Фотолетопись Крыма представлена в Ставропольском музее-заповеднике

Наталья Ардалина

День воссоединения

В Крыму сегодня выходной. Да, собственно, и для многих россиян эта дата тоже праздничная – 18 марта мы отмечаем День воссоединения Крыма с Россией. В этот день в 2014 году в Москве главами России, Крыма и Севастополя был подписан межгосударственный договор, ознаменовавший официальное возвращение территории полуострова в состав Российской Федерации.

Об уникальных работах крымских фотографов рассказывает заместитель директора Ставропольского музея-заповедника Егор Карагодин.
Об уникальных работах крымских фотографов рассказывает заместитель директора Ставропольского музея-заповедника Егор Карагодин.

За прошедшие с того момента семь лет Крым практически полностью преобразился: появились хорошие дороги, начала развиваться качественно новая инфраструктура полуострова, дети получили возможность учиться в лучших вузах страны, а курортное побережье с каждым годом привлекает все больше туристов, тоже во многом благодаря своему преображению в лучшую сторону.

Но есть люди, которые знают, как Крым выглядел даже не в прошлом, а в позапрошлом веке: в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве сохранилась уникальная коллекция дореволюционных фотографий, на которых еще стоят отметки «Музей имени Марии Васильевны Праве». Это означает, что собирал ее либо непосредственно Георгий Константинович Праве, либо кто-то из первых сотрудников ставропольского музея.

Фотографии не просто информативны, они помогают нам понять, как выглядел старый Крым, почувствовать атмосферу того времени, когда полуостров еще во многом сохранял свою первозданность, увидеть Крым таким, каким его видел российский император и его подданные.

Коллекция по объему небольшая – 28 листов-фотографий, но по составу очень интересная. В ней представлены работы четверых крымских фотографов, которые трудились на рубеже XIX и XX веков: Орлова, Семенова, Миткина и Колпакчи (Колпакчеева).

Как рассказал заместитель директора музея Егор Карагодин, самая большая часть этой коллекции относится к фотоателье Федора Орлова. Федор Павлович – один из зачинателей фотографии в Крыму, свою лицензию на занятие фотоделом он получил в 1865 году, когда это было еще настоящим ноу-хау, и до 1909 года, вплоть до своей смерти, не изменял своему призванию.

В основном на его работах – южный берег Крыма, Ялта с окрестностями. Более чем за 30 лет своей работы он сделал фотолетопись этих территорий. Работы Федора Орлова хорошо известны, он, кстати, был достаточно успешным коммерсантом в области фотографии – его виды Крыма успешно продавались в виде открыток. Но помимо пейзажей он заснял и такие исторические события, как пожар в царском имении в Ореанде, строительство ялтинской набережной, морского порта в Ялте. За это ему было пожаловано звание фотографа императорского двора, и позже он плотно работал с императором Александром III и его семьей, неоднократно снимал их на отдыхе в Ливадии, запечатлел строительство Ливадийского дворца, а также смерть и траурную процессию, когда тело усопшего императора отправляли из Ялты в Севастополь.

Фотографии Орлова считаются одними из эталонных и очень ценятся на интернет-аукционах.

Чуть позже в Крыму работал уже целый ряд фотографов: Миткин, Семенов, Коган, Дзюба и другие мастера. В коллекции Ставропольского музея-заповедника есть работы с отметками фотоателье Миткина и Семенова.

Георгиевский монастырь. Севастополь. Работа Константина Колпакчи.
Георгиевский монастырь. Севастополь. Работа Константина Колпакчи.

Михаил Васильевич Миткин – тоже один известнейших фотографов, он происходит из семьи екатеринославских купцов. Именно его отец первым начал заниматься коммерческой фотографией и воспроизводством открыток в Екатеринославе (Днепропетровск), а сын в 70-е годы XIX века открыл свое фотоателье в Ялте. Его работы также в основном представляют панорамы южного берега Крыма, крымских городов, строительство многочисленных дворцов русской знати. В последние годы своей жизни Миткин вернулся на родину и до конца своих дней работал фотографом в Екатеринославе.

В коллекции Ставропольского музея находится четыре работы с отметками фотоателье Миткина.

А еще три работы – авторства известного севастопольского фотографа, пожалуй, одного из первых в этом городе, Константина Колпакчи (Колпакчеева). Вообще, большинство его работ сегодня хранится в Центральном архиве кинофотодокументов, а в музейных и частных коллекциях они считаются большой редкостью.

Колпакчи работал только в Севастополе и его окрестностях, его фотографии интересны тем, что донесли до нас, по сути, то, как выглядел город спустя небольшой промежуток времени после окончания Крымской войны. Колпакчи считается летописцем Севастополя периода конца 1860-х – начала 1870-х годов. В ставропольской коллекции на одной из его работ представлен Малахов курган с развалами русских оборонительных сооружений, на второй – Балаклава и на третьей – Георгиевский монастырь.

Коллекция уникальна еще и тем, что она находится в очень хорошем состоянии, все фотографии сделаны очень качественно, их паспарту отличается изяществом оформления со всеми специальными отметками о принадлежности фотографов к императорскому двору.

Часть этих фотографий уже была представлена жителям и гостям Ставрополя в тематических выставках, посвященных Крыму. Теперь эти работы сможет увидеть любой желающий в видеосюжете на сайте музея.

Проект Конституции Крыма с автографом от разработчика.
Проект Конституции Крыма с автографом от разработчика.

Конечно, музей-заповедник хранит не только дореволюционную историю, здесь уже начали собирать вещи, связанные с современным периодом, в том числе с не менее важными историческими событиями 2014 года: в музее есть форма бойца спецподразделения «Беркут», проект новой крымской Конституции с автографом от разработчика, листовки на тему «Десять причин быть вместе с Россией» и многое другое.

Этот фонд пока еще совсем молодой в историческом ракурсе, а потому небольшой, но его значимость трудно переоценить: он полностью обозначает все этапы того, что происходило в Крыму в марте 2014 года.

Фото Александра Плотникова.

Севастополь, Российская Федерация, Крым, 18 марта - День воссоединения Крыма

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости