«Мы десятилетиями думали, что мусор ничей...»

Тамара Коркина

отчет с прямой линии

На очередную прямую линию редакция пригласила исполнительного директора ООО «Эко-Сити» Евгения Сабельникова. Тема для разговора читателям предлагалась такая: проблемы и перспективы развития отрасли.

Первым позвонил Вячеслав Костин, ТСЖ «Добрый дом»:

– Нас призывают к раздельному сбору мусора, а как это реализовать – мы не знаем. Во-первых, в нашем шестиподъездном доме мусоропроводы. Как выход считаем, что пару контейнеров для сбора пластмассовых бутылок можно бы поставить во дворе. Многие жильцы готовы и макулатуру, пластмассу, лампочки, батарейки куда-то сдавать. Но у нас нет никакой информации – где эти пункты? Может, «Вечерний Ставрополь» возьмет на себя это дело, опубликует адреса приема? По своему опыту скажу: в месяц я заменяю не меньше десяти лампочек, за год больше сотни. Отслужившие просто бросаю в мусорный контейнер. Как бы навести в этом деле порядок? Поверьте, это у нас очень наболевший вопрос.

– Начну с того, что лампочки и батарейки не относятся к твердым коммунальным отходам, поэтому мы ими не занимаемся. Это другой класс опасности, оборот подобного рода отходов значительно сложнее. А что касается системы раздельного сбора, то тут тоже не все так просто. Вы говорите – хотим поставить два контейнера для сбора пластмассовых бутылок. По существующим правилам жители не имеют права ставить контейнеры там, где захотят. Для этого есть территориальная схема, есть нормы расположения контейнеров, а главное, должна быть организована хорошая контейнерная площадка. А не так – поставили где-то сбоку на асфальт, и все. Расположением контейнерных площадок занимается комитет городского хозяйства администрации города. Они вам дадут развернутый ответ, можно ли в вашем дворе поставить контейнеры.

Юрий Татарков, ул. Лермонтова:

– У нас много претензий к тому, как организован вывоз мусора. Во-первых, машина приезжает очень рано, шумная погрузка будит весь дом. Во-вторых, после нее порой остаются весьма неприятные лужи. И еще: чьи машины у «Эко-Сити» и куда они вывозят мусор?

Идет погрузка контейнера для раздельного сбора мусора.
Идет погрузка контейнера для раздельного сбора мусора.

– Услуги «Эко-Сити» оказывает перевозчик по контракту. Мы стараемся очень пристально следить за работой его водителей, но, к сожалению, не всегда это удается. Ежедневно по маршрутам выезжает двести машин – сами понимаете, что уследить за каждой не всегда возможно. Но закон о тишине, несомненно, должен соблюдаться. Каждый, у кого есть претензии, может зайти на сайт «Эко-Сити» и оставить обращение. Мы на все обращения сразу же реагируем. Что касается раннего времени, то объяснение довольно простое. Когда ставропольцы утром выходят из подъезда, они должны видеть не полные мусорные контейнеры, а чистоту, иначе говоря, контейнерная площадка вообще не должна своим видом привлекать внимание. К тому же перевозчик старается до пробок на дорогах выехать и вывезти мусор. Однако это вовсе не означает, что он имеет право нарушать покой горожан. А вот по поводу луж скажу, что еще не придумано мусоровывозящих машин, которые бы не проливались. Особенно когда идет сезон овощей, арбузов – в это время проблема проявляется особенно остро. Мы надеемся, что, когда будет раздельный сбор и пищевые отходы станут собираться отдельно, проблема уйдет. И последнее на ваш вопрос – куда вывозят мусор. Его вывозят на мусороперерабатывающий завод в хуторе Нижнерусском. Там три линии сортировки, все отходы перебираются вручную. Из ПЭТ-бутылки получаем крошку флекс – пластиковые хлопья – сырье для дальнейшей переработки в полиэфирное волокно, которое применяется в текстильной, металлургической, строительной промышленности, при изготовлении предметов домашнего быта.А из использованных полиэтиленовых пакетов изготавливается тротуарная плитка.

Николай Неверов:

– Много слышим про раздельный сбор мусора, на мой взгляд, большинство готовы это дело поддержать. Это и по-хозяйски, и природу сбережем. Скажите, на какой стадии этот процесс?

– Спасибо за вопрос. Скажу, что на сегодня идет колоссальная подготовка к раздельному сбору отходов, это достаточно сложный процесс. Для нас прежде всего важно наладить разделение крупногабаритных и твердых коммунальных отходов. Чтобы вместе с пластиком и стеклом жители не бросали диваны, окна, кирпичи и так далее. Вы, возможно, знаете, что сегодня организация мест сбора и накопления отходов лежит на собственниках земельных участков, а не на регоператорах по обращению с отходами. Мы не организуем контейнерные площадки и не следим за чистотой на них. Хотя, по нашему мнению, нам было бы это сподручнее делать.

Чтобы наладить правильное разделение отходов, нужно все контейнерные площадки привести к единому формату. Скажем, вот стоят контейнеры для твердых коммунальных отходов, и рядом оборудованы места с большими бункерами или сетками для складирования крупногабаритных отходов. Они входят в стоимость услуги, и мы обязаны их забирать. Если в доме мусорокамеры – тот же холодильник, скажем, оставляют на площадке возле них, перевозчик приезжает и увозит. Скажу, что город очень ответственно относится к этой проблеме и каждый месяц в Ставрополе появляются такие контейнерные площадки, какими они должны быть.

Это понятно. А разделение бытового мусора, того, который мы выносим из квартир каждый день?

– Я бы обозначил это вторым этапом. И главную трудность его проведения вижу в том, что мы десятилетиями думали, что мусор ничей, не имеет и копеечной цены, бросать его можно куда угодно. Что с ним дальше происходит – люди серьезно начали задумываться лет пять назад. И поняли, что это очень сложная отрасль, сейчас мы все учимся работать в ней.

На сегодня у регоператора хватает и техники, и сил, чтобы навести требуемый порядок, но проблема лежит в менталитете жителей.

Мы уже два года проводим в Ставрополе эксперимент по раздельному сбору бытовых отходов. Для этого «Эко-Сити» приобрел и установил порядка 300 контейнеров для накопления пластиковых бутылок, флаконов из-под бытовой химии. Пока, к сожалению, результаты неутешительны. Конечно, есть люди, которые очень ответственно относятся к раздельному сбору и соблюдают все правила. Но их усилия из-за небрежности других жильцов домов часто сводятся на нет. В специализированные контейнеры они валят все, что скопилось в мусорном ведре. И, по сути, убивается сама идея эко-эксперимента.

Раздельный сбор имеет смысл тогда, когда все, абсолютно все подчиняются одним правилам. Тогда собранные раздельно отходы минуют ленту сортировки и попадают сразу на переработку. Чистый ПЭТ становится специальной крошкой флекс, которая, в свою очередь, идет на изготовление предметов быта. Сегодня все происходит иначе. Перевозчик направляет отдельную машину для вывоза изделий из пластика, а в контейнере попадаются и другие фракции: ткань, картон, резина. Его содержимое идет на сортировку, как и смешанные отходы из других контейнеров. Выходит, что регоператор несет сплошные убытки. Отдельные рейсы мусоровозов увеличивают расходы на горюче-смазочные материалы, при этом затраты на сортировку не уменьшаются. И ведь это пока касается только пластика, что уж говорить о других фракциях.

Игорь Самсонов:

– Я не раз читал в «Вечерке», что общественники проводят посезонный контроль накопления мусора, чтобы убедиться в правильности нормативов. Это как-то отразилось на вашей работе по сбору мусора – где-то что-то уменьшилось или, наоборот, увеличилось?

– К нормативам накопления мы, по сути, не имеем отношения, их нам устанавливает краевое министерство ЖКХ. Мы можем лишь давать комментарии по их поводу. Пока никаких действий после контрольных замеров не последовало, возможно, информация еще обрабатывается. Наш край в стране был пилотным по проведению «мусорной» реформы, думаю, есть перегибы по некоторым нормативам. Насколько я знаю, сейчас министерство прорабатывает возможность новых замеров и установки новых нормативов. Какие-то будут понижены, какие-то повышены – это ежедневная работа.

Григорий Ветлов:

– Что делать с ветками после обрезки деревьев? Я живу в частном доме, есть несколько плодовых деревьев. Наша мусорная машина ветки не берет, нам говорят: рубите, укладывайте в мешки, делайте транспортабельными. Но это ведь не дело!

Только поставили оранжевый контейнер для сбора пластика,  как в нем появились различные бумажные обертки и даже палка.
Только поставили оранжевый контейнер для сбора пластика, как в нем появились различные бумажные обертки и даже палка.

– Я вас не порадую – ветки не входят в твердые коммунальные отходы, поэтому мы их не вывозим. Но в городе работают очень много перевозчиков, которым можно заказать эту услугу.

Нина Клиша, ул. Бурмистрова:

– Мне 75 лет, я инвалид второй группы, какие-то льготы по вывозу мусора у меня имеются?

– Да, имеются, если вам исполнилось 75 лет, то нужно с заявлением и копией паспорта приехать в офис регионального оператора. Вам будет оформлена скидка в размере 50 процентов от тарифа. Как инвалиду второй группы тоже была бы скидка в 50 процентов. Льгота предоставляется по одному основанию, то есть достаточно, что вам 75 лет. Для получения скидки обязательно наличие договора по обращению с ТКО с рег-оператором и отсутствие задолженностей за предоставленную услугу. Если есть задолженность, скидка не предоставляется до ее погашения.

Я хочу сказать для всех, кто будет читать отчет с этой прямой линии, что «Эко-Сити» серьезно относится к социальной поддержке людей в рамках нашей деятельности. На сегодня мы даем скидки 11 категориям потребителей наших услуг. Ими ежемесячно пользуются не меньше 65 тысяч человек. Мы уверены, что вход в «мусорную» реформу для незащищенных категорий населения должен быть более мягким и понятным.

Ведущий:

На сегодняшний день какие у отрасли самые большие проблемы?

– Нежелание юридических и физических лиц заключать договоры на вывоз мусора. У нас таких примерно 25 процентов. Мы ищем нежелающих платить за оказанную услугу, подаем исковое заявление в суд, и юридическое лицо должно будет оплачивать вывоз мусора с 1 января 2018 года, за четыре года, это большие суммы. А с физическими лицами главная проблема – количество проживающих. Очень многие думают, что вот сказал, что живет один, а на самом деле проживает четверо, то так всегда и будет. Нет, не будет, на сегодня есть законопроект о передаче персональных данных региональному оператору. И как только появится информация – суммы будут начисляться со дня действия регионального оператора согласно публичному договору или со дня прописки.

А пока мы имеем примерно 20 процентов неплательщиков среди жителей. Скажу, что на сегодня мы получаем около двух тысяч судебных приказов в месяц. Система отлажена, деньги списываются и так далее.

Татьяна Чернова:

– В нашем СНТ полная неразбериха с оплатой за вывоз мусора. Установлена одна сумма – 250 рублей с дома, независимо от того, один человек проживает или пятеро. И льготы не действуют. Скажите, могу ли я заключить с вами прямой договор на вывоз мусора?

–Такое решение – о переходе садоводов на прямые договоры с «Эко-Сити» – должно принять общее собрание. И мы с удовольствием будем работать с вами.

А вообще садоводческие товарищества сегодня – для нас одна из самых сложных тем. «Эко-Сити» обязано организовывать вывоз твердых коммунальных отходов со всей территории своей деятельности. Но на сегодня есть ДНТ, такие как «Прометей», «Березка», «Аграрник», «Нива» и другие, которые пользуются услугами «черных» перевозчиков. Как вы думаете, куда везут мусор «черные» перевозчики? Ясно, что не на действующий полигон, имеющий всю разрешительную документацию. Потом мы увидим этот мусор на опушках лесов, в оврагах в виде стихийных свалок.

Договоры с «Эко-Сити» председатели заключают на один куб в месяц, а при 800 участках 90 кубов вывозит «черный» перевозчик.

И все же на сегодня отношения между «Эко-Сити» и председателями ДНТ и СНТ начинают постепенно приходить в норму. Все видят, что суды принимают решения в пользу регоператора. Уже по взаимоотношениям регоператора и товариществ проведен не один круглый стол, не одна юридическая консультация. Договоры на услугу по обращению с ТКО постепенно заключаются. Хотя на территориях некоторых товариществ продолжают находиться контейнеры «черных» перевозчиков, отличить их внешне труда не составляет.

Потребители – люди простые, они видят – стоит контейнер, с чистой совестью бросают в него мусор, поскольку оплачивают услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Вот только платить при «черном» перевозчике скорее всего придется дважды. Почему? Да потому, что первая оплата на основании договора уходит регоператору, который, согласно действующему законодательству, и занимается обращением с твердыми коммунальными отходами. Вторая оплата должна отправиться в карман «черного» перевозчика, чьи контейнеры продолжают оставаться и наполняться на территориях ДНТ и СНТ.

Ведущий:

– Какими вы видите перспективы развития отрасли?

– Пока сказать что-то конкретное сложно. Но совершенно ясно, что сейчас мы находимся перед большими переменами, перед прорывом, связанным с раздельным сбором на законодательном уровне. Посмотрим, как будет преобразовываться законодательство, а мы будем действовать и совершенствоваться в соответствии с ним.

ООО «Эко-сити», твердые коммунальные отходы, раздельный сбор мусора, Ставрополь

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «ЖКХ»

Другие статьи в рубрике «Колонки»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости