Как создавали самый большой светомузыкальный фонтан на Юге России

Ольга Метёлкина

Во вторник на заседании администрации Ставрополя глава города Андрей Джатдоев вручил награды скульпторам и художникам, авторам светомузыкального фонтана на Владимирской площади. Обращаясь к ним со словами благодарности, Андрей Хасанович отметил, что один из самых больших фонтанов на юге России стал настоящим украшением Ставрополя, а его открытие - грандиозным событием, участниками и очевидцами которого стали более 50 тысяч жителей и гостей краевого центра.

Открытие фонтана в Ставрополе.
Открытие фонтана в Ставрополе.

Среди награжденных были академик Российской академии художеств, председатель Южного регионального отделения РАХ, заслуженный художник России Сергей Олешня, руководитель архитектурного бюро «Перспектива», архитектор Иван Ватага, академик и действительный член Российской Академии художеств, председатель правления Ставропольского краевого отделения Союза художников России» Сергей Паршин.

Следует отметить, что для ростовчанина Сергея Олешни наш город уже давно не чужой. Вместе с Сергеем Паршиным в составе творческого коллектива он создавал памятник хоперским казакам, который установлен в Ставрополе на площади Фрунзе. Кроме того, Сергей Николаевич не раз участвовал в международных и региональных выставочных проектах, организованных на Ставрополье.

Светомузыкальный фонтан на Владимирской площади Ставрополя - поистине уникальное сооружение, оно стало итогом труда целого коллектива, где от профессионализма и творческой самоотдачи каждого специалиста зависел общий результат. И если учесть, что от утверждения эскиза до торжественной церемонии открытия прошло всего шесть месяцев, то можно смело сказать о высочайшем мастерстве всей команды.

Сергей Олешня считает, Ставрополю повезло, что здесь живет и работает Сергей Паршин – художник, обладающий не только хорошим вкусом, но и одновременно уникальными способностями организатора, что редко встречается в творческой среде.

- Он не только пишет картины, организует выставки, проводит скульптурные симпозиумы, но и выступает связующим звеном между художниками и административными структурами.

После чествования авторов проекта в администрации города мы встретились с героями дня в галерее «Паршин», чтобы в деталях узнать, как развивались события при создании уникального фонтана.

Иван Ватага, Сергей Паршин и Сергей Олешня.
Иван Ватага, Сергей Паршин и Сергей Олешня.

Как известно, в сентябре прошлого года в микрорайоне «Перспективный» был открыт музейно-выставочный комплекс «Россия – моя история». Архитектору Ивану Ивановичу Ватаге предложили подумать над архитектурным проектом территории рядом с ним.

- Само здание музейного комплекса – типовое, можно было лишь с помощью каких-то дополнительных элементов придать ему историческую тематику, - рассказал Иван Иванович. – Выбрали достаточно простую форму. Так появилась колоннада перед входом.

Довольно просторная территория между музейным комплексом и памятником князю Владимиру тоже требовала оригинального оформления. Поэтому идея с фонтаном сразу всем понравилась. Интересно, что поначалу фонтан задумывался плоскостным: просто чаши и струи воды. Эскизы посмотрел губернатор Владимир Владимиров и предложил украсить фонтан скульптурами. Специалисты согласились с ним, поскольку на большой площади плоскостной фонтан смотрелся бы эффектно только в рабочем состоянии. Решено было сделать для него восемь скульптур.

- Нужно было создать образы, которые бы гармонично смотрелись с фигурой князя Владимира, - подключился к разговору Сергей Паршин. - Была идея - показать женщин России в какие-то важные исторические эпохи: от времен князя Владимира, Петра Первого и до наших дней. Потом от нее отказались, и, мне кажется, правильно сделали. Была также идея – символически обозначить семь субъектов Северо-Кавказского федерального округа и Россию, но затем руководство края и губернатор приняли решение, что эти восемь скульптур должны символизировать восемь федеральных округов России. При этом задачи показать атрибутику народов Кавказа не было. Поэтому, по большому счету, эти образы стали универсальными, и зритель может увидеть что-то свое, найти нечто общее с культурой своего народа. Там есть женщина с кувшином, другие - с виноградом, с цветами, рукописным свитком… С одной стороны, это обобщенные образы, с другой - чуть оторванные от эпохи, от времени. Хочется, чтобы этот фонтан вызывал интерес у людей и через много лет. Может быть, желание художника слишком амбициозное, но, когда мы смотрим на древнеримские скульптуры, они вызывают у нас интерес потому, что это образы на все времена.

Иван Ватага, Сергей Паршин и Михаил Ушаков на строительной площадке.
Иван Ватага, Сергей Паршин и Михаил Ушаков на строительной площадке.

Архитектору И.И. Ватаге удалось совместить скульптуры с водной композицией. Его окончательный эскиз фонтана был утвержден в марте, и с того момента, как говорится, процесс пошёл. И не просто пошёл, стремительно закрутился, потому что надо было успеть к Дню города. Мало кто верил, что это возможно.

Когда в апреле скульпторы приступили к своей работе в Москве, к ним приехал генеральный директор скульптурно-производственного комбината «Лит Арт»Александр Устенко (это крупнейшее предприятие в стране, на котором отливают многие известные бронзовые памятники, в том числе и фигуру князя Владимира работы народного художника РФ Салавата Щербакова для Ставрополя).

- Он сказал, тот объем работы, который вы хотите сделать, нереально осуществить за эти сроки, - вспоминает сегодня с улыбкой скульптор Сергей Олешня. – Был единственный выход - пошагово, чуть ли не поминутно расписать технологический график. Если хоть одна схема срывалась, например, не вовремя сделали эскиз, не вовремя вылепили или отформовали, то рушилось всё. Нам помогали скульпторы-стажеры, аспиранты, которые работают у меня в творческой мастерской в Российской академии художеств: Андрей Следков, Алексей Петров и Михаил Ушаков.

Сергей Олешня и Сергей Паршин в мастерской.
Сергей Олешня и Сергей Паршин в мастерской.

Сергей Николаевич рассказал, что образы не сразу получились живыми и самобытными. Проводить кастинг среди натурщиц времени не было, поэтому позвали на помощь самых надежных и проверенных моделей. Скульптор по секрету признался, что образ девушки с цветами он лепил с собственной дочери Марии. Жена Сергея Паршина Наталья и его дочь, тоже, кстати, Мария позировали для двух других скульптур фонтана. Вот так, сами того не подозревая, любимые женщины художников стали причастны к созданию произведения искусства.

Пока в Жуковском на комбинате «Лит Арт» отливали фигуры и готовились отправлять их в Ставрополь, на месте решали другую важную задачу: кто будет класть гранит.

- Материал очень сложный, надо было найти мастера, который возьмется за такую непростую работу, - вспоминает Иван Иванович Ватага. - Приезжали специалисты из Краснодара, но в последний момент не сошлись с ними в цене. Я хорошо знал опытного ставропольского мастера Николая Викторовича Кутепова, он много лет занимается камнем. Человек сдержанный, профессиональный, ему важно было что-то сделать для города. Николай Викторович собрал бригаду лучших специалистов из Минеральных Вод, Ессентуков и Ставрополя. Руководил процессом бригадир Дмитрий Геннадьевич Терещенко. Компания «ЮгСтройИнвест» предоставила своих строителей. На площадке была железная дисциплина.

Инженеры из Италии монтировали «начинку» фонтана. Они использовали на этом объекте самые передовые технологии из тех, что на сегодняшний день применяются в нашей стране. Все трубы и механизмы спрятаны под землей. Поэтому на глазах зрителей происходит чудо.

Чудом можно назвать и то, что удалось сделать создателям фонтана. Сергей Олешня с гордостью говорит о синтезе искусств и технологий: «Строительство, архитектура, инженерные и художественные работы, уникальная работа по камню, лучший литейный завод в стране были задействованы в создании этого фонтана. Графика, свет, вода, музыка – в целом получилось неповторимое произведение искусства».

По замыслу создателей, необычное сооружение будет радовать глаз даже зимой. На сегодняшний день завершены работы по консервации фонтана, и скоро на нем будет установлена световая инсталляция, имитирующая игру воды.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА и из личного архива Сергея Олешни и Сергея Паршина.

светомузыкальный фонтан, благоустройство, ЮСИ, Олешня

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»