавзолея. А на сцене нашего театра премьера запланирована в новом театральном сезоне.

Завершающие штрихи: куклы и реквизит нового спектакля почти готовы
Ольга МетёлкинаЗавершающие штрихи: куклы и реквизит нового спектакля почти готовы

Почти все куклы будущего спектакля уже готовы: сам Дургулель, Царица, загадочный Василиск… Интересно было наблюдать за тем, как буквально на глазах обретал свой грозный облик огромный «каменный» великан. Благодаря мастерству специалистов этот персонаж, созданный из папье-маше, на сценической площадке будет выглядеть как ожившая часть скалы. Фактура декорации тоже решена в стилистике камня. Художники создали уменьшенную копию центральной стены мавзолея, где барельефы тоже будут двигаться.

Как рассказала главный художник театра кукол Ирина Уткина, в этой постановке многое было сделано впервые. В том числе и в технологическом плане. Например, раньше специалистам мастерских не приходилось работать с эпоксидной смолой. Это очень интересный и одновременно требовательный материал. С его помощью можно получить необычные эффекты, которые зрители непременно оценят.

 

Люди театра – немного волшебники

Театр обладает магическим свойством: он как магнит притягивает к себе не только зрителей, но и тех, кто приходит сюда служить. Нередко люди, которые по каким-то причинам уходят из театра, снова сюда возвращаются. Ирина Уткина – яркий пример подобной преданности. Впервые она переступила порог краевого театра кукол в 1987 году в качестве художника-бутафора. Через несколько лет случился перерыв в работе, после которого в 2015-м Ирина Владимировна вернулась в театр как художник-постановщик, а затем стала главным художником.

– Не знаю, как у других, но у меня новая постановка начинается с чистого листа, – говорит она. – Каждый спектакль – это не только новая история, к созданию которой мы приступаем вместе с режиссером, художником-конструктором, с художниками-бутафорами…

Кстати, художники-бутафоры Елена Будко и Вера Воронина тоже много лет трудятся в мастерских. Их можно назвать хранителями лучших традиций театра, главная из которых – вкладывать душу в своё дело. А иначе как может случиться чудо превращения обычного предмета в куклу, которая плачет, смеётся и живет в своей сказке?!

Заведующий производственными мастерскими художник-конструктор Тимур Хайретдинов, зная изнутри «кухню» театрального волшебства, говорит, загадочно улыбаясь: «У меня работа – оживлять неживое. Я даже верю, что куклы по ночам оживают и живут своей жизнью. У них есть глаза, а значит, и душа тоже есть. Мне хочется верить в то, что душу в них вкладывает мастер. Иначе было бы не так интересно работать. А благодаря актерам куклы становятся живыми».

Тимур с детства был знаком с театральным миром, занимался в студии при московском Театре на Юго-Западе. В коллектив Ставропольского театра кукол он влился 11 лет назад.

– Я очень рад, что театр кукол вернулся в свое здание, – говорит Тимур. – Появилась возможность делать более серьезные, технически сложные, интересные работы.

Тимуру Хайретдинову не довелось работать со своим предшественником – художником-конструктором Григорием Юрьевичем Новиковым-Днепровым. Знаменитый мастер, к сожалению, покинул этот мир. Однако его незримое присутствие в мастерских ощущается до сих пор. И не только потому, что Григорий Юрьевич смотрит на всё, что происходит, с черно-белых фотографий на стене. О мастере лучше всего напоминают его куклы, которые сохранились. Они порой доверяют Тимуру Хайретдинову секреты своего мастера…

В небольшом коллективе, помимо специалистов, которых мы уже представили читателям газеты, трудятся еще художники-бутафоры Елена Сенько и Светлана Сергунцова, а также художник-модельер Мария Овчинникова. Недавно к ним присоединилась выпускница Ставропольского государственного педагогического института Юлия Березина, которая раньше делала куклы миниатюрных размеров, а теперь ей как скульптору приходится иметь дело с настоящими гигантами.

На днях в мастерскую пришел еще один новый сотрудник. В творческой среде Александра Реутова знают как креативного художника-керамиста. По удивительному совпадению в первый раз он был принят на работу в театр кукол ровно 30 лет назад. Тогда стремление найти собственную индивидуальность, свой путь в искусстве не дало ему надолго задержаться на одном месте. «Может быть, это тот случай, когда в одну реку можно войти дважды», – улыбается Александр.

 

Немного истории

Предположительно, здание, в котором расположены мастерские театра кукол, было одним из строений медопивоваренного завода «Салисъ», открытого в Ставрополе в 1890 году. До революции предприятие выпускало пиво и даже прославилось благодаря своим прогрессивным технологиям: в производственном процессе использовался природный газ из скважины, пробуренной на заводской территории. Как сказано в книге известного ставропольского краеведа Германа Беликова, фасадом на Театральную улицу (современный проспект Октябрьской революции) был построен одноэтажный дом, «где предпринимателем Григорием Третьяковым устраивается пивной бар «Биржа». Предположительно, это и есть здание, в котором сегодня располагаются мастерские. Оно принадлежит к тому же времени, что и строение бывшего Народного дома, куда после масштабной реставрации недавно вернулся и сам краевой театр кукол. Возможно, флигель из ракушечника с сохранившейся слева от него калиткой – это всё, что осталось от знаменитого завода…

 

Здесь даже взрослые задают детские вопросы

Театр кукол – это волшебное место, где взрослые могут ощутить себя маленькими. Это же чувство не отпускало меня в мастерских. Один из вопросов, который не давал покоя: что происходит с куклами, которые выходят из строя? Может быть, их, как людей, в лучшем случае отправляют на пенсию?..

Один из кукольных «старожилов»
Ольга МетёлкинаОдин из кукольных «старожилов»

Во многих уголках мастерских можно обнаружить местных «старожилов», которые в разные годы блистали на театральной сцене. Речь, конечно же, о куклах из спектаклей прошлого времени. Вот смотрит с высоты гвоздя на стене персонаж из сказки «Дикие лебеди», сложил свой роскошный хвост павлин из «Волшебной лампы Аладдина», на шкафу расположился пухленький купидон из спектакля «Соловей и император»… Со временем изнашиваются костюмы, тускнеют краски, рассыпается поролоновый наполнитель. В мастерские куклы возвращаются на реставрацию. Но есть и те, кому, судя по «возрасту», действительно пора на заслуженный отдых. Если их спектакли больше не идут в репертуаре, то, скорее всего, после реставрации место им в театральном музее.

Эскиз Ирины Уткиной к восстановленному спектаклю «Котенок по имени Гав»
Ольга МетёлкинаЭскиз Ирины Уткиной к восстановленному спектаклю «Котенок по имени Гав»

Случаются с куклами и трагические происшествия. В 2003 году режиссер Григорий Гольдман поставил в театре кукол спектакль «Котёнок по имени Гав» по пьесе Григория Остера. Сказку очень любили юные зрители. Актёрам тоже доставляло большое удовольствие в ней играть. Но в 2010 году случилась беда. После одного из выездных спектаклей, когда куклы, декорации и весь реквизит были погружены в автобус, загорелся двигатель машины. За считанные минуты пламя всё уничтожило. К счастью, люди не пострадали. А через шесть лет в театре решили подарить спектаклю вторую жизнь, и он до сих пор радует зрителей.

* * *

Работа в мастерских театра кукол практически никогда не прекращается. Еще каменный великан из эпической истории об аланском правителе окончательно не встал на ноги, а мастера уже приступили к созданию нового спектакля. В мае планируется премьера «Ёжик в тумане» по сказке Сергея Козлова. А в конце этого сезона начнется большая работа над спектаклем для взрослых «Ревизор» по пьесе Николая Гоголя. Для него предстоит сделать более 20 кукол. Всего же в постановке будет задействована почти вся труппа.

Дорогие кукольники, примите поздравления с вашим профессиональным праздником от всех ставропольских зрителей, которые любят и ценят искусство театра кукол. Для публики вы всегда будете немного волшебниками, которые маленьким дарят сказку, а взрослых возвращают в детство.

Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, искусство театра кукол, 21 марта - Международный день кукольника, Ставропольский краевой театр кукол

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление