Главное в воспитании молодежи – преемственность традиций

.

В день 120-летия со дня рождения Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Бурмистрова заведующая «морской» модельной библиотеки, носящей имя героя, Елена Александровна Руднева собрала за круглым столом представителей ветеранских, общественных, музейных, спортивных, творческих, журналистских организаций, преподавателей вузов, школ, чтобы обменяться опытом своей работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодёжи.

Ведущая встречи Елена Руднева
Ведущая встречи Елена Руднева

Елена Александровна, открывая встречу, предложила поделиться опытом, технологиями, перспективами с целью укрепления сотрудничества в рамках государственной программы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Большинство участников круглого стола главную причину в разрыве преемственности передачи воспитательного посыла от старшего поколения к молодёжи видят в негативном влиянии событий 90-х годов, когда произошёл распад страны, свобода воспринималась как вседозволенность, стали расшатываться проверенные годами моральные ценности. Молодёжь, не получив историческую «прививку» опыта старшего поколения в собственной стране, практически попала под влияние разрушительных программ, созданных под эгидой «Фонда Сороса», навязывающих теорию открытого общества. Потеряв цель, заменяя реальное общение с окружающим миром, молодёжь стала погружаться в предложенный виртуальный компьютерный суррогат, выстроенный по чужим лекалам.

Юрий Викторович Виноградов, председатель отделения Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов», председатель кают-компании «Морское братство», отметил, что военно-патриотическое воспитание молодёжи должно стать краеугольным камнем политики нашего государства. Старшее поколение, пережив трагические последствия фашистского нашествия во время Великой Отечественной войны, наблюдая в течение последних 30 лет перепрограммирование населения Украины, сохранило на генетическом уровне благодарность к воинам-победителям, которую в наше время надо воспитать в новом поколении будущих защитников Отечества. Донести до молодёжи понимание святой обязанности защиты своих государственных рубежей. Юрий Викторович вспомнил, как ещё мальчиком катался по городу на автобусе №7, носящем имя Героя СССР Ивана Алексеевича Бурмистрова, которого он застал в живых. Герой-подводник Иван Алексеевич всегда откликался на предложения встретиться с молодёжью, посещал детские дома. Чтобы не прерывать связь поколений, понимая важность воспитания на героических примерах, сын Бурмистрова — Анатолий Иванович и Елена Александровна Руднева стали постепенно создавать музей морского дела.

Ольга Владимировна Чибинёва, помощник по связям с общественностью Воскресной школы при храме святого благоверного князя Александра Невского, поделилась опытом совместной работы с яхт-клубом «Оптимист» и библиотекой имени Ивана Алексеевича Бурмистрова, выигравших Президентский грант на реализацию программы «Был бы флот, а гавани найдутся». Научить любить Родину, учитывая детское восприятие, возможно только на примере понятных и простых совместных дел: быть в коллективе, уметь дружить и уважать находящихся рядом с тобой, понимать ответственность за совместно выполняемое задание.

Руководитель клуба «Оптимист» Сергей Иванович Баранов рассказал присутствующим, как создавался клуб и взрослели его участники. Современные дети зачастую не умеют просто дружить. Первоначально Сергей Иванович привлекал ребят работать в команде по созданию собственных ботиков для настоящей морской регаты. Получив грант на обустройство столярной мастерской при храме Александра Невского, он активизировал работу по подготовке судов к регате. На суше были построены тренажёры для отработки элементов управления на воде. Старшие ребята выполняли более сложные задания, но все привыкали к работе в команде. Милосердие, взаимовыручка, христианские ценности, жертвенность - это начальные этапы воспитания настоящего патриотизма.

Своим пониманием вовлечения молодёжи в совместное дело поделился капитан 3 ранга в отставке Александр Дмитриевич Меркулов, служивший на атомной подводной лодке. Создавая в 2010 году при Дворце имени Юрия Гагарина Клуб военно-патриотического направления, он столкнулся с недопониманием именно военизированного направления работы с детьми. В период всеобщей толерантности занятия на основе курса молодого бойца приходилось осуществлять с персонального согласия родителей. Ребята под «суровым» руководством своего наставника по-настоящему испытали, что такое марш-бросок, переход пешком по пересечённой местности. Этим приходилось заниматься в период отмены в школах уроков труда и начальной военной подготовки. Таким был один из педагогических приёмов показа ребятам отличия реальной жизни от виртуальной. Только традиционное воспитание в семье, занятия физической подготовкой, умение преодолевать возникающие трудности закаляют молодого человека, воспитывая в нём будущего защитника Родины. С удовлетворением Александр Дмитриевич отметил, что с 1 сентября 2024 года в школах предмет ОБЖ будет наполнен новым содержанием - «Основа безопасности и защита Родины».

Елена Анатольевна Давыдова, руководитель музея «Слава морской авиации» и военно-патриотического клуба «Поиск», поделилась опытом выстраивания системы по формированию интереса учащихся к истории своей страны, подкреплённой конкретной деятельностью. На базе школы № 32 разработаны приоритетные направления, призванные координировать военно-патриотическую деятельность образовательного заведения с другими учреждениями культуры и общественными организациями. Само здание школы уже является объектом исторического изучения. В военное время здесь располагался госпиталь для раненых бойцов. Ребята знают, где находилась операционная, а какие классы были госпитальными палатами. В 1995 году школе присвоено имя лётчика Героя Советского Союза Бориса Наумовича Воловодова.

Школьники участвуют в поисково-исследовательской работе музея. В 2022 г. ученик 11-го класса Алексей Полянцев с работой «Подвиг ставропольских врачей» занял призовое место в городской творческой конференции «Ермоловские чтения». Сергей Чикишев в том же году с работой о подвиге Героя Советского Союза Бориса Воловодова стал лауреатом I степени в научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения лётчика-истребителя Героя Советского Союза Леонида Ивановича Севрюкова. «Поколение Тик-тока», постигая через фильмы, стихи о войне непомерные тяготы и героизм участников Великой Отечественной войны, начинает лучше понимать свою долю ответственности в сохранении и защите Российского государства.

Андрей и Игорь Карташёвы принимают награды
Андрей и Игорь Карташёвы принимают награды

Братья Карташёвы: Андрей Владимирович, полковник запаса, и Игорь Владимирович, специалист по методической работе музейного комплекса, к этому круглому столу подготовили свой интересный проект. Творческая мастерская «Братья Карташёвы», успешно существующая на базе Ставропольского государственного медицинского университета, представила вдохновляющие видеопроекты: «Подводник номер один Иван Бурмистров», «Семестр, которого не было. Оккупация», «Мы победили и живы!». Студенты, участвующие в создании игровых видео, буквально погрузились в жизненные коллизии своих ровесников военных лет. Отмечая, что нет централизованной системы патриотического воспитания, поддержки разрозненных самодеятельных групп данного направления, создатели военно-патриотического контента столкнулись с невозможностью демонстрации подготовленных видеофильмов в других учебных заведениях. Мало помнить, надо воспитывать будущих героев страны. Необходимо на своём уровне вовлекать молодёжь в творческие проекты, выстраивать связи в студенческой и школьной среде.

Екатерина Петровна Полумискова, член Союза писателей России, обратила внимание на разнонаправленность в воспитании молодого человека в семье, учебных заведениях, самодеятельных молодёжных объединениях. Общение через гаджеты заменило живое, искреннее, дружеское взаимодействие ребят, когда их самостоятельное творчество приносит не только материальную выгоду, но и воспитывает их достойными гражданами России. Как литератор, Екатерина Петровна предложила написать произведение о жизни и подвиге Ивана Бурмистрова, прославившего ставропольскую землю.

Необходимо поднимать роль учителя. Наставник передаёт молодёжи не только профессиональные навыки, но и вдохновляет примерами общегражданского патриотизма, особенно востребованного в наше время.

Александр Викторович Семёнов, сотрудник МВД, продемонстрировал присутствовавшим сделанные модели кораблей. Из домашнего увлечения его хобби переросло в проект «Корабли и судьбы», которым Александр готов заинтересовывать будущих моряков и кораблестроителей.

Молодёжь активно вовлекается в посильную помощь, необходимую участникам СВО. Выступая перед ними, давая историческую справку о судьбе экипажа, можно передать боевой дух защитников, ходивших на исторических кораблях. В программах обучения молодого поколения весь упор делается на академические дисциплины, и только примерно 15% знаний можно отнести к предметам, дающим общее развитие.

Юрий Виноградов, подводя итоги встречи за круглым столом, наградил от регионального отделения «Российского Союза ветеранов» всех собравшихся представителей патриотического движения ценными подарками. Каждый на своём месте может стать воспитателем-наставником для молодёжи, имея богатый опыт собственной службы, передавая нравственные ориентиры молодому поколению, заботясь о преемственности традиций, заложенных в основании Российской армии и флота.

Елена ДЕМИДОВА, член Союза журналистов России

Великая Отечественная война, «морская» модельная библиотека, музей «Слава морской авиации», яхт-клуб «Оптимист», кают-компания «Морское братство», Иван Алексеевич Бурмистров, помощь участникам СВО, «Российский Союз ветеранов», гражданско-патриотическое воспитание

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление